Мистика и сны часть 21 ангелы - хранители

Дудко 3
МИСТИКА  И  СНЫ

ЧАСТЬ 21

На фотографии мой ангел-хранитель - моя БАБУСЯ.


                АНГЕЛЫ – ХРАНИТЕЛИ

Где бы мы ни жили, в нашем доме всегда живет домовой. Но кроме него ещё обитают и ангелы – хранители. Как они уживаются вместе – домовой и ангелы–хранители, мы не знаем.  Но они у нас присутствуют всегда.

Откуда мы это знаем?
Когда Олег вернулся домой, после учебы в центре Эльфаны, у него открылись многие способности. Они были у него всегда, но - нужно было открыть его чакры, и научить его управлять силами, дарованными ему свыше. Например – выходить в АСТРАЛ, видеть невидимое обычным людям, исцелять  некоторые болезни, используя биоэнергетические потоки и многое другое…

Я не буду здесь заострять внимание на его способностях. Но приведу пример. Однажды мы завели с ним разговор об ангелах – хранителях. Я его спросила – «А у нас дома в Московской квартире присутствует ангел–хранитель?». Он, заглянув в пустые соседние комнаты, сказал – «А они и сейчас здесь». – «А почему – они?». – «А их двое. Одна старая женщина и рядом – пожилой мужчина. Они беседуют. Видимо, я им помешал. Они ушли в другую комнату»…

Я верила и верю Олегу беспрекословно во всем. Я сразу же решила, что старая женщина – это моя бабуся. Конечно, я не знала - с кем она беседовала, но могла предположить, что это был мой дед, с которым она встретилась, перейдя в мир иной. И теперь она, как и раньше, при жизни, оберегает меня и мою семью от всяких невзгод.

Я верила и верю Олегу беспрекословно во всем. Я сразу же решила, что старая женщина – это моя бабуся. Конечно, я не знала - с кем она беседовала, но могла предположить, что это был мой дед, с которым она встретилась, перейдя в мир иной. И теперь она, как и раньше, при жизни, оберегает меня и мою семью от всяких невзгод.
   
  Когда  Стэлла забрала нас с Виктором к себе на постоянное место жительство,на дачу в Подольнихе,  мы с Виктором не раз убеждались, что рядом с нами постоянно присутствует незримо  кто-то невидимый.

Стэлла нас поселила в отдельном гостевом домике. В основном, всё время мы проводили внизу, в большой комнате, в которой сосредоточилась вся наша активная жизнь. Вечерами, когда мы сидим за столом,  мы часто видим, что в темном коридоре,   на фоне открытой двери, мелькают  серые тени. Мы не боимся их присутствия. Они нам просто не мешают…

Иногда, когда ночью прохладно, засыпая, чувствуешь, что одеяло не закрывает спину, потому что сползло, или не натянуто. Но пошевелиться и поправить его – лень, так как хочется спать. И вдруг чувствуешь, что кто-то поправляет одеяло и подтыкает его под спину… Кто?

Иногда чувствую чью-то руку, которая явно дотрагивается до меня легким быстрым, но ощутимым прикосновением.

Я считаю, что это всё тот же мой ангел – хранитель, моя бабуся…
В нашей комнате всё время открыта дверь в коридорчик, который ведёт в туалет. Часто боковым зрением, а иногда и напрямую, мы видим мелькнувшую тень. Иногда к нам приходят наши умершие собачки.

Лежу ночью в постели. Не спится. Слышу шорох, чисто собачка прошла из коридора в дальний угол комнаты. Всматриваюсь в полумрак и действительно вижу - что-то мелькнуло серенькое. Пошевелилась  и проверила – Дана лежит на своём месте. Мы с ней спим валетом на моём огромном диване. Закрыла глаза и вдруг чувствую, что кто-то пушистый лёг в изгиб моих ног. Я не испугалась. Но, чтобы проверить, правда это или нет – сбросила это что-то с постели ногами. Всё пропало.

Подобные случаи повторялись неоднократно, и не только со мной. Виктор видел такие же мелькающие тени в коридоре и призраки маленьких собачек.

В ВИКИПЕДИИ об ангелах – хранителях написано следующее…

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10).

 На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

У каждого Ангела (и у беса) различные способности: Одни «специализируются» на добродетели не стяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны — одни нагоняют блудные страсти, другие — гнев, третьи — тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов — хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

Ангел-хранитель есть у каждого человека. Наши невидимые помощники оказывают поддержку и защищают от всевозможных бед. Но, увы, не все ощущают помощь небесного покровителя. Если вы чувствуете, что вам не везет, ничего не получается в личной жизни, да еще и с финансами часто возникают проблемы, то, вероятно, вы просто потеряли связь со своим ангелом-хранителем.

Так кто же он такой, наш ангел-хранитель? Как его узнать? По мнению большинства экстрасенсов, ангел-хранитель – это наша интуиция, внутренний голос. Также небесные защитники могут проявлять себя через подсказки, знаки и предупреждения. Для того, чтобы наладить связь со своим ангелом и начать лучше его понимать, нужно больше о нем знать. Для этого используются нумерологические вычисления.

Узнать возраст своего ангела-хранителя можно путем прибавления к своему числу рождения числа 4. К примеру, если вы родились 15 числа, то вашему ангелу хранителю 19 лет (15+4=19). Возраст ангела не меняется.

Пол и характер ангела определяется с помощью сложения всех цифр в дате рождения. Например, вы родились 26.06.1978. Складываем все цифры и доводим полученное число путем сложения до однозначного: 2+6+0+6+1+9+7+8=39=3+9=12=1+2=3. Число 3 – это символ ангела хранителя для приведенной в примере даты рождения. Если число четное, ваш защитник мужского пола, если нечетное, то женского.

После того, как вы вычислили число вашего ангела, можно переходить к его значению.

1 – Ваш ангел святой. Он один из самых надежных и добрых небесных защитников. Этот ангел без всяких просьб и молитв сам придет на помощь и отведет беду. Как правило, такие ангелы даются тем, у кого очень слабое энергетическое поле. Их помощь может проявляться как угодно. Это самые активные защитники.

2 – Ангел света. Эти небесные покровители на древних рисунках всегда изображались с большими белыми крыльями. Часто эти ангелы целуют своих «подопечных» при рождении. Этот поцелуй проявляется в виде веснушек или необычных родинок на лице. Ангелы света общаются с людьми при помощи сновидений и через зеркала. Так что если ваш ангел именно этот, стоит серьезнее относиться к своим снам. Кроме того, вам очень повезло: этот ангел всегда находится рядом.

3 – Ангел воздуха. Эти ангелы почти невидимы, но их можно распознать по необычным звукам и шуму, похожему на шелест. Обладатели такого ангела часто попадают в передряги и трудные ситуации, поэтому им очень важно держать связь со своим защитником.

4 – Ангел мудрости. Это небесное создание наделяет подопечного благоразумием, гибким интеллектом и делает все возможное, чтобы он обдумывал каждое свое решение. Ангел мудрости дарует везение и удачу в учебе и карьере. Он имеет некую власть над мыслями того, кого опекает, и постоянно подсказывает, как правильно поступить.

