Т. Гумбатова Баку-1918г. январь-март

Тамара Гумбатова 2
    Наступил 1918 год, принесший полную неразбериху, в которой трудно разобраться даже сегодня. Продолжалась кровавая мировая война между Российской Империей и Германией.   У Англии, Франции и Америки - союзников России, как и у союзников Германии (Австро-Венгрии, Болгарии и Турции)  были свои планы и свои надежды, ничего не имеющие общего с главной задачей России - сохранить свои  государственные  границы и не дать,  как врагам, так и друзьям, растаскать ее по частям.Еще  23 декабря 1917 г. представители Великобритании и Франции подписали конвенцию о разделе сфер влияния на юге России. Французы собирались  контролировать  Бессарабию, Украину и Крым , британцы -  Северный Кавказ, Закавказье и Курдистан. Для России- восприемницы разрушенной Российской Империи, гибель русского влияния на Кавказе  была бы огромной потерей.  И началась борьба за Кавказ.
    Внутри России не было привычной царской власти, а новое Правительство  было в полном смысле– постоянно-временным. На фоне внутренней гражданской войны, оно  боролось  с большевиками за власть.
    На многонациональном Кавказе, где проживающие народности  отличались не только языком, вероисповеданиями, национальными традициями, но и уровнем культуры и образования, все было сложнее и иначе. Падение центральной русской власти  возбудило  национальные интересы трех главных наций (азербайджанцев, грузин  и армян ) и обострило  их  взаимоотношения между собой. Все  более открыто стали проявлять свою нелюбовь друг к другу и вместе, к русскому, как пришлому народу.   
    Здесь гражданская война,  в отличие от центральной части России, имела яркий  национальный характер. Все хорошо помнили 1905 год, когда вместо  жесткой диктатуры Император Николай 11 под давлением »демократов и либералов» выпустил злого джина в виде Манифеста  «о гражданской свободе»,  чем   подписал  Империи  и себе смертный приговор. Эта  уступка не принесла мира, а наоборот, залила весь Кавказ кровью. С тех пор  межнациональные отношения  здесь находились в постоянном  напряжении.
    В начале 1918 г. при поддержке российских большевиков был установлен Бакинский Совет Народных Комиссаров. Они отстранили  градоначальника,  и поставила Городским комиссаром С.Тер-Габриэлянца. Губернским Комиссаром стал   малоизвестный для города лезгин Ибрагим Бек Исаббекович Гайдаров,его помощником М-б Векилов. Городской голова - Петр Федорович Илюшкин.         
    В  Городском самоуправлении  служило 3099 человек (включая милицию),  из них 974 русских, 735 (22 %) персов, 522 (16.9%) татар кавказских (азербайджанцев), 440 армян, 120 (3.9%) евреев, 109 (3,5%) лезгин,  60 (1.9%) поляков, 50 грузин, 34 (1.1%) немца,1 (0,9%) татарин казанский, прочие- 1.45 %. В Управе работали Рохлин Абрам Вениаминович, Лунев Кузьма Васильевич,  инженер Н. Баев и др. 
    Городская дума (обновленная  в конце 1917 года) по политическим взглядам  разделилась на множество фракций: социалистический блок (соц-революционеры или эсеры), мусульманский блок, соц-демократы, российские соц-демократы партии большевиков –интернационалистов и др.), народной свободы (Аммосов А.М. и др.), кадеты, Бунд и др. Заседания Думы вел В.И. Фролов, секретарем был поляк Мицкевич Викентий Иосифович. Гласными были М.Я Шор, Г.Г.Аиолло,   И.И.Дадиани, Ф.Ф.Скрепинский, Д.Д.Арютунов и др. Большинством голосов было принято, что власть должна быть не у Совета Народных Комиссаров, а у Учредительного собрания. Обсуждали личный вопрос М.Азизбекова, который отказывался платить долги своей матери и пр. 
    Политическая жизнь  зашкаливала. Кого только не было: большевики, эсеры разного толка, кадеты, правые, левые, национальные политические партии, анархисты, консерваторы и пр. Все заседали, обсуждали свои программы, спорили, выносили резолюции и  требования, часто дублирующие друг друга. И чем больше говорили  и спорили, тем больше размежеваний  происходило между ними. При таком разнообразии целей и мнений  проводить конкретную  работу  было  просто невозможно.
   Кроме этого, народ объединялся по социально-классовому, профессиональному, конфессиональному и национальному признаку. Каждый день увеличивалось количество общественных объединений и союзов. Это происходило на фоне приступов демократии, самоопределения наций и свободы религии. Работали  латышское и эстонское общества, польская колония, английский клуб «The Englisch club Baku», Союз русских граждан немецкой национальности, разные еврейские организации. Евреи готовились к первому Всероссийскому еврейскому съезду, участие в котором было отказано евреям из организации Бунд. Бакинским духовным раввином был  Иешуа Мовша  Рубинштейн.
