Размышления дилетанта

Анна Литцен
Да-да, честно признаюсь — в архитектуре и градостроении я полный дилетант. А потому какие-либо проекты и новации способна оценить только с точки зрения потребителя, по принципу: «А хочу ли я жить в таком доме, районе и т. д.?»

Собственно, о чем речь. На просторах Сети наткнулась на опрос: «Хотели бы вы жить в доме-пирамиде?» - и рядом рисунок приземистой четырехугольной пирамиды на широком основании.

Спору нет, мы ворчим по поводу своих конурок-клетушек-квартир и массивов прямоугольных домов. Обрыдло, невзрачно, монотонно. Но вот неведомые мне архитекторы придумали проект дома-пирамиды. Я вспомнила классику: «Незнайку в Солнечном городе» Николая Носова. В Солнечном городе как раз широко и смело экспериментировали с городской архитектурой. Кому нужны подробности — пусть перечитает.

Да, так я задумалась: а хотела бы я жить в доме-пирамиде? Честно говоря, я не смогла себе представить расположения квартир в таком доме. По типу парижских мансард, что ли, а в середине — технические прибамбасы? Мансарды-то, конечно, бывают и жилые, но по большей части в них все же всевозможные творческие люди устраивают себе мастерские.

Представила: я живу в квартире со скошенными стенами и окнами, потолок неизбежно сведен к нулю. А ведь стены будут давить, создавая иллюзию нехватки воздуха и пространства. И за это еще придется очень дорого платить, ибо земельный участок под домом большой, а земля дорогая, к тому же все технические решения (канализация, отопление и т. п.) для такого дома должны разрабатываться индивидуально, типовые схемы не подойдут. Все это — немалая копеечка.

Но может быть, я ошибаюсь? И это проект вовсе не многоквартирного дома, а частного коттеджа? Честно говоря, не думаю, что среди людей, сумевших нажить достаточное состояние для реализации такого проекта, найдутся суперэксцентричные личности, завидующие фараонам. Неудобства-то те же.

И самое любопытное. В эзотерике я тоже дилетант, но неоднократно натыкалась на утверждения, что форма пирамиды обеспечивает связь с Космосом, что в таких конструкциях особая энергетика. И что же получается? У меня нервная работа, я прихожу домой, хочу расслабиться, почувствовать себя в безопасности и под защитой своего дома, а меня вместо этого атакуют энергии Вселенной? Буду ли я жить вообще в таком доме, не сбегу ли из него и не выставлю ли очень быстро на продажу?

Да, в домах форм, приближенных к пирамидальным, люди уже жили. Дворцы древних сатрапий, той же Персии, были выстроены в форме зиккуратов. И все же зиккурат — это не пирамида. Он обеспечивает комфортное самочувствие своим жильцам.

Откуда же берутся подобные новации — дома-пирамиды, дизайнеры, не знающие основ влияния дизайна на психику человека? Видела три клинических примера. Первый: спальня в багровых тонах. Честно говоря, в ней хочется не любить, а убивать. Второй: обои с Эйфелевой башней — резкие острые черные пики на контрастном белом фоне. Отдохнуть в такой комнате не удастся, ибо эти пики вонзаются в подсознание и напрягают. Третий: большая гостиная, разделенная на десяток частей декоративными занавесками. Трудно было поверить, что это гостиная миллионера. За этими занавесками логичнее представить подпольную швейную мастерскую вьетнамцев.

Все-таки, как ни крути, а наши «монотонные коробки» отнюдь не случайны и не стихийны. Испокон веков соборы были самых фантастических форм, а людское жилье — те самые «коробки» в различном исполнении и оформлении.

Полбеды, когда женоненавистники придумывают для женщин неестественные формы 90-60-90. Разумная женщина скажет: «А мне и так комфортно». Но когда начинают вот так экспериментировать со средой обитания — это уже какие-то психические отклонения. И, по большому счету, счастье, что у человека нет возможностей «улучшать» планету. Уничтожил бы в кратчайшие сроки.

Всегда ли человеку подходит определение «разумный»?..