5 – Ангел металла. Это очень сильные и храбрые защитники. Чаще всего приходят к человеку в тот момент, когда он плачет. Слезы подпитывают энергию ангела, от этого он становится сильней и может горы свернуть ради того, кому помогает. Как правило, ангел металла встречаются у людей сильных и уверенных. Также этот ангел дарует долгую жизнь.

6 – Ангел-радуга. Эти небесные существа наделяют своих подопечных талантами и оригинальным мышлением. Они способны поднять настроение даже в моменты грусти и тоски. Найти контакт с таким ангелом можно посредством творчества.

7 – Ангел энергии. Они очень изменчивы. Чтобы заручиться их поддержкой, постоянно нужно их благодарить и даже хвалить, тогда они будут более благосклонны. Чаще всего такие ангелы подсказывают правильное решение и предупреждают об опасности во снах. Но с ними нужно проявлять осторожность: ангелы энергии очень обидчивы, их может задеть любое грубое слово.

8 – Это ангельское воплощение ушедших из жизни родственников и близких людей. Это самые милосердные ангелы. Всегда придут на помощь, но о них нужно всегда помнить.

9 – Ангелы тепла. Для связи со своими опекаемым эти существа могут принимать обличье животных или умерших близких людей. Они придают человеку внутреннюю гармонию и дарят хорошее настроение.
Посмотрим, кем является мой ангел хранитель*
Я родилась 20. 01. 1935 года.
2 + 1 + 1 + 9 + 3 + 5 = 21 = 2 + 1 = 3
Следовательно мой ангел – хранитель – АНГЕЛ  ВОЗДУХА.

Ангел-хранитель есть не у всех. Но человеку крещёному он обязательно даётся - ещё одно преимущество крещения.

Ангел помогает даже неразумному человеку, который не знает, что ему необходимо молиться, но и то - не всегда.

Вспомним, ведь существуют и молитвы-призывания ангела на помощь, и ежедневная молитва, и даже акафист ангелу-хранителю. Ведь не просто так их писали.
Если мы не радеем о себе самом, то и ангел от нас отворачивается. Если материться, пить и курить, блудить и обижать сирых и убогих, то ангел также от нас отворачивается. Матерной речи ангелы не выдерживают однозначно и улетают из того дома, где крики и маты. Так что и ангелу, данному нам на попечение и спасение нашей души, мы тоже обязаны молиться. Хотя бы в день своего ангела.

Ангел-хранитель — это дух, приставленный к человеку, чтобы вести его по жизни и защищать. Представления об ангелах уходят своими корнями вглубь истории человечества, ко временам Шумерского царства, и на протяжении многих веков были одной из основных систем убеждений человека. Веру в то, что Создатель посылает духов, чтобы они присматривали за каждым человеком, можно найти и в древнегреческой философии, и в Ветхом Завете, хотя в нём об этом упоминается лишь косвенно. В Новом Завете Иисус говорит, что детей защищают ангелы-хранители.

Ангел посылается к душе человека, чтобы направлять его, устраивать его пути, помыслы и поступки. Пока человек заглядывает внутрь себя, пока он знает, что такое голос совести, его ангел ему хорошо слышен в виде интуиции или внутреннего голоса, просветления или благого побуждения.

В задачах ангела стоит помочь Вам пройти Ваш жизненный путь максимально выгодно для Вашей души: чтобы меньше сделать проступков и быстрее научиться тому, чему необходимо научиться Вашей душе в течение этой жизни.

Поэтому ангел очень сильно расстраивается, когда Вы удаляетесь или, что еще хуже - отказываетесь от Бога, от Любви, от светлого, доброго, от него. Его расстраивают все Ваши плохие поступки. И очень мудро было построено это шефство: за все Ваши грехи ангелу будет попрек, что не смог Вас воспитать и уберечь, достучаться до Вас (Вас, конечно, тоже по голове не погладят). А вот все Ваши благие дела ангел будет с радостью зачитывать из книги жизни. Хорошо, если добрых дел и молитв в Вашей копилке окажется больше, чем плохих проступков, слов, взглядов... А если на слова обвиняющих Вас, зачитывающих Ваши промахи, ангелу нечем будет крыть?..

Тогда и ему дадут нового человека, и Вам предстоит выполнять определенные работы на том свете, перед тем, как воплотиться в новое тело.

Часто спрашивают, сколько может быть ангелов у человека.
Обычно один. У целителей для дополнительной защиты - два. Очень редко, но бывает до 7 (включительно) ангелов-хранителей. Но не более. И чем более число, тем реже такое встречается.

Связано это может быть с обстоятельствами, когда человек очень нужен миру (многим людям), а у него идут смертельные опасности, тогда кто-то из ангелов-хранителей семьи этого человека может прийти на временную поддержку или пришлют дополнительного. Но я обращаю внимание, что это временное явление и достаточно редкое. Постоянных ангелов-хранителей не может быть более двух.
Я точно знаю, что  второй мой ангел – хранитель  - моя бабуся…

               АНГЕЛЫ – ХРАНИТЕЛИ  БЕРЕГЛИ  НАС  В  ПУТИ

В  продление темы об ангелах – хранителях, нам хочется привести ряд примеров, как наши ангелы – хранители помогали нам в наших опасных путешествиях и на дорогах.

Кстати, - об опасности на дороге… Мне на всю жизнь запомнился такой случай. Я еду с работы. Сошла с автобуса на своей остановке. Теперь нужно перейти на другую сторону. Зима. За день нападало много снега, который увезли ещё не весь. После уборочной машины, у края тротуара остались сгребенные с центра дороги горы снега. И только на самой остановке снег утоптан, потому что, как только автобус уезжает, толпа сошедших с него людей спешит перейти дорогу, и уминает снег ногами.

В этот раз народу сошло с автобуса много, и я почему-то взобралась на снежную гору за автобусной остановкой. Когда автобус ушел, я, не посмотрев влево, приготовилась перебегать улицу, и, приготовившись спрыгнуть со снежной горки на дорогу – начала движение. Что-то заставило меня повернуть голову влево, и – о, ужас! На огромной скорости, летела в мою сторону машина. Одна моя нога и туловище, уже включились в прыжок с горки на дорогу, и, как я мгновенно поняла – прямо под колеса приближающейся машины.

И произошло чудо – я зависла на месте, в наклоненной позе, под углом к дороге где-то градусов на 50. Машина вихрем пролетела чуть ниже моей головы, а я следом рухнула с горки на дорогу. Как мне удалось застыть в такой позе, и не упасть, пока не проехала машина, я до сих пор не понимаю…


Когда мы купили свою первую машину – Москвич, мы сразу же включились в дальние поездки на ней – весной на Украину, где жила Витина мама, а осенью – в Брест к Бате (отцу Виктора). Эти поездки всегда были яркими и запоминающимися, так как и весеннее цветение и осенние пейзажи всегда прелестны своей поэзией.

Но, ведь, были ещё и основные отпуска, в которые мы отправлялись с детьми и собачками.  Мы изъездили на машине весь Крым  и  Кавказ, всё нижнее Поволжье,  два раза ездили в Среднюю Азию, переправляясь с машиной на пароме через Каспий и было много других интересных путешествий.