   Украинская громада Баку под председательством П.А.Десятника и членов Е.Е.Засядько, Ф.М.Леонтовича, Лысенко и др. читала лекции по истории Украины  и готовила программу праздника, посвященного поэту Шевченко. 6 января  Украинская Военная  Рада Бакинского округа  торжественно освятила свои знамена и вручила их украинским частям. Еще 20 ноября 1917 года была провозглашена Украинская Народная республика (УНР), как автономия в составе России. 9 января 1918 года УНР объявила о своей независимости. Но большевики наступали. В январе 1918 года в Донецком бассейне у станции Дебальцево  они разгромили  казачьи части во главе с атаманом Калединым, прорвавшиеся с фронта со стороны Мариуполя. 26 января власть в Киеве перешла в руки большевиков.
    Существовал Польский военный комиссариат, который возглавлял вольноопределяющийся М.Р.Вольский. Он собрал всех военных поляков бакинского гарнизона в помещении Польского Дома (дом М. Нагиева  на Б-Морской улице) для обсуждения деятельности Исполнительного комитете и Комиссариата.   Еще в конце прошлого года  забастовали  20 служащих «Польского дома». Они требовали  признать их профсоюз  и заменить »чаевые»  отчислениями в размере 0.6% от полученных доходов. Такой расклад приняли уже все гостиницы и рестораны, но переговоры представителей профсоюза с администрацией клуба никак не могли разрешить этот конфликт. 
    Правление Союза русских граждан немецкой национальности г. Баку и его районов утвердили Устав Бакинского немецкого экономического общества.
   Организовались Национальные советы армян  и грузин на Кавказе. Местные национальные советы занимались формированием национальных воинских частей. Армяне активно создавали Армянский корпус на Кавказе. В Баку был отдел  армянского военного союза,  который располагался на Миллионной улице 33, в здании армянского культурного  совета. 9 января  в городе прошел  парад армянского войска. 
    Был образован  Блок мусульман в России (Г.З.А.Тагиев и др.),  в составе которого как член,  состояла  партия  «Мусават» ( Мамед Гасан Гаджинский, Хан Хойский, Ганиев и Агаларов). Известный  татарский конный полк,  входивший  ранее в  царскую "Кавказскую туземную  кавалерийскую  дивизию", создавал  свой Мусульманский корпус,  командиром  которого был назначен генерал-лейтенант Али –ага Шихлинский.  Тифлисский  комитет собрал солдат,  которые,   по мнению Шихлинского, представляли  собой  просто какой-то «сброд«. В начале года он выехал из Тифлиса в Елизаветполь, чтобы начать  формирование Мусульманского   добровольческого корпуса, но процесс комплектования и вооружения  шел крайне медленно.  В это время там опять обострились азербайджано-армянские отношения.
   И только русские никак не могли организоваться. А поводы были. 7 –9 января на станциях Шамхор и Далляр  прошло  жестокое нападение на возвращавшихся с Кавказского фронта солдат российской армии с целью захвата оружия.  Было    убито и ранено около  2 тыс. чел., захвачено 15 тыс. винтовок, 70 пулемётов и 20 орудий. Выяснялись отношения между русской православной церковью и грузинской.  Ухудшалось отношение к русским на только со стороны грузин.
   В результате  разбоев и  развернувшейся борьбы за землю, на фоне полного безвластия  страдало,  прежде всего,  русское население,  которое когда-то переселили для освоения края. В Мугани  молокане и православные  подвергались нападению кочевников-шахсевенов, которые считали эти земли ( б. зимние пастбища ) своими. Теперь же они говорили : «николай твой кончился, уходи с моей земли». Русские, приехав  на  незапаханные, бесплодные  столетиями земли, за 40 лет своего пребывания  сумели превратить их в плодороднейшую и богатейшую местность не только в Закавказье, но и во всей Российской Империи. В 1917 году часть  молокан переселились в  хутора  Кубанской области.  Те, кто остался,  покупали оружие у солдат  и защищались, как могли. Многие хотели сначала собрать последний урожай, а потом покинуть эти края. 
