А по-таджикски - джугут

Рафаил Маргулис
Таджикский язык и фарси очень близки, они почти совпадают, за исключением лексики,
отражающей некоторые реалии современной жизни.
Но думаю, что слово «еврей» в обоих языках звучит одинаково – «еврей».
Это литературный вариант.
Есть ещё и народно-презрительный – «джугут», аналогия с русским «жид».
Евреев всюду не жаловали и считали чужаками.

Было время, когда я работал учителем языка и литературы в кишлачной школе.
Кишлак располагался высоко в горах, вдали от дорог.
До ближайшего населённого пункта нужно было добираться не менее двух часов.
Впрочем, овчинка не стоила выделки, потому что и этот населённый пункт был ужасным захолустьем.
Я предпочитал никуда не ездить.

В том же кишлаке, где я работал, жил мой университетский однокашник Махкам Аюбов.
Большинство вечеров я проводил у него.
Мы нашли себе занятие – переводили стихи средневековых поэтов Востока.
Этот совместный труд сблизил нас, я признавал Махкама братом и не видел препятствий
для дружбы еврея и таджика. Речь о национальностях у нас никогда не заходила.

Стоял май, очень жаркий, почти такой же, как внизу, в Зеравшанской долине.
Занятия в школе близились к концу.
Я подумывал о расчёте и переезде в большой город

Однажды Махкам сказал:
- Хочу сделать пристройку к дому. Поможешь мне?
- Помогу, – ответил я.
 
Мы замесили глину и принялись формовать кирпичи.
Вскоре кирпичей стало много, мы клали их ровными рядами на солнце для своеобразного обжига.
Работа продвигалась успешно.

В тот день было особенно жарко.
То и дело я забегал в дом и пил воду из бочки, зачерпывая её большим ковшом.
Уже напившись, я собрался выйти, чтобы присоединиться к Махкаму, как вдруг услышал голос постороннего человека. Инстинктивно я задержался, потому что не хотел мешать беседе.
Незнакомец разговаривал с Махкамом по-таджикски.

Язык я знал и стал невольным свидетелем беседы, которая меня расстроила:
- Слушай, Махкам, – говорил пришедший, – твой приятель, что – джугут?
- Какая разница! – отвечал Махкам.
- Разница есть, – горячо зачастил гость. – Скоро придёт приказ – всех джугутов резать.
Можешь и ты пострадать. Предупреждаю, как земляка и доброго мусульманина.

- Да откуда такой приказ, князь? – с недоумением спросил Махкам. – Чепуха всё это.
- Совсем не чепуха! – ответил его собеседник. – Грядут большие перемены. Русские скоро уберутся восвояси.
У нас будет мусульманская республика. Первым делом мы расправимся с джугутами.

Князь, князь, – лихорадочно думал я, – кто же это?
И вдруг меня осенило – это же наш школьный завхоз Джаник Юсупов, который всем рассказывал, что происходит из рода известных князей.

Я вышел из дома.
Завидев меня, князь кисло улыбнулся, сказал – «Ну, пока» – и моментально исчез.
- Ты слышал? – спросил Махкам.
- Да, – ответил я, – что-то голова разболелась. Извини меня, пойду домой.
- Не принимай всерьёз этого балаболку, – произнёс Махкам, – ерунду он несёт.
- Не совсем так, – ответил я, – какие-то события грядут. В воздухе носится.

Через месяц я покинул горный кишлак и перебрался в областной центр.
Время для переездов было неподходящим, республика гудела, как потревоженный муравейник.
Назревали непонятные события.
В разных концах Таджикистана появлялись банды новоявленных басмачей.
Они чувствовали себя очень вольно.
По квартирам ходили проповедники в национальной одежде, просили воды, задавали нейтральные вопросы
и зыркали глазами по углам. В одном из таких проповедников я узнал князя.
Мы встретились взглядами.

- Понял? – спросил князь.
- Что понял?
- Не прикидывайся. Твоя участь давно решена.
- Это мы ещё посмотрим! – резко ответил я, пытаясь казаться беспечным.
Но на душе скребли кошки.
Князь усмехнулся.
- Кстати, – сказал он небрежно, – ты ничего не знаешь о судьбе своего дружка?
- Махкама? – удивился я.
- Вот-вот. Хотел бы передать от него привет, да не получилось.
Мёртв твой дружок.
- Как? Почему?
- Плохой он оказался мусульманин. Очень плохой. Жаль.
Ну ладно. Заболтался я тут с тобой. До встречи, джугут.

К счастью, мы больше не встретились.
В числе других бандитов князь получил свою пулю под Кайраккумом,
где добровольные защитники города вступили в бой с басмачами.

Вскоре к власти пришёл Эмомали Рахмонов и стал наводить порядок.
Но этого я уже не увидел.
Самолёт из Ташкента увёз меня в Израиль.

В Таджикистане у меня осталось много друзей.
Как сложилась их судьба, живы ли они? Часто думаю об этом.

Дорогие, если у вас всё в порядке, примите привет от бывшего джугута,
а ныне свободного жителя Земли Обетованной.
Я помню вас и очень люблю.

                Р.Маргулис