 Мы считали себя авто альпинистами. И, действительно, мы не только проехали самые высокие, доступные для машины перевалы,  но и по молодости,  а,  может быть,  по глупости пускались в такие рискованные авантюры, что до сих пор даже вспоминать страшно. Но вспоминать есть что.  И не только нам, но и нашим детям. Иногда кто-то из них обмолвиться или,  может быть,  подумает, что за всю жизнь мы не нажили никаких материальных ценностей,  не оставляем после себя не нажитых фамильных драгоценностей или  чего-то  другого...  Но разве сегодня купишь за деньги те воспоминания и впечатления,  которые они испытали, покоряя с нами горные перевалы, движущиеся пески в пустынях, бездорожье и т.д. и т.п. Мы объездили почти все республики бывшего Советского Союза.  Ночевали под кустами,  в кемпингах, в палатках,  на земле у арыков…

    А сейчас вы сможете так бесстрашно и беззаботно попутешествовать по  стране? Не говоря уже про бывшие республики...

Естественно, мы не раз попадали во всякие передряги, а порой, забывая про осторожность, ездили с недопустимым риском для жизни.
Мы могли погибнуть всей семьёй не один раз в этих поездках. И всегда нас спасали наши ангелы–хранители. По другому объяснить то, что мы оставались в живых – я никак не могу…

1969 год.    Дорога от  Волгограда до Астрахани была плохая,  в основном - грейдер.  А там, где проходил дождь,  стояли лужи. Тогда ещё не была построена асфальтная дорога Волгоград - Астрахань.  Мы решили уезжать другой дорогой из Астрахани. Наивные люди!  И почему нас иногда упорно тянуло ввязываться в разные  сомнительные приключения?

    Сначала дорога шла более -  менее ничего... По сторонам слева и справа степь сменилась песками. Ветерком задувало песок на дорогу и он как бы шевелился на ней то собираясь горкой,  то переливаясь по ней волнами... Затем по бокам дороги песок стал расти на глазах большими валами.  А еще позже мы за этим песком уже не видели ничего больше.  Дело шло к вечеру.  Нас предупредили, чтобы мы никуда  не сворачивали, и ориентировались по телеграфным столбам.  Мы так и делали. Даже когда дорога полностью была засыпана песком, и угадывалась только по наитию, мы старались толкать машину, но столбов из вида не упускать.

    Дело шло к вечеру.  Мы решили  не  останавливаться.  Дорога  шла  немного вверх. По бокам насыпи из песка. Между ними наша маленькая красная машинка. А впереди перед нами восходящая огромная желтая,  как персик,  луна.  Казалось, что ещё  немного  и  мы на неё въедем.  Впечатление усиливалось тем,  что чем дальше мы ехали,  тем больше она становилась,  выкатываясь из-за  горизонта. Казалось, что  вот ещё немного, и мы на неё въедем... Незабываемое ощущение. Хотелось сказать, что диаметр луны равнялся двум метрам. Она стояла прямо перед машиной, и, когда мы проезжали по колее, поднимающейся немного вверх, действительно было полное ощущение, что мы едем в луну. Вероятно, тогда было полнолуние. Затем, колея куда - то пропала. Мы повернули в какую - то сторону.  Мы не заметили, куда девались столбы. Ехали уже просто наугад. Мы долго блудили среди песчаных дюн. Иногда останавливались, стараясь определить – с какой стороны их лучше объезжать, а порой и буксовали…

    И, вдруг, неожиданно, среди песков возник деревянный домик, обнесённый дощатой изгородью.  Это была гостиница.  Нас на неё вывел не  иначе,  как  ангел-хранитель, оберегавший нас в дороге.  Нам потом рассказали,  что не раз в пустыне пропадали машины.  То ли их отнимали,  а людей убивали, и закапывали в песках, то ли они сами блудили-блудили, и погибали без питья и еды...? Кто теперь расскажет?  Но как мы не заблудились окончательно?  И никто не знал бы - где мы потерялись...

    Мы въехали во двор.  Домик оказался гостиницей. Во дворе стояли грузовики. Была уже глубокая ночь. В гостинице не то, чтобы мест свободных не было, а и ногой-то ступить было некуда.  Шоферы спали на полу в коридоре  и  везде, где только можно было. Я уже не помню, куда пристроились Вова, Витя и Олег, но они переночевали в доме.  Я же осталась в машине.  Когда мы подъезжали, начинался ураган. Ветер всё усиливался, и усиливался. Машина,  несмотря на то, что стояла в огороженном дворе раскачивалась от ветра из стороны в сторону. Песок как вода  просачивался в машину даже там,  где не было никаких щелей.  Утром, когда открыли дверку машины,  из неё полился песок.  У меня песок был в волосах, на зубах и вообще везде...

   Нам рассказали, как ехать дальше.  И,  действительно,  без дополнительных приключений мы выехали на основную дорогу...

Дальнейший наш маршрут был:     - Орджоникидзе - Крестовский перевал -Тбилиси  - Севан - Ереван - граница -  Пушкинский перевал (планировали попасть в Батуми) - Поти - Сочи - Ростов на Дону - Воронеж -  Москва.

    Вообще на нашем пути встречаются самые разнообразные люди.  К одним мы сразу же проникаемся доверием и симпатией. С другими мы ругаемся на заправках и ещё где-нибудь.  Но со всеми - симпатичными и не очень -  мы  делим  свой кусочек жизни.  Мы с ними рядом спим,  едим, едем... Но всё-таки встречается больше хороших.

   Ночь застала нас в какой-то деревне, где не было ни гостиницы, ни другого удобного для ночлега места. Пробовали стучаться в дома. Но – бесполезно. Глухая ночь. Только на наш стук в калитки - лаяли собаки.

    Наконец в дом нас пустила переночевать учительница.  У неё 10 лет  назад  умер  муж. Остались  на её руках престарелые родители - по 80 лет и двое детей. Сын - учится в Ленинграде в пожарном училище и дочка - эпилептик, инвалид с детства на пенсии. Сама учительница веселая, энергичная. Ей 53 года. Откуда только она черпает энергию,  чтобы её хватало на всех и на всё?  Нас она угостила  вишней и яблоками. Спасибо ей за гостеприимство…

Самое интересное,  что когда мы приехали в Ереван,  о том,  чтобы остановиться в гостинице,  мы даже не мечтали.  И когда мы растерялись немножко, к нам подъехала  машина.  Местный интеллигентный армянин поинтересовался - откуда мы и зачем.  Проникнулся к нам уважением за то, что мы проявили интерес к Армении, и приехали, аж, из Москвы, чтобы на неё посмотреть. К тому же, он оказался ещё  - каким -  то большим начальником.  Он велел нам ехать за ним. Мы приехали на шикарную турбазу на краю города. Многоэтажные корпуса с обвивающими их балконами. А в середине площадки между корпусами - бассейн.  Этот армянин пошел  к директору турбазы и договорился,  чтобы нам разрешили поставить палатку прямо около бассейна.  Спасибо ему.  Мы прекрасно провели время в Ереване и на этой турбазе. Посещали музеи и другие интересные места.