    Недавно образованное Русско-Кавказское демократическое культурно-просветительское общество  собралось  на  новогодний  молебень в здании реального училища. Так впервые  многолюдное русское население Баку заявило о себе.Председатель общества В.И.Пономарев говорил о целях и задачах русского населения на Кавказе в дни развала государственности, в тяжелые дни распада русской армии, в период разорения русского населения на Мугани и в других местах. «Ведь может погибнуть все, созданное их предками, принесшими на Кавказ законность, порядок и культурность». Сын крестьянина Председатель Русско-Кавказского просветительского общества И.О.Вигуро,  хорошо знавший глубину русского народа, был уверен, что русское население поймет свою задачу и воскресить свою веру в возрождение России. »Мы должны воссоединиться с другими национальностями и нашими союзниками: Англией, Францией, Америкой и победить врага внешнего и внутреннего». В Тбилиси предполагали создать Национальный  Русский Совет (по образу грузинского и армянского). 
   Преосвященный Епископ Александро-Невского собора Григорий (Яцковский) сказал приветственное слово, пожелал процветание обществу и  призвал  другие национальности к сотрудничеству  и  к  воссозданию новой Великой России. Против  Эпископа   шла агрессивная компания,  которая   вынудила его к отъезду.Теперь он  был поставлен  Епископом  Екатеринбургским и  Ирбитским. 7 января после окончания литургии  он простился с  паствой и уехал  из Баку.  Но внутрицерковный раскол не прекратился. Яркой фигурой остается настоятель Николаевского собора протоиерей Юницкий. Подвергается гонениям священник Кравченко, который имел неосторожность «ошибиться» и назвать  депутатов  «собачьими».И не извинился...
  В городе  внешне казалось, что все идет свои чередом.  На Биржевой улице рядом с коммерческим училищем расположился самый большой цирк на Кавказе  Бр. Ефимовых. Там давали большое представление: «Трио Ефимовых - велосипедисты-фигуристы и гонщики –мотоциклисты»,  выступал корде-балет и дуэт Богатыревых. Бакинское отделение театральных деятелей Р.М.Хажаева и К° «Прометей» арендовало на весь год театры «Микадо» и »Феномен». В последнем 5 января  шел  фильм: » Камо грядеши» (Казнь христиан Нероном) по роману Генриха Сенкевича. В зале «Исмаилие» проходили  музыкальные  концерты Буюкли, одного из лучших исполнителей произведений   Листа. В театре Тагиева звучала органная музыка,  а  5 января театральная группа Бр. Гаджибековых   представила первый раз в этом сезоне мугамную оперу Узеира  Гаджибекова «Шах–Аббас  и  Хуршуд Бану». В театре для дам предлагались закрытые ложи.  Там же устроила свой бенефис под названием »Вечная любовь» Мария Николаевна Мравинская. Прошел благотворительный концерт артиста Петроградского Малого театра Н.Ф.Самойлова. В театре военно-артистической команды, который располагался в помещении гостиницы «Астория» ( б. Казино), шла ранее запрещенная пьеса Семена Юшкевича »Король». В театре бр. Маиловых- «Сказки Гофмана»с участием г-жи Ард, Старостиной, г-д Орда, Гукасова и др.  Проходит собрание бакинских театров, в котором принимают участие Я.Глахенгауз, Полонский, бр. Гаджибековы, Оболенский,  Шарифов , Гусейнов и др.Были муниципализированы аптеки.Военный комиссар сообщил  о переводе одного часа назад.
   Обострился продовольственный кризис.Запасы муки были исчерпаны. Снабжение населения города хлебом находилось в катастрофическом состоянии. Жители получали четверть фунта хлеба в день. С целью удовлетворения увеличивающегося спроса на банкноты в сфере товарообмена, муниципалитет  города Баку и Управление  городского хозяйства Бакинского Совета  с января 1918 года  выпустил в обращение бумажные деньги, которые назывались "бакинскими бонами".   
   Но реальными были только голод, полная незащищенность людей на фоне разбоев, и неуверенность в завтрашнем (да и сегодняшнем) дне. В городе постоянно муссировались слухи о  нападении   армян на мусульман  и  о готовящихся погромах. Оставалась  надежда на долгожданное Всероссийское Учредительное собрание, которое начало свою работу  5 января  1918 года в Петрограде. Главной целью его было  определить государственное устройство России и  положить конец анархии и большевизму.
   9 января в Армянском человеколюбивом обществе (вход с Колюбакинской улицы) прошел раут, на котором присутствовали Городской голова П.Ф.Илюшин, воинский начальник Домбровский и представители населения разных национальностей. Первую речь сказал Фатали хан Хойский. Он выступил там не только как  председатель Закавказского комитета мусульманских общественных  организаций, но и как член Закавказского правительства и призвал все  народности Кавказа к совместной,  дружной  и  сплоченной работе.   
