О внимании. Глава 2

Маргарита Маликова-Белая
Сынок рос, требуя всё больше внимания. 
"Заточить" его в "манеж" даже на час уже не получалось.  Он начинал выбрасывать игрушки и мне, вместо того чтобы заниматься домашними делами, приходилось то и дело откликаться на его требовательный  зов. Я, конечно, сердилась, но игрушки возвращала. Сын требовал постоянного внимания. Он вообще не любил "одиночные игры".  Ему нужно было, чтобы окружающие  включались в его игру.
 
Если бы в то время  гороскопы были столь доступны и так же популярны, как сейчас, то я бы ещё тогда узнала, что он стопроцентный Лев. Так вот, моему маленькому Львёнку, было плевать на то, что мама устала, что ей ещё нужно привести в порядок дом, постирать, приготовить ужин и сварить для него самого вкусную манную кашу или взбить мусс... 

Знаете, а ведь дети тоже гурманы.  Если ваш ребёнок ест все, что ему дают, без разбора, то он вероятнее всего просто голоден.
Мой сын кушал избирательно. Угодить ему было не так-то просто. Правда, манная каша, не знаю почему, была у него в приоритете. Рецепт приготовления был особенным, а нарушения карались обычным, неэстетичным выплёвыванием каши на чистую одежду.
Думаю, многие детки "грешат" тем же. Несчастные, не побоюсь этого слова, мамочки! Бесконечные стирки, глажки...

Мне было проще, потому что мой муж, с рождением первенца сразу же приобрел в кредит новомодную в то время  "Вятку". Это сейчас в каждом доме есть стиральная машина-автомат, тогда же это было редкостью и… роскошью. В общем, мне сильно повезло – процесс стирки и кипячения пелёнок, подгузников и ползунков, не был для меня  особо трудоёмким и энергозатратным, и, главное,  освобождал  время для занятий с ребенком.
Хочу сказать несколько слов о подгузниках. В то время, вместо теперь привычных всем "памперсов" и "хаггис",  использовались отрезы марли иликуски старых простыней и пододеяльников. Это были стопроцентно хлопковые, мягкие, не раздражающие нежное тело малыша, подгузники. Но их приходилось менять каждый раз, как только малыш сделал "свое дело".  При этом ребёнка тут же подмывали и переодевали в чистое. Это позволяло избежать не только раздражения и опрелостей, но и перегрева половых органов, что очень важно для нормального, полноценного развития вашего мальчика – будущего мужчины.
К сожалению, современные же мамы, не спешат менять подгузники. Совершенно не думая о малыше, они заботятся лишь о собственном покое.

Сынишка рос и становился всё требовательней.  С ним нужно было играть. Ему нужно было читать книжки. А так как за моими плечами не было курсов актерского мастерства и опыта публичных выступлений, то приходилось заниматься самодеятельностью.  Игра и чтение сказок у нас всегда превращались в мини-спектакли, где мне приходилось поочередно изображать то собачку, то кошечку, а то и серого волка. Я читала сказки разными голосами, изображая героев квакала, блеяла, мычала, и радовалась тому, как сынишка реагирует на мою импровизацию, как заливается радостным смехом и старается сам повторять те же звуки и мои ужимки.
Можно, конечно, читать сказки безэмоционально, но в раннем возрасте, когда малыш только-только начинает познавать мир, желательно делать это так, чтобы вызвать у него интерес. Ведь ребёнок пока ещё не знает "кто есть кто", и всё зависит от того, сколько души, тепла и себя вложит в эти игры мама.

А сколько детских сказок и стишков пришлось выучить мне наизусть! Не специально заучивая, а читая их по несколько десятков раз на дню. К примеру,  несколько дней подряд сын требовал читать ему  сказку про "Тараканище", а через неделю – "подсаживался" сам и "подсаживал" меня уже на другую. Я бы назвала этот важный в жизни малыша период – периодом "знакомства" – со словами, звуками, эмоциями, мимикой. Ведь глядя на маму (а ребенок в этом возрасте, в основном видит маму) – он учится подражать и вместе с ней делает свои самые первые шаги в этот новый для него мир. Это потом он сделает свой первый реальный шаг – встанет и пойдёт. Но до этого момента, он познаёт окружающий мир именно так – через маму, через её интонации, рассказанную "в лицах" сказку, через колыбельную песню.
На этом этапе очень многое зависит от мамы, от её терпения, желания показать малышу мир с самой лучшей и привлекательной стороны – через  сказку, в которой добро всегда побеждает зло.

Обычно в  это время в воспитательный процесс активно включаются бабушки. Их помощь, конечно же, неоценима. Но я все же предостерегу молодых родителей от их, порой чрезмерного внимая и влияния, потому что оно может свести на нет все ваши попытки  воспитать малыша  по своему "образу и подобию", в соответствии со своими желаниями  и чаяниями.

Бабушки и дедушки – взрослые, сформировавшиеся индивидуумы со своими уже сложившимися представлениями о жизни, которые даже нам – их детям изменить не под силу. Их прошлое почти никогда не было спокойным и богатым. Старшему поколению для того  чтобы выжить, приходилось преодолевать множество негативных, а зачастую и реально страшных ситуаций. В силу этого, они в первую очередь  заботятся о…"выживании".  В определённые периоды жизни для них это было чрезвычайно важно! Не спорю,  они многое знают, и многое умеют. Но в большинстве своём их знания далеки от современных реалий.

Бабушки будут с удовольствием гулять с внуками, играть в спокойные игры, такие как куклы, "домики", те, которые интересны мальчикам, и то не всегда, лишь на коротком, я бы сказала, начальном этапе развития.  Эти игры конечно тоже важны и нужны, но в большей степени девочкам.

Дедушки включаются в воспитание позже, когда внуки уже подрастут. Здесь  важно – привлечь дедушку к процессу, сделать так, чтобы он захотел делиться с внуками своими знаниями и опытом. Особенно это важно для тех семей, где ребёнка воспитывает одна мама, или где папа уклоняется от участия в воспитании. Именно  тогда разумный дедушка, может "выправить" ситуацию частично заменив отца.
Только не вздумайте говорить своим, готовым на подвиги родителям, о том, что их помощь и опыт вам не нужны! Это, конечно же, не так!
 Знаете, как рождается истина? Она рождается не в споре, а в обсуждении. А для того, чтобы неподготовленному молодому родителю понять, как воспитывать ребёнка,   нужны подсказки. Как говорится – выслушай, подумай и сделай так, как подсказывает  собственное сердце.

Всё это касается только воспитания, но ни в коем случае, не здоровья малыша! Вопросы  здоровья должны быть адресованы докторам, а их профессиональные ответы, желательно перепроверены и сопоставлены с опытом старшего поколения.
И, тем не менее, помощь бабушек и дедушек, несмотря на наше вечное "сам знаю", поистине неоценима. Не обижайте их отказом! Дайте им "тряхнуть стариной", почувствовать себя молодыми всезнайками, какими  на данном этапе кажетесь себе вы сами. От вас не убудет, а для них это – возвращение молодости, стимул для дальнейшей жизни.

Но, ещё раз повторю – ни в коем случае не перекладывайте на бабушек и дедушек бремя воспитания вашего любимого чада – потому что в этом случае вы получите то, что... получите.

Но об этом мы поговорим в следующей главе.