Из Еревана  сначала мы решили проехать вдоль границы к Батуми. Незамеченными мы проехали первый пост, и дальше ехали вдоль границы, мы думали, что сама граница в нескольких км от дороги, а оказалось, что она в нескольких сантиметрах от дороги, совсем рядом. Слева от дороги уже за границей совсем рядом возвышалась гора Арарат, на вершине которой находится Ноев ковчег. Нас остановили на втором посту, взяли паспорта, спросили - откуда мы, потом вышел офицер и, отдав паспорта, сказал, чтобы мы до заката  выехали из запретной пограничной зоны (а это было уже вечером), иначе он нас арестует, и всё возмущался, как это мы незамеченными проехали первый пост. Мы вернулись, и уже ночью подъехали к Пушкинскому перевалу, по краям дороги стояло несколько домиков и некоторое количество  машин, шофёры которых остановились на ночлег, чего и нам они желали.
 
Но мы поехали дальше. Взбираясь на перевал, мы попали в густой туман, когда в метре ничего не видно. У нас работал только дальний свет, в котором видимость достигала только одного метра. Так, на ощупь, мы преодолели перевал и стали спускаться с него. Не было видно края дороги. В гору было ехать трудно, а здесь, машина, будто взбесилась – рвалась бежать на большой скорости, еле сдерживал её тормозами. Ехали практически вслепую. Легко сказать – вслепую. В тумане, рядом с дорогой – обрыв вниз… Не верится самим, но ехали практически только подчиняясь интуиции…

Наконец, туман остался позади, и далеко внизу мы увидели огоньки: это было бесподобное прекрасное зрелище – прямо фантастическая картина! Грунтовая дорога вилась вдоль обрыва, Ира всё охала, когда то справа, то слева мы ехали по самому краю обрыва...  А внизу огоньками светились окна каких-то хижин…

    Поехали в сторону Грозного, затем по военно-грузинской дороге и далее через горы - к морю…


          
                В  БИЙСК  НА  МОСКВИЧЕ


    Ну, а теперь можно вернуться к изложению событий нашего совместного отпуска в 1971 году, когда мы были молодыми...

У нас подходила очередь на Волгу. Нужно было продавать наш красненький Москвич. Машину нашу решил купить наш друг  Макаровец Н. А.                Но он жил в Бийске. Встал вопрос – как перегнать машину из Москвы в Бийск.
Мы договорились с Макаровцами, что совершим подвиг совместно: Виктор, я, Николай и Вика, его жена.

Путешествие было потрясное во всех отношениях: интересное, трудное, опасное, захватывающее, не забываемое и т.д. и т.п.
Расскажем Вам два интересных и опасных момента из этой нашей поездки.

Рассматривали несколько вариантов нашего автопробега.
Выбрали следующий:               
Автопробег:    МОСКВА – РОСТОВ -  Эльбрус - БАКУ - паром - АШХАБАД – МАРЫ - БУХАРА - САМАРКАНД – ЛЕНИНАБАД - ФЕРГАНА - ОШ – перевал -- ФРУНЗЕ – АЛМА-АТА - СЕМИПАЛАТИНСК – БАРНАУЛ - БИЙСК.
Домой полетим самолётом уже без машины.

До Кролевца я и Виктор доехали поездом. Там Коля у своих олдителей готовил машину к автопробегу, и практически учился с нуля на ней ездить.
11 июля.

    С рассветом выехали...  Итак - первый день автопробега. Коля оказывается запасся справками о том,  что группа научных работников совершает автопробег:  Москва - Ростов - Баку  -  Самарканд  -  Алтай.

 Справка на  красивом  фирменном  бланке  с шапкой - «Алтайский научно-исследовательский химико-технологический институт».

    Решили сократить дорогу и влипли... 85 км пилили по плохой дороге. Около Ахтырки Макаровец, будучи за рулем застрял среди коров.

    В Харькове  обнаружили,  что потеряли один болт,  а два раскрутились. На одной из центральных  улиц  Харькова  Макаровец  лежал  под машиной и привинчивал болты,  которые купил на 1 рубль у проезжающей машины (стоят они копейки и иметь их надо всегда с собой  на  всякий случай побольше).

    Видели на дороге перевёрнутую  машину.  Макаровец  опять  застрял среди коров. Ночевали в Изюме - трое в гостинице, а Макаровец в машине. Его обхаживали поздно вечером грузины,  но когда увидели,  что он не спит,  отошли к рядом стоящему зданию Горкома партии и сделали вид, что изучают часы приёма.


    12 июля.
    Дебальцево. Хочется горячего кофе. Кафе - "Турист". Остановились. Зашли. Паршивый  гуляш  и помоечное кофе...  Официантка флиртовала с Дудко... Едем дальше. Макаровец уже не застрял в стаде коров. Въехали в Ростовскую область. Вот и Ростов! Купили ещё значков и решили в Ростове не останавливаться, а ехать дальше. (Роковая ошибка!).

    17.40. На счетчике - 47017 км.  Врезались в грузин!!! Позже выяснили, что они оказались азербайджанцами.  Это была первая авария  за всё время существования нашей машины.

    Всё вышло очень просто.  За рулём - Коля.  Впереди объезд и перед нами  машина  с  азербайджанцами - Волга.  Она останавливается перед знаком - "ОБЪЕЗД" и начинает медленно (двигаться назад!!! Это было их ошибкой и позволило нам требовать компенсацию) выруливать вправо.  Коля видит всё, а идёт на скорости - 60 км. и продолжает ехать , не снижая скорости.  Витя кричит - "Тормози!"... Практически, если бы Коля затормозил,  мы  бы остановились перед той машиной,  но, увы!...  Коля (по ошибке ли?!  Или у него соскочила нога?!) вместо того,  чтобы нажать на тормоз,  нажимает на газ...  Мы мчимся на разворачивающуюся машину... Скрежет... Врезаемся в неё... Нас выносит вправо, в крутой кювет...  И  мы летим на большой скорости через кювет прямо на большое дерево!...

(За кюветом вдоль дороги метрах в 20-ти довольно часто росли деревья, как защита поля от дороги. Поэтому мы попали между двумя деревьями и со стороны шофёра в непосредственной близости. Так как основная дорога ремонтировалась, то здесь был съезд на объездную дорогу, идущую вдоль деревьев. У знака был съезд на эту дорогу, так как кювет составлял до 1,5 метров).   Дерево остается в одном  сантиметре  слева.  Это  спасло  жизнь  Коле и Вике - она сидела за ним слева,  а, может быть, и всем нам. Дальше была сцена, которую просто так словами не опишешь.

    Остановились любопытные  машины.  У  нашей машины смято все левое  крыло, разбита фара,  в мочалку - молдинг и вмятина по всему  левому боку... Я до того привыкла к Витиной аккуратной езде, что у меня даже на мгновенье не мелькнула мысль,  что виноват Коля. Я выбежала на дорогу, бегаю  туда  - сюда и кричу, не переставая, истошным голосом - "ГАИ сюда!  ГАИ!!!" Останавливаю машины, прошу вызвать ГАИ, но в ответ слышу  один  и тот же вопрос - "Зачем?" Мне объясняют,  что если приедет ГАИ,  оно заберёт права у обоих водителей.  Кроме того, если докажут, что виноваты мы,  нам вообще ничего не заплатят.  И все добавляют_ "Договоритесь на месте". Но я этого всего не знала и не понимала и  в исступлении продолжала бегать по дороге и кричать - "ГАИ  сюда! ГАИ!!!"...
    Тем временем наши мужчины с азербайджанцами бегали по кругу,  махали руками и "качали права" до тех пор,  пока один азербайджанец не сообразил,  что  он  может потерять права и стал уговаривать ребят - "Заберите свою женщину,  она вызовет ГАИ!"  Может быть,  у него были ещё какие-нибудь другие причины не встречаться с ГАИ? (Машина могла быть ворованной?!?).