   Пономарев В.И. от русского просветительского общества подчеркнул, что голос русского представителя в этом зале слышится впервые.  Он  заверил всех в дружбе и помощи. После него слово взял мусульманский общественный деятель, представитель объединенных политических мусульманских организаций А. М-бек Топчибашев, который заявил, что переживаемое тяжелое время обязывает всех определенно и без недоговоренностей высказаться по поводу жгучих и тревожных вопросов дня. Только полный контакт между всеми народностями Кавказа и теми, кто поселился и живет здесь, может обеспечить мирное сожительство, культурное и экономическое развитие, построенное на принципе: «живи и дай другим жить». Этот принцип  он несколько лет тому огласил над могилой покойного борца прекрасной  Грузии Акакия Церетели (26.01.1915 года). Главная задача - это предотвратить междоусобицу и кровопролитие. Он сообщил, что в Тифлисе  соберутся все члены Учредительного собрания и выработают совместно основные кавказские требования, которые должны базироваться на идее государственности. Выступивший от армян Х.А. Вермишев(редактор  газеты »Баку»)  поблагодарил Топчибашева  за его  убежденность в том, что  « Кавказ должен быть единым». 
   От имени польской колонии краткую и прочувственную речь сказал С.Ф. Скрживань. Сравнив судьбу армянского народа с судьбой польского, «так же разоренного и истекающего кровью, как и армяне», он выразил твердую уверенность и надежду, что армяне вынесут и этот последний удар,  и с честью выйдут из посылаемых судьбой испытаний».  М.Ф. Подшебякин, выступая от имени русских на Кавказе, выразил  надежду на победу света и разума. Один из армян, присутствовавший на молении о мире, сказал: «Заранее знаю, что ничего не выйдет от этой комедии. Уверенно говорю...».
  Из-за отсутствия железнодорожного сообщения и телефонной связи, новости доходили до Баку позже всех. Поэтому не сразу  стало  известно, что 7 января большевики покинули Учредительное Собрание, 9 января ВЦИК опубликовал декрет о его роспуске,  а 18  января 111 Всероссийский Съезд Советов его  утвердил и   принял решение  устранить все указания на его существование. Тогда же была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В ней впервые  было дано определение формы правления в стране: «Советская российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик».
   Депутаты Учредительного собрания  создали Правительство, которое положило начало Белому движению. Члены Учредительного собрания от Закавказья и  Кавказского фронта вернулись в Тифлис. Туда же временно переехал Великобританский  вице-консул Макдональд.В Баку его замещал Теодор Гевельке .
   16 января 1918 года в Советской России приказом Народного комиссариата по военным делам было расформировано Управления военного духовенства  в  армии  и уволены священнослужители всех вероисповеданий, находящиеся на службе военного ведомства.  Связь церкви с государством была ликвидирована.  В.И. Ленин дал указание: "Не должно быть никакой выдачи  государственных сумм церковным и религиозным обществам".  В ночь на 21 января  1918 г. был утвержден  Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви.
   Но это было в России,  а  в  Баку  пока все шло своим чередом. Так, 21 января в помещении лютеранской школы в городском здании по Романовскому проспекту 19, латыши евангелическо-лютеранского прихода на собрании избрали своего представителя в  новый  Церковный совет.  Бакинское латышское общество, которое располагалось на ул. Каменистой 223, организовало там лекцию. В здании   грузинской школы, которая располагалась на Биржевой улице, прошла гражданская панихида по  члену грузинской партии федералистов К.Абашидзе.   На этой же улице   продолжал свою работу  римско- католический молитвенный дом.
   Люди рождались и умирали: 5 января  лютеране хоронили учредителя гимназического общества «Сокол» Фердинанда Петровича Лауденбаха, а 25 февраля -   Елизавету Карловну, жену Рудольфа Рудольфовича Вагнера, расстрелянного в 1937 году вместе с последним церковным советом лютеранской церкви. 9 января умер Николай Исаакович  Каминер.  В АН соборе  отпевали председателя родительского кружка при гимназии А.П.Емельянова - К.В.Одынца, о чем с  прискорбием сообщали его родные и друзья: Е.М.Промышлянский,  Е.И. Брюс и др. , а 25 января   отпевали  Михаила Сергеевича Личкус. Умер учитель 2 мужской гимназии Старцев Иван Евлампиевич. Погиб при охране города солдат П. Майбородин, о чем скорбели его родители Илья и Мария. Яков Гукасов с матерью  отмечали годовщину смерти своего брата и сына  Аршака Осиповича Гукасова.   
    21-22 января  проходили  траурные собрания в связи с убийством кадетов Ф.Ф.Кокошина и А. И. Шингарева в Петрограде.  24 января в главной синагоге на собрании  решался вопрос об оказании помощи умирающим от голода евреям в Польше и Литве, которые были оккупированы  немцами.   
   Бакинское духовенство всех исповеданий проводило молитвенные собрания с призывами к миру и взаимопониманию разных народов и народностей.  28 января на пл. Свободы(б.Биржевая)духовные христиане организовали публичное богослужение о братской любви и мире. Площадь Свободы  в это время  была условно разделена на две части. В части, примыкающей к Будаговской улице (Шмидта), был устроен бассейн, рядом с которой расположилась ротонда. Недалеко продавали семечки, что делало этот участок постоянно грязным и захламленным. В другой части,  ближе к  Б. Морской улице,  располагалось деревянное круглое здание, которое было построено в 1912 году для цирка. В 1914 году оно было реконструировано под кинотеатр  »Рекорд»,  а  в  1923 году в связи с  реконструкцией площади его снесли. Позади кино был  тир,  а за ним -   отхожее место. 
    Наконец-то 26 января в Баку собрали Временный Русский национальный совет, в который вошли русские гласные Городской думы и др.: И.Ф.Блинов, И.Д.Никитин, В.И.Пономарев, кадет М.Ф.Подшибякин. Председателем был избран В.И. Фролов(представитель соц-демократической партии «Единство») , его заместителем Н. И. Вигуро,    казначеем А.И.Окиншевич   (соц.демократ- меньшевик). Позже был создан  Русский  национальный   полк  под руководством ген. Левандовского. 
    27 января  на заседании Городской Думы присутствовали Топчибашев, Илюшин, Бабаев,  Ашуров и др.  От имени партии «Мусават» пытался выступить гласный  М.Э. Расулзаде,  но ему выразили протест, т.к. такой фракции в Думе не было.В конце 1917 года была образована  'Тюркская Демократическая партия федералистов Мусават", которая вышла из Мусульманского блока.   
    В конце января в Закавказье вступила турецкая армия. В городе стало беспокойно. Обострились межнациональные отношения. С 29 января была введена охрана Шолларского водопровода. 30 января с острова Наргень сбежали 12 турецких пленных (всего их  было 40). Мусульмане приютили их в Шиховской мечети и, несмотря на требования, защитили их. Армяне постоянно муссировали слухи о готовящихся событиях. Постепенно эти слухи получали реальную форму.  Все это вызывало тревогу и непредсказуемость событий.
   В России  1  февраля 1918 г.  сразу  стало 14 февраля, четверг.  Это произошло  на основании Декрета "О введении в России западноевропейского календаря», принятого  24 января 1918 г. Советом  Народных Комиссаров. Западноевропейский григорианский календарь (новый стиль) бы введен в Европе Римским Папой Григорием XIII еще в 1582 г. и заменил менее точный юлианский календарь, применявшийся в Византии с 45 года до н.э.(старый стиль). Этим объясняется наличие двух дат - по старому  и по новому  стилю, расхождение между которыми,   составляет 12 дней для XIX века и 13 - для XX столетия. Русская Право¬славная Церковь осталась верна юлианскому календарю, но свои официальные документы датирует с учетом  бытования нового ("гражданского") стиля. Газета «Баку» определяла дни выхода газет по старому, газета «Каспий»- по новому стилю, а в  скобках- по старому. В Баку  перешли  на новое исчисление  только с июня месяца, установив таким образом  в 1918 году   11 месяцев и  17  дней.
ФЕВРАЛЬ
  14 (1) февраля случился  пожар в театре Тагиева.Этому предшествовало  зверское   убийство  сторожа Савелия Сарафетдинов, жившего при театре. Его изрезали и отрубили два пальца на руке. Портовый пароход  «Кн. Барятинский» принял участие  в  тушении пожара,  но  подать  воду на верхний этаж  не смогли. «Сгорел  наш дом труда»- сказал А. Полонский. Группа г-жи Агринцевой спасла свой реквизит, но пострадала мужская уборная  актеров Воронова и Любимова- Ланского. 
    Последний пожар в театре был в 1909 году. Тогда Тагиев не хотел его восстанавливать, но поддался уговорам градоначальника П.И. Мартынова и Городского головы Раевского. На этот раз инженер Н. Баев, который работал в отделе труда Городской Управы, осмотрел его и сказал, что за 3-4 месяца можно восстановить без сноса стен и фундамента,  но начали  это делать только  в  1921 году   
    15(2)февраля в актовом зале 2-ой женской гимназии отмечали 40-летие  педагогической деятельности С.П.Вальде.  Чествование прошло по случаю  ее выезда из Баку. Зал был переполнен учениками, их родителями и педсоветом. На торжестве  присутствовали  градоначальник Г.Б. Тер-Микаэлян,  эмиссар Бадирян,   директор  реального училища В.И.Денфер, от католического общества архитектор  П.И.Когновицкий  и др.  Был совершен молебен и вручены цветы, ценные подарки  и адреса от родительского кружка, от Попечительского совета, бывших учениц и  учениц музыкальной школы. Виновница торжества со слезами на глазах благодарила  всех присутствующих, после чего был устроен  банкет.   
    17(4) февраля в воскресенье  в мечети Таза-Пир  Бакинское мусульманское духовное общество устроило митинг по поводу возможных провокаций, на котором присутствовал представитель Бакинского губернского казия Ахунд  молла Абдурахман Хадизаде.  В этот же день русские баптисты  заняли пл. Свободы     и провели публичное богослужение, где были сказаны речи об авторитетности Святого Писания и о Божьей любви к людям, о братстве, любви и мире, а 24(11) февраля они провели духовный концерт в Народном доме Шибаева.   
     Согласно Декларации от 18 декабря 1917 года, действие Закавказского  Комиссариата  было законным только  до  созыва Всероссийского  Учредительного собрания либо до съезда членов Учредительного собрания от Закавказья и Кавказского фронта. Наступил момент, когда стало ясно, что судьба Кавказа находится  в руках кавказцев. Юридически Закавказье осталось в составе России, но находилось  под сильным влиянием  с одной стороны стран Антанты и России,  а с другой  - Турции с Германией. При этом  всем  была нужна   нефть  Баку, за которую началась ожесточенная  борьба.   
     Ситуация требовала своего разрешения.  Тогда было принято организовать свой законодательный орган – Закавказский сейм (парламент). 23(10) февраля все  собрались в  городском театре Тбилиси,  но большевики устроили  демонстрацию, и  работу  удалось начать только  24(11) февраля. Из Баку присутствовали 44 депутата от партий: »Мусават», «Иттихад» (Мусульманство в России), социал-демократической партии «Гуммет» и Мусульманского социалистического блока. Были среди них и беспартийные. Нужно отметить, что азербайджанская фракция сильно отличалась от грузинской и армянской своей разобщенностью. Ее возглавил  М.Э.Расул-заде.  С трудом,  но все-таки удалось сформировать  Правительство  во главе с Е.Гегечкори.
    Главным оставался вопрос : Закавказье  в составе России или нет? Не понятны были  отношения  с Турцией, которая, нарушив условия декабрьского перемирия, начала военные наступления.  Германцы распространяли слухи о том, что Кавказ «отложился от России» и были правы, так как это был действительно  первый шаг  отделения Закавказья от России. Остро стояли земельный и национальный вопросы. Участившиеся случаи межнациональных столкновений требовали принятия каких-нибудь мер. Но,  ни мусаватисты, ни дашнаки,  не способствовали этому. Слишком все они были разными. Заседания сменялись заседаниями и проходили в спорах, в основном организационного характера. Никакого сотрудничества не получалось.     Прийти к какому-то единому решению возможности не было. Решили  провести переговоры  с Турцией  о восстановления русско-турецких границ 1914 года  и заключить договор   о перемирии. 
   В конце 1917 года в Петрограде народный комиссар по национальным делам Джугашвили(Сталин) и автор работы »Марксизм и национальный вопрос», написанной  в Вене в 1913 году,  заявил, что Совет народных комиссаров решил издать специальный декрет о самоопределении Армении на принципе права народов на полное самоопределение, но только   на  османской территории, занятой Россией по праву войны.После образования в Турецкой  Армении народной армянской милиции было обещано вывести  российские войска. Решение этих вопросов возлагалось на Председателя Исполнительного Комитета Баксовета С.Шаумяна. Этот декрет был обнародован 1 января 1918 года .Затем Россия заключила перемирие с Турцией  и воссоздание  Великой Армении опять перешло в состояние мечты.
  США считали, что  Турция должна получить полный суверенитет,  при этом все остальные  кавказские народы будут находиться под ее владычеством, но при условии гарантий спокойной жизни.
  Народ  же  мог только молиться и надеяться.  24 (11) февраля в  воскресенье  в Александро-Невском соборе  было отслужено  третье  всенародное богомоление о примирении  враждующих народностей  на  Кавказе и  о ниспослании мира всему миру. На этом исключительном по обстановке богослужении,  которое  привлекло в храм Единого Бога разно исповедующих Его, присутствовали представители духовенства и мирян всех наиболее крупных народностей, заселяющих город Баку, в том числе и поляков. Оно было проведено двумя высшими представителями православия и мусульманства. Богомоление началось  пением настоятеля собора протоиерея Юницкого. Затем с молитвой выступил губернский казий и призвал святыми сурами Корана к  той любви, которая способна вывести все народы на путь честного мира и искренней благожелательности. «У нас  мусульман  не было,  и нет вражды к русскому народу, а те ужасные события, которые прошли недавно, являются проявлением общероссийской анархии и безвластия».
    Представитель армянского духовенства считал, что только обращение к Богу на разных языках и наречиях может умиротворить враждующих  и разрушить козни разъединителей народов. Председатель городской комиссии по организации домовых комитетов Яков Николаевич Смирнов говорил о разбойничьих шайках, которые  орудуют везде, об  отсутствии власти, которая могла бы их обуздать, и выражал уверенность,  что   такие силы все-таки  найдутся.
    Гаджи Мир Мовсум, представитель духовного меджлиса, прочел краткую  молитву  и сказал, что  мусульманство в своем громадном большинстве лучше всех понимает, как велики бедствия, идущие за раздорами. От партии »Мусульман в России» выступил Ибр. Ахундов и напомнил, что многие миллионы мусульман связали свою судьбу с судьбой России и не могут питать к русскому народу никакой вражды.  Мусульманский Комитет представлял  Касим  Касимов, а  мусульманских социал- революционеров – один из рабочих. Он поклонился духовенству, созвавшее это историческое богомоление,  и заверил, что рабочие будут всегда поддерживать тех, кто стремится к миру и к умиротворению Кавказа. От мусульманского студенчества выступил С. Ахмедов, от сектантов - член бакинских духовных христиан  – Кузнецов, провозгласивший тексты из Святого Писания. Св. Кравченко  составил свое выступление  на заповедях Евангелия и  Корана,  доказывая  этим то,  что оба исповедания Единого Бога не знает чувства вражды и ненависти. Только любовь призвана строить величие и создавать незыблемые храмы. От Русского национального совета выступил присяжный поверенный, оратор М.Ф.Подшибякин, который  призвал  приложить все усилия  по возрождению России. 
   16(3) февраля  в субботу в Польском доме прошел вечер польской молодежи. А 28 (15) февраля 1918 года Постановлением реквизиционной комиссии при Совете рабочих, солдатских и матросских  депутатов  «Польский  Дом» был отнят у Бакинского Польского общества, которое возглавлял инженер строительства Шолларского водопровода  С.Ф.Скрижвань. Этим решением комиссия удовлетворила заявление начальника бакинского гарнизона прапорщика Авакянца о передачи помещения   для постоя войск.
Кровавый март
    1 марта в пятницу в зале Мусульманского Благотворительного общества прошло чествование памяти Шевченко. Выступил хор из 50 человек под руководством  Румянцева. 2 марта в Александро-Невском соборе опять молебен и собеседование о мире .
    Наконец-то  до Баку дошли слухи  о скоропостижной смерти 31 декабря 1917 года строителя Шолларского водопровода В.Линдлея. 2 марта  в зале Городской Думы прошла панихида, на которой присутствовали члены Управы,  гласные нового состава  думы и  старого: К.А.Ирецкий, А.А.Гасанов, во главе с Городским головой П.Ф. Илюшкиным. Почтили   память  ближайшие знакомые покойного,  а также некоторые члены английской колонии. Звучали  речи : «По трудному пути проходила постройка водопровода. Казалось, что город  не дождется  его  окончания. Сколько злословий, недоверия и скептицизма слышалось вокруг. Но  Сэр верил в свое дело и своей верой заражал  унывающих,  малодушных и двигал вперед своей железной настойчивостью. И в один день мечты сбылись. Город получил обильный источник живительной воды. Этой заслуги инженера В.Линдлея город никогда не забудет !».
    Еще  в декабре 1917 года просачивались отдельные слухи  о тайных переговорах Ленина с Вильгельмом 1 о перемирии. Газеты писали по этому поводу: «Ленин завел меновую торговлю с немцами,  отдавая им хлеб, он взамен получает лавровый лист и горчицу». 
   Пока в  Закавказском  Сейме  шло согласование позиций,  стало известно, что 3 марта 1918 года Ленин подписал сепаратный « Брестский мирный договор между Советской Россией и Германией в Союзе с Австро-Венгрией, Османской Империей и Болгарией ».  Согласно договору  Россия  отказалась от значительных территорий (Польши, Финляндии, Прибалтики, Украины, части Белоруссии), в том числе и на Кавказе. К Турции отходили Карс, Ардаган,  Батум,  а  граница  между Советской  Россией и Турцией определялась  "по состоянию на 1877 год". 
   Берлин получал возможность «пользоваться житницами Украины и Сибири, нефтью Каспийского побережья и всеми вообще ресурсами огромной страны».  К этому времени под властью Германии находились поляки, украинцы и латыши.  Часть латышей приветствовали этот договор и были согласны остаться с Германией.  Несогласие  выразили  только  латышские стрелки. 
   Германские войска в короткий срок заняли большую часть Украины, в том числе Киев, куда вслед за ними 1 марта вернулась и Центральная Рада. Об отношении Украины к договору  можно судить по выступлению  Пауля Рербаха  на встрече с украинской делегацией, которую возглавлял Остапенко :  «Нет более, и не будет России. Благодаря немецкому оружию и смелому решению,  Украине удалось свалить колосс на глиняных ногах. Она добивается только Таможенного союза с Россией и все равно отделится от России» .   
   Таким образом,  Россия выходила из  Первой мировой войны не только с большими людскими потерями,  но и территорий. Это был, безусловно,  позорный договор для России, дележ которой начался уже давно. Каждый старался оторвать себе от нее кусок по-больше и пожирнее.Но против этого мира выступили союзники, посчитав этот грубым нарушением своих  обязательств по Антанте. Таким образом, Советской России было не до исполнения принятого декрета «О Турецкой Армении».  Вопрос стоял острее: » Быть или не быть русским  гражданам в Закавказье ?      
   С резким осуждением этого договора выступил  патриарх  Тихон , заявивший, что « от нас отторгаются целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага… Мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу,  не даст народу желанного отдыха и успокоения».
   В Закавказье цитаделью Советской власти был Баку, который  продолжал с оружием в руках утверждать права  других  сохранить связь с  Россией.  Общая политика Советской власти в Закавказье состояла в том, чтобы  заставить всех  официально признать вопрос трех национальностей - внутренним вопросом   России  и поэтому  они протестовали против   вмешательства в судьбу этого региона. Предполагая, что Грузию придется уступить немцам, Россия выступала против вмешательства   Германии   в  дела  армян и  азербайджанцев.
   Начался  открытый торг. За согласие немцев оставить России  Баку, необходимо  было выделить им «некоторое количество нефти». Так разъяснил политику советской власти в Закавказье  на тот момент Нарком по делам национальностей  Сталин   в своем письме С. Шаумяну. Тот, в свою очередь,  открыто  ставил вопрос о   срочном   формировании вооруженных сил Бакинского Совета.
    4 марта Совет Польских организаций г. Баку опубликовал в газетах открытое письмо:«Одиннадцать благотворительных, культурно- просветительских и политических организаций, сгруппировавшихся около «Польского дома»  и пользовавшиеся его приютом и материнской заботой, остались без опоры. Польские беженцы, польские солдаты и польские дети, коим дом был родным  – все стали лишними. Еще раз в Свободной России совершено насилие над поляками. Во имя свободы и самоопределения народов, во имя культуры и братства протестуем  против насилия и призываем, чтобы перенести это «новое» , как наши отцы и дети переносили их в течение 120- летней неволи.  На 9 марта  в субботу  созывалось общее собрание  с повесткой дня: Wynajecia tymczasowe siodziby i sprawy  biezace ( Поиски нового   пристанище и  разные дела…)
    5 марта  во вторник в Армянском соборе состоялся четвертый молебен и собеседование о мире, созванный духовенством всех исповеданий, на котором присутствовали представители мусульман: Казий Гаджи Молла Абдул Рагим и Гаджи Мир Мовсум Садых Ахметов. Раввин Л.М.Бергер считал, что  несчастие одного народа является несчастием другого, неудача соседа- его неудача. И люди  все  сыны одного Бога  и одной Родины.  Сектантов представлял Зайцев. Присутствовало духовное руководство  других церквей. Все призывали к взаимопониманию и миру.Протоиерей Юницкий выразил радость, что Господь дал возможность еще раз помолиться со всеми гражданами и приветствовать всех. Он рассказал эпизоды из  жизни Святителя. Макария,  о  Папе Льве 1 Великом,  жившем в 5 веке и  дважды спасавший Рим от разрушения. память о котором православная церковь совершает до сих пор.  « К Риму подошел дикий Аттила.  Лев сказал ему:  Ты победил почти всю Вселенную,  а  теперь просим тебя, победи самого себя –  Не разрушай нашего города, пощади нас. На что тот ответил: Твои слова тронули  мое сердце.  Рим обязан   своим спасением тебе, старец! Ты в одну минуту несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною. Я признаю себя побежденным». И если мы будем вразумлять добрыми искренними словами, то они постепенно исправятся...
    7 марта Приходской совет Бакинской железнодорожной Спасо-Преображенской церкