Эти глаза напротив...

Ел Грислис
             Лера  вырастала на песнях Ободзинского, хотя никогда его не видела... только на невзрачной обложке грампластинки, которую каждый день неустанно ставила в радиолу "Романтика" и слушала. Так начиналась "зарядка" на целый день.  Песни этого бесконечно родного незнакомца будили в  ней - совершенно юной девочке, учащейся девятого класса нечто такое, что стало основой ее большой первой влюбленности, а потом и поводом для знакомства. Голос Ободзинского не только очаровывал, но и завораживал, беря «в плен» будущих влюбленных.

          Певец  "зажигал", не иначе.  Началось с непостижимой  по откровению «Восточной песни», которая заставляла ждать с надеждой своих избранниц… вот просто так у подъезда с гитарой наперевес. Эту песню пели вслед за Ободзинским юнцы, кажется, всех школ бывшего Советского Союза.  А  прямо вслед за ней  и как залп шампанского – «Эти глаза напротив…».  Юность искала эти глаза... и находила их!
       
           Осознать любовь  не в другом, а в себе самом -  цель человеческого существования. Но в пустоте она не возникает, нужен тот... другой, на кого могло бы быть направлено восхищение. Произошло это в гостях у старой учительницы музыки, любящей встречать своих бывших и талантливых, уже консерваторских учеников. Лера ждала его, рассматривая ранее фотографии...а когда неожиданно вошел, превратилась таки в пушкинскую Татьяну! Все сошлось в этой первой "гостевой" встрече и сердце открылось. "Чарушина Лера, - пролепетала она, протягивая руку в цыпках и огненно покраснев при этом, как начищенный тульский самовар.

          А звали первого принца Львом, кстати и фамилия была - Львов.
 Ах, как же он играл на старом немецком рояле! Лера роняла слезы, слушая сладостные звуки Шопена и еще какой-то новой музыки, которую он сообщал только ей. Вот они  глаза  чайного цвета… того самого! Они казались ей бархатными, бездонными…

             Вселенная сразу же обрела  смысл: ведь теперь было с кем поделиться нахлынувшими чувствами. Платоническая увлеченность, переписка составляли самый важный "поворот" мечтательной школьницы. Полеты фантазии совершали свой неизменный круг именно под эту мелодию Давида Тухманова и золотой непередаваемый голос, который будил и волновал... Более того приближал к идеальному, которого в жизни, как потом оказалось, и не существовало вовсе.

         Лера писала ему о мире любви, который, словно невиданный сад расцвел в ее в воображении, и о том, что этот мир был связан с ним. О том как она ночевала под открытым небом в Крыму и говорила со звездами... Он отвечал ей, но писал не о любви, а о том, что он не тот принц, которого она себе нарисовала, а скорее "холодный душ" под который можно поставить разгоряченный лоб.

           "Ну и Ионыч..." - подумала Лера разочарованно. И на последующую встречу с ним она так и не дошла. Вначале отчего-то заболела и три дня прометалась в горячке, а потом... как ноги "оторвались", приростя к земле.

            Лера долгие месяцы переживала состояние полуопустошенности от несбывшейся мечты, так и не нашедшей своего героя. А прежний кумир, окончив  столичные учения, преподавал  в том же рабочем маленьком городке, где она по-прежнему проживала. Однажды она попала к нему на концерт, но на предложение "заходить" только низко опустила голову в ответ. И лишь потом облегченно вздохнула, почему-то задав образовавшейся пустоте вопрос без ответа: "А может, это и есть герой нашего времени?.."

           Именно этот совершенно безымянный вопрос стал камнем ее последующих размышлений... Когда человек сконцентрирован на разгадке чего-либо, все окружающее часто отходит на второй план и поневоле он все пристальнее и пристальнее начинает вглядываться в самого себя.   
          Лера превратилась в философа. "Любовь или идеализация?- постоянно задавала она себе вопрос. - Вспыхнула с первого взгляда... а может быть все это только казалось?"

          Самоотрешенность, как расплата за непрерывные копания отражалась и на отношениях с другими людьми: привычная теплота менялась на учтивость. Люди, окружавшие Леру не понимали, что внешняя холодноватость была всего лишь щитом, за которым она пряталась. Череду мутных, противоречивых рассуждений прекратила однажды интеллигентная и пожившая женщина, с которой она ненароком поделилась. "Это жизнь, Лер. Значит он себя знал просто лучше". Все. Точка была поставлена. Правда, до очередной новой влюбленности.

           А началось опять с песен. Она слушала одну из новых песен Валерия Ободзинского  "Играет орган". Эта мелодия пропитала все ее существо, ей казалось, что ее голова оторвалась от тела и слушает звуки уже где-то там... Где именно она сама не знала, но только не на земле. Ее сознание "вымело" ветошь той определенности жизни, которой она было уже подчинилась. Все как в стихах полюбившейся ей чем-то поэтессы:

Церковная музыка - свечи столетий!
Откуда в советском чаду
Пробилось истоком чрез тьму лихолетий,
На миг  оттеснив  суету?!
Эстрада, доступная всем, прозвучала
Как  вызов, встревожив умы.
В тот час я услышала "сверху" НАЧАЛА.
И... вышла  на свет  из-под тьмы!


             Так неожиданно появился и скоропалительно  ушел из ее жизни певец Валерий Ободзинский, подарив то пространство и ту свободу, к которым человек стремится с первого вздоха своего рождения. Ведь ощутив себя хотя бы раз в полете, ты уже  не ползаешь, а даже с подрезанными крыльями  будешь отрываться от земли, устремляясь в миры своего "Я". Там нет расписаний и движение вовсе не по прямой, а скорее хаотично. Там нет и людей, которым в очередной раз нужно будет объяснять очевидное, а точнее то, что они просто хотели бы принять за истину. И слушая в который раз его песни, Лера видела свод небес и звезды... И над ней звучал орган, лились чудесные звуки, а из души... стихи.

"Играет, играет орган.
И падает Небо на Землю"...
Слов странных смакую обман
И токам мелодии внемлю.

Она, трепеща и дрожа,
По клеткам и жилам несется.
В пространство уходит душа
И с плотью легко расстается.

И вновь!..Как в гипнозе...опять
Пластинки загадочный тенор
В волненьи зовет полетать,
Нарушив  земные пределы...


                апрель 2016



_____________________

В рассказе приведены фрагменты стихотворения Е.Грислис "Играет орган", посвященного известному советскому певцу Валерию Ободзинскому(1942-1997). Читатель может также посмотреть анонс этого рассказа и звукозапись песни на сайте "Фотострана" https://fotostrana.ru/public/post/333934/1052541277/ - прим. автора.