    В это время кто-то из любопытных,  подъехавших позже и не  видевших,  кто виноват, но видя, что наша машина пострадала больше, стал советовать азербайджанцам - "Заплатите им деньги и пусть они  чинятся, а вы -  уезжайте".
    Начались торги:
    - На - 100!
    - Да ты что!!! Посмотри сколько разбито!!!
    - 150!
    - Мало!!!
    - 200!
    - Вот и колесо поцарапано!!! А оно новое!...
    Любопытные советуют - "Дайте им 300".
    - 300!

    Коля шепчется нервно с Виктором. Виктор не может определить стоимость ремонта и не знает, что решать. И, как не странно, Виктор внешне выглядел наиболее спокойно,  может быть,  потому, что машина была уже не его, а Колина, может быть, потому что виноват был Коля, а может быть, он был просто в шоковом состоянии?...

    И, вдруг, Коля в запале кричит:
    - 400!!!
    Азербайджанец схватился за голову:
    - Ты меня раздеваешь! Пусть ГАИ зовут!
    Он выбежал на дорогу и теперь мы уже дуэтом кричим :
    - Давай ГАИ!!!
     Коля кидается за ним и тянет за рукав в сторону:
    - Давай 350!!!
    - НА! - шипит азербайджанец и всовывает Коле пачку денег.   Коля судорожно считает деньги и бежит за ним, а тот уже готов уехать.
    - Эй, эй! Здесь даже 300 нет!!!

    Считают судорожно оба.  Азербайджанец добавляет  до  300  рублей. Коля соглашается,  азербайджанцы  исчезают,  а мы остаемся у разбитой машины...
    Кто-то, кто хорошо знает здешние места, советует проехать до конца объезда и переехав через дорогу,  заехать в домик, где живут обслуживающие дорогу работники - они помогут...

    Никто не подумал,  что после пережитого Коле пока нельзя  садиться  за руль,  а  он сел... Проехали по объездной дороге до конца объезда. Кстати - основная дорога была уже готова и просто ещё не сняли  указатели, можно  было  проехать прямо,  по основной дороги.  Но кто же знал!... И, вот,  проехав объездную дорогу, мы медленно выползаем наверх, на основную дорогу, пытаясь пересечь её. Коля спрашивает - "Машин нет?" Сзади их не  было, кто-то сказал вслух - "Нет"...

    И вот, когда доехали почти до середины дороги, мы трое (кроме Коли) поворачиваем головы налево (направо!!!)   и видим с угрожающей скоростью,  парализующей весь  организм,  надвигающуюся  на  нас огромную машину с  прицепом, идущую не по объездной дороге,  а по основному шоссе и ревущую не сигналом, а всей своей мощью. Мы хором кричим Коле - "Машина!"... И Коля нажимает вместо газа - на тормоз, мы медленно затормаживаем, а  огромный рычащий зверь неумолимо надвигается на нас. Мы инстинктивно съёживаемся от страха,  а наша машина медленно- медленно ползёт вперед.

    Белаз промчался вихрем мимо нас,  обдав нас жаром и гарью.  Когда мы доползли до противоположного края дороги,  первое, что нам бросилось в глаза - бегущая к нам женщина. Ей показалось, что мы выползли прямо из-под промчавшегося мимо Белаза. На наше счастье,  наша машина не заглохла во время торможения - мы бы погибли все...

    Самое интересное,  что  первый  случай  -  авария  перед  этим не произвела на нас такое ужасное впечатление.  Она была неожиданной  и мы не успели осознать в доли секунды опасность, а здесь каждый (кроме Коли - он просто справа не мог видеть машины мчавшейся на нас слева!) ощутил неотвратимый крах и никто ничего,  кроме  вопля,  не успел сделать и даже - подумать.  Это длилось тоже доли секунды,  но позднее казалось, что этот ужас длился - вечность. Виктор потом сказал - "Я  слышал,  что  перед смертью в мыслях может промелькнуть вся  жизнь за секунду, что-то у меня ничего такого не было"... По-видимому, это был ещё не тот самый последний шаг..., но страшно было очень...


    13 июля.
    Рабочие из домика свозили ребят к какому-то подпольному миллионеру по техобслуживанию машин.  Ему завозят централизованно целые партии "левых" запчастей. Он дважды сидел, имел несколько своих автомашин и на днях его лавочку опять прикрыли. Он отказался помочь. И, вот, Коля и  два рабочих из домика всю ночь рихтовали за 50 рублей крыло, чтобы можно было проскочить в Ростов мимо ГАИ.

    Утром выехали.  Доехали  благополучно до Ростова.  Остановились в кемпинге и жили там минимум трое суток, пока чинили машину.



20 июля.
    Красноводск. Последний раз искупались в море,  перед этим позавтракали в ресторане - отварной осетринкой и окрошечкой.

    Наши мужчины постриглись. Виктор не переносит никаких бритв, кроме электрической, и пошёл в парикмахерскую со своей бритвой. Парикмахер - армянин обиделся - "Вай,  вай!  Давай побрею.  Если ты хотя бы почувствуешь, что тебя бреют,  то не с тебя деньги  возьму,  а  тебе заплачу". И, действительно, побрил хорошо - знает "секрет".

    Едем в пекле. Чтобы не перегрелся мотор, включено отопление, окна все настежь - стёкла опущены.  В машину врывается горячий ветер. Если вытянуть в окно руку и дотронуться ею до корпуса машины  - получишь  настоящий ожог. Мужчины в плавках, а мы в купальниках.

    Дорога так себе - кругом солончаки - не кусточка.  Одни  колючки. Невдалеке - голодные сухие коричневатые горы.  На земле местами выступает пролысинами соль. Едем...

    69 км.  от Баку. Температура - 60 градусов. Средняя скорость - 40  км. в час. Мочу водой полотенце и вешаю его на голову. У Вики обгорело  лицо. Машина раскалена так, что обжигаешь пальцы об стёкла, не говоря уже о металле. И, вдруг - радость - видим справа - море, а по карте  море в 30 км.,  а потом его вообще нет...  Мы должны ехать от него.  Справа видим большие баки. Мы решили, что это опреснители воды и рядом должно быть озеро. Прежде, чем свернуть к нему, догадались остановить местную машину, чтобы справиться - можно ли подъехать туда, чтобы искупаться? И нам объяснили, что в этом месте постоянный мираж моря. Мы чуть - чуть не погнались за миражом.

    По моему  примеру  все  намочили по полотенцу на голову.  Едем... Жарко... Всё равно едем...  и говорим о бассейне с холодной водой  и холодильнике с нарзаном... Жарко...

    Не рассчитали воду,  в которой мочили полотенца - едем  без  них.

Минеральную экономим. Через каждый час выпиваем бутылку на четверых.

    3 км.  до Небид-Дага. А мы едем так: 5 км. едем, 15 минут стоим - перегревается двигатель.  Два  тяжёлых объезда - песок на зубах.  И, наконец, Небит-Даг.  Нашли ларёк с газированной водой  -  выпили  по банке воды, ребята выпили по две банки, намочили полотенца и узнали, что Небид-Даг через 18 км. Едем к нему.

    Все пришли  единогласно  к  мнению,  что ехать надо вечером или с рассветом, а днём - искать в каком-нибудь городе - чайхану  и  отдыхать. К сожалению, на нашем ближайшем пути речек никаких нет.

    По Московскому времени - 5-20 вечера, а по местному - 7-20.Выехали на Кзыл-Арват.  До него всего 160 км. дороги по бездорожью. Никто не советовал ехать.  Все говорили - "Заблудитесь"... Но мы - автотуристы ! - народ отчаянный... И мы поехали...

    Жара спала до 40 градусов. На головах мокрые полотенца и всё время хочется пить,  пить...  и мы пьём и ещё пьём...  Пьём чай,  воду, есть не хочется,  всё наливаемся жидкостью так,  что давит на сердце какая-то диафрагма.

    Ехать легче,  чем днём,  хотя всё равно - жарко. А что было днём, не хочется  даже  вспоминать:  отключались мысли - всё вокруг не существовало - лишь в висках стучала мысль  -  продержаться  так  часа 2-3, а в самой голове - пусто,  лишь каждая клеточка в организме хочет испить и прохлады и воды...

    Но это было днём...  А мы решили больше днём не ехать, а сейчас - посмотрим - что же сейчас будет?...

    Оказалось, что  перед  первым  же  объездом дороги (ремонт),  нам пришлось остановиться. Мы встали, чтобы подвинтить контргайки, а заодно съели первый арбуз. Оказался - сладкий!!!

    Перед остановкой Коля был за рулём.  Спасая его от жары,  на него накинули мокрую простынь.  Чтобы она не слетела с головы, он её прикусил зубами и стал похож на отличнейшую туркменку, а Витя рядом сидел в чалме из мокрого полотенца.  Все проезжающие туркмены разевали от удивления рты - женщина в белой накидке - за рулём!!!

    Поехали дальше.


    21 июля.
    По Московскому  времени  - 4 утра,  по местному - 6.  Записываю о вчерашних наших приключениях. После бессонной ночи слипаются  глаза, но я всё-таки запишу то, что мы пережили этой ночью.

    Вчера вечером бодро выехали из Небид-Дага.  В Кум-Даге переспросили дорогу:  11 км  по шоссе - затем - 163 км   до Кизил-Арвата - по дороге в пустыне. Ну, по шоссе проехали шутя. Свернули правильно. Вёл машину  Витя.  Через  час  его сменил Коля.  Здесь-то мы и совершили ошибку.  У Виктора все-таки большая практика вождения машины по бездорожью (за счет бывших отпусков и поездок),  а так же не плохая интуиция,  которой он любит хвалиться.  Вскоре  Коля  потерял  дорогу. Правда,  потерять её было легко.  Быстро стемнело.  Фары выхватывают впереди себя еле заметную колею от машин -  накатанный  след.  Почва твёрдая.

 В основном, по этим местам гоняют Белазы и Кразы. Обычно они идут как попало, лишь бы было "напрямик". В результате они оставляют сотни переплетающихся следов.  Но местные водители знают безошибочно направление,  а мы - нет...  Важно было не сойти с основного пути, а мы его потеряли... Мы заблудились... То есть с нами произошло именно то, что нам предсказывали абсолютно все,  у кого мы спрашивали о дороге. Вокруг  - бескрайняя пустыня...

    Ну, если бы нам пришлось просто блуждать по твёрдой почве,  а то, ведь, вдруг, пошли солончаки и канавы - глубоко растрескавшаяся земля. А мы,  как слепые котята - тычемся от канавы к канаве. Перевалим через одну, а там - другая... и опять плохая дорога...

    Вдруг вдали замаячили огоньки.  Казалось, что они рядом, но мы до них ехали несколько часов...

    Наконец, въезжаем в какой-то посёлок. Кругом пусто, тихо. Во всех домах открыты окна и двери. Они все завешаны чем-нибудь. Ветер полощет этими занавесками и так жутко, как будто попали в только что вымерший город.  Присмотрелись - около домов шевелятся тени - на земле спят овцы и верблюды. И не у кого спросить - куда мы попали.

    Наконец, у какого-то крыльца зашевелился парень - он спал на улице. Оказалось, мы попали в колхоз имени  26-и  Бакинских  Комиссаров. Дорога, которая нам была нужна,  находится в 6-7-и км. Но, чтобы попасть на неё,  нужно проехать по бездорожью  километров  15  назад, т.к. напрямик по солончакам не проедешь.  И ещё парень нам посоветовал уезжать, пока все спят...

    Поехали назад.  Вдруг,  видим - идут навстречу машины.  Оказалось, ехал местный большой грузовик с прицепом,  а за ним шли два "Москвича", заблудившиеся,  как и мы. Водитель грузовика шёл правильной дорогой. А потом увидел,  что навстречу идет вдали машина намного правее (это  мы  возвращались из колхоза),  усомнился и решил пойти нам навстречу. Таким образом, он не только сам свернул с правильного пути, но  и  увёл  за собой "Москвичей".

 Стали выбираться все вместе. Сначала нас перетащили через очередную канаву на канате, а потом были незабываемые гонки.  Со стороны смотреть, вероятно, было бы очень интересно. Нам,  участникам - не менее...  По чёрной ночной степи во всю прыть мчит машинище с прицепом,  а за ней,  постепенно отставая, но не желая отставать - "Москвичи". "Москвичи" идут параллельно, перегоняя друг  друга,  поднимая  пыльные  бураны.  А перед нами вдруг опять возникла канава.  И мы стали осторожно её объезжать. Огни удаляющихся машин  то  пропадали,  то обнадеживающе мерцали путеводными огоньками. Мы пыжились в желании их догнать,  потом потеряли их совсем. Дорога стала портиться. Желая выбраться из солончаков, мы свернули в сторону и опять безнадёжно заблудились...

    Решили ночевать,  сидя в машине. Выходить страшно. Мы видели таких страшных пауков и чёрных тарантулов,  застывших в свете фар  или ползающих по колее, что даже в туалет выходили только в свете ручных фонариков. Пока совещались, увидели двигающиеся в нашем же направлении огни.

 Решили подождать машину. Остановили её и спрашиваем - "Куда едете?" - "В Красноводск"...  Здорово! Оказывается последнее наше направление было совсем в противоположную сторону. Расспросили дорогу и решили ехать, тем более, что шофёр машины, которую мы остановили, сказал, что за переездом нас ждёт друг, а переезд уже рядом.

    И, действительно, как-то сразу так выскочили на переезд. И на самом деле нас ждал один из "Москвичей", от которых мы отстали. Он нас ждал уже час,  чтобы показать нам дорогу дальше. И теперь уже до самого асфальта рубиновой звездочкой впереди нас мерцали задние огоньки "Москвича". Когда мы выехали на шоссе,  начало светать. Мы блудили в пустыне всю ночь, а должны были проехать всего 163 км.

    То, что мы совершили, мы назвали - гонки по такыру. Такыром называют высохшую,  серую застывшую поверхность пустыни, растрескавшуюся от жары и отсутствия воды и  растительности глину.  Трещины  бывают  такие большие, что  в них проваливались не раз большие машины.  А в бесконечном бездорожье путники и машины могли блуждать неделями, не находя дороги  и нередко погибали от жары и отсутствия воды.  Мы отделались лёгким испугом.  А, может быть, мы даже и не успели испугаться, не осознав всего риска, на который мы отважились.............



1973 год.

Поездка в Полонное была нашим первым путешествием на Украину на новой Волге.

В это время в Москве находился на учёбе в аспирантуре, в Академии народного хозяйства – Коля Григорчук – муж сестры Виктора.

Как раз он с друзьями собирался ехать на каникулы на время ноябрьских праздников. Он сам предложил нам себя в компанию. Мы согласились. С ним поехали ещё двое товарищей – его сокурсники из Орла.

Договорились ехать без остановок. Поэтому Коля и Витя по очереди сменяли друг друга за рулём. Самое неприятное началось, когда стемнело. К дороге подступил туман. Сначала редкий и вдалеке. Чем темнее становилось вокруг, тем белее и ближе подбирался к нам туман. И, наконец, мы окунулись в молочную влагу. Казалось, мы не ехали, а плыли по реке. На наше счастье, дорога шла всё время прямо, иначе мы давно загремели бы в кювет. Виктор предложил переждать до рассвета. Но Коля настоял, чтобы мы ехали дальше, и сам сел за руль. Конечно, все волновались. Напряжение как бы повисло в воздухе, так как все сидели со спинами, натянутыми струной. Мы дружно вглядывались вперёд, хотя по-прежнему ничего не было видно. И только, когда начало светать, туман стал разреживаться, и постепенно появился контур дороги.

Ребята вышли в Орле, а мы поехали дальше. За руль сел Виктор, а Коля завалился спать на заднем сидении…



1974 год
Переходим к повествованию событий отпуска – 1974 года.
Как всегда, подготовку к отпуску мы начали с проработки маршрута.

    Планировали проехать по следующему маршруту:
 Москва - Воронеж - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку - Тбилиси - Орджоникидзе - Эльбрус - Пятигорск -  Сухуми - Сочи - Новороссийск - Новочеркасск - Харьков - Москва.



    Приехали на  Каспийское море.  Поворот на дом отдыха "Чайка".  Недалеко от  пляжа дома отдыха стояло несколько "диких" машин.  Мы пристроились к ним. Поставили палатку.

  Пляж отличный, из мелкой ракушки. Пошли сразу купаться. Вода отличная. На ужин выпили по чепурочку. Вова отравился, вернее, расстроил свой нежный желудок.


    3 августа.
    За ночь приехало машин во весь берег - в три ряда. Рассказывают, что много  машин приехало с Чёрного моря, т.к. там всех гоняют - с машинами нигде не остановишься. А здесь - свободно. В общем, на берегу вырос целый палаточный город.

    Ночью всё подъезжали - машина за машиной.  Молодежь бренчала на гитарах. В общем, колготились всю ночь, а мы спали...

    Выспавшись, решили позавтракать. Нам рассказали, что если подняться немного в  горы,  там есть родник.  И мы,  действительно увидели,  как отдыхающие с ведёрочками или бидончиками направляются к горам.
 Вдоль моря - песчаный  берег, а чуть дальше - горная местность. Витя с Володей и Олегом пошли вслед за другими к роднику за водой,  а мне велели приготовить завтрак. Я их предупредила, что  не  смогу зажечь сама примус.  Они посмеялись и со словами - "Сможешь!" - ушли.

 Ну, я попробовала делать всё, как написано в инструкции. Мы её накануне изучали. Ничего не получилось. Я его накачала. Потом подлила, куда надо бензинчика.  Он не просто загорелся,  а вспыхнул факелом.  А кругом машины наставлены так тесно,  что при желании им сразу не разъехаться. Я испугалась, что примус сейчас взорвётся и решила его затушить,  Стала бить  по  нему  какой-то тряпкой.  Тряпка  зацепилась за примус и не отцеплялась.  Я стала бить примус по песку, дергая  тряпку вверх вниз... Это происходило всё так быстро, что обомлевшие вокруг отдыхающие не успели даже ахнуть. Я догадалась вместе с примусом отбежать от машин,  волоча примус на тяпке за собой, потом раскачала его и швырнула подальше на песок,  там,  где не было машин.  Примус ещё долго обгорал. До тех пор,  пока не выгорел весь бензин.

 Когда наши вернулись с водой, они увидели  обгоревший чумазый,  весь в копоти наш новенький примус.  Как не странно сам примус не испортился и ещё долго служил нам  в  походах  верой  и правдой.

 Этот день мы решили отдохнуть на море. Купались, загорали.



    12 августа. Понедельник.
    Выезжаем с Черкесского водохранилища.

На обочине сидел серый заяц.  Правда,  мне он показался коричневым.  В Пятигорске повернули на Нальчик. Въехали в Нальчик. Мы опять в Северной Осетии.  Заправились в передвижной АЗС. Спросили дорогу на Цею.  Нам сказали,  что до Цеи дорога отличная,  а после Цеи дороги нет вообще.  Через перевал иногда с трудом раза два в год проезжают грузовики и то в период долгой засухи, когда нет трещин на горных тропах.

    Ехать или нет? Не зря же мы называли себя автоальпинистами. Назвался груздем - полезай в кузов... Решили не отступать. Повернули на Цею.
    Выехали из Алагира на Цею.

    Съехали к реке Ардон и сытно позавтракали или  пообедали.  Поехали  дальше  искушать судьбу. Начинается самое интересное, неизведанное.
    Если мы 4 года назад брали Пушкинский перевал без дальнего света, ночью,  то?...  Впрочем, посмотрим. До перевала - 60 км.

    Кончился асфальт... Повернули из Бурона на перевал.
    Место называется - ТИП. Это развалины старой крепости и могильники.
    До перевала 18 км.

    Застряли. Сели  на  задний мост.  К счастью в этом месте около дороги была  разровнена большая площадка,  которая уходила вглубь  горы  и  зияла  чёрной  большой дырой - пещерой.  Там,  как мы потом догадались, были рудники. Вход в пещеру охранялся военными.  А в рудниках работали заключённые.  Военные долго смотрели на  наши тщетные попытки сдвинуть машину с места.  Потом один ушёл внутрь горы и привёл оттуда 8 человек - заключённых.  Они подняли нашу  машину на руках и поставили на дорогу. Спасибо им.

 Виктор поправляет меня. На самом деле всё было по-другому: мы проехали эти пещеры - рудники, и поехали дальше на перевал по одноколейной грунтовой дороге. Так как она была неровной, то где-то в горах мы сели на брюхо, точнее на задний мост. И никак не могли выкарабкаться. В это время сзади нас догнал грузовик, который нас никак не мог объехать. Тогда из кабины вышел офицер, который скомандовал едущим в грузовике  людям (заключённых везли к месту работы): «поможем, ребята!». И человек 8 - 12 подняли машину на руках и отнесли в сторону от дороги. А потом сами сели в машину и поехали дальше.

    Ползём дальше.  Дорога такая узкая,  что левое колесо движется  по  самому  краю этой дороги,  вернее сказать, нехоженой тропы. Иногда из-под колеса вниз  срывается камушек, и по дороге за собой он срывает с належанных мест    шлейф пыли и других камушков. Чем ниже от нас уходит эта каменная лавина, тем она отзывается всё большим гулом.  Если заглянуть вниз,  то далеко  -  далеко видны маленькие  могильники  и полуразваленные стены старой крепости.  Это мы так далеко поднялись снизу вверх.  Дух захватывает, когда осмеливаемся заглянуть в эту жуткую пропасть.  Хотя вид завораживающий.

А если бы машина  свалилась вниз, я думаю, что от нас только один дух и остался бы.

    Чтобы этого не случилось, мы с Володей вышли из машины и шли впереди машины, спиной к дороге.  Широко  разведёнными  руками  -  на  ширину  колес,  мы показывали Вите возможное направление для продвижения машины.  Причем,  возможности для варьирования были настолько малы,  что руки наши практически всё время оставались почти прямо направленными.  Надо учесть, что дорога была вся в рытвинках. Слава богу, не было давно дождей. Как нам и говорили, мы бы тогда не  просто  не  проехали,  а  скатились бы с дороги вниз в обрыв вместе со струями дождя.  Дорога была бы размыта ручейками, и покрыта трещинами.  Но и в сухую погоду эти трещины оставались, правда, со временем они засыпались мелкими и большими камнями скатывающимися сверху.

    Наконец, доползли до перевала.  Рядом ледник. Высота 2819 км. Это не самая большая высота, на которую мы "восходили" на машине. Это Мамисонский перевал. Вниз до шоссе ещё 30 км такой же ужасной,  адской дороги.  Нам говорили,  что дорога там будет ещё хуже.

    Граница Грузии.  Спустились  в  долину.  То ли ощущение,  что если мы едем  вниз, то это менее безопасно, то ли устали, но из машины, пока ехали вниз, не  выходили. В  этом  месте гора изогнута большой дугой.  Мы ехали по внутренней  стороне этой дуги. Сначала надо было спуститься вниз, а потом по этой же дуге  подняться наверх.  Такой красоты мы в жизни еще никогда не видели.  Как говорят, перед нами предстала девственная красота.  Стройные сосны и ели. Стройные деревья и пушистые кусты застыли как зачарованные в безмолвии.  Казалось, что небо опустилось на землю своими нежно-голубыми облаками. Далеко внизу эти кусочки облаков  запутались  в  зелени,  и  тоже застыли лёгкой туманной дымкой. Трудно было отвести взгляд от этого волшебства.  Иногда казалось, что это всё не живое, а придуманное или нарисованное на фоне Мамисонского ущелья.

    Когда на спидометре было 16361 км.,  Витя срезал угол  серпантина.  Машина  спускалась под углом 45 градусов, собственно, на одних тормозах. Выиграли 200  метров.

    Когда спустились вниз, в долину, к нашему удивленью дорога стала еще хуже,  хотя хуже было просто уже нельзя представить.  Мы ехали по валунам.  Просто в  этих местах камнепады оставили на дороге свои основные трофеи,  т.к. дальше им катиться было некуда.

    С большим трудом перекатились  по  валунам  и  стали  медленно  подниматься  вверх. Идём на первой скорости.  Практически ползем. Я и Вова через каждые 20   метров выскакиваем их машины и, как и раньше, показываем  руками  как  объехать яму, канаву,  болотце, камни и т.д. и т.п. 100 метров идём впереди машины, 20  метров едем...  После долины мы думали,  что все трудности кончились и сейчас за горой откроется цивилизованный мир.  И, вдруг, дорога пошла вверх всё выше и выше. Мы  объезжали  какую-то  большую гору.  На обратную сторону перевалили, когда было уже совсем темно.  На перевале неожиданно появился асфальт.  А ещё через несколько метров мы остановились перед воротами турбазы Шови.

   В первый момент мы не поверили своему счастью. Неужели мы победили?  Осилили этот труднейший авто переход через Мамасинский перевал и ущелье?

    Во второй момент мы почувствовали тяжесть усталости,  которая предательски  разливалась по нашим рукам и ногам.

    В третье мгновенье,  превозмогая усталость,  но предвкушая отдых, мы кинулись на территорию турбазы... Но сторож хладнокровно встал на нашем пути.  Дело в том,  что на турбазу приехало какое-то высокое начальство, но не с целью  проверок, а  для разгульного отдыха.  Слышались пьяные голоса,  выкрикивающие тосты, музыка, пахло шашлыками.

    Никакие уговоры не подействовали. Единственное, чего мы добились, нас сопроводили к местному руководству.  Естественно, мест в турбазе - "нет"... Нам  было предложено ночевать у ворот турбазы. Наконец, после слёзных уговоров нам разрешили заехать на территорию базы и переночевать в своей  палатке,  только тихо... Но мы обрадовались и этому.

    Поставили палатку.  Наспех чего-то пожевали и повалились спать. Володя, как  всегда, в машине. А я, Витя и Олег - в палатке.

    Случилось непредвиденное.  Мой надувной матрац вдруг начал пропускать воздух. Началось с того, что я проснулась от леденящего холода. Турбаза расположена на самом перевале.  Здесь находится вечная мерзлота. Под небольшим слоем хвои и земли и песка - лёд.  Проснувшись, я обнаружила, что лежу на сдувшемся матраце, на ледяном полу палатки.  Я попробовала надуть её.  Вроде бы получилось. Но заснув, я тотчас же просыпалась опять, чувствуя под собой ледяной пол.

    В конце концов,  я устала бороться с усталостью и сном.  Каждый раз я  всё  дольше и дольше сквозь дремоту уговаривала себя встать и надуть матрац. В результате я так промучилась до утра...

      На спидометре - 16375 км.

    За день проехали - 365 км.  Но каких!!!


    13 августа.
    Выезжаем из турбазы Шови. Заправились в Алебролаури. Купались в речке, обливались, завтракали и мыли машину. Пекло. А утром в горах было + 7  градусов.
    Въехали в Кутаиси. Это город в горах.

    Обедали в Зугдиди, в ресторане при отеле "Одиши". Ели солянку по-грузински  и пили холодный лимонад.



Был ещё опасный случай, когда я заснул за рулем...

                ЗА ГРИБАМИ

 Это была поездка в Брест, кажется, с Ириной мамой, когда я, под мерное шуршание колес, и молчание радио и тещи -  заснул за рулем.

 И машина на широкой трассе Москва – Минск, постепенно перешла середину и катилась прямо навстречу грузовику.

 Встречных машин в то время и в том месте было очень мало на наше счастье.  Я внезапно проснулся, увидел встречную машину, идущую прямо в лоб на нас, резко свернул вправо, и остановился.

Теща стала говорить, что она не спала, и всё время со мной разговаривала. На обочине я вздремнул минут 15, а затем мы поехали дальше.

 Хотелось отметить этот эпизод, как то, что нас спас ангел-хранитель, который благоволил ко мне и Ире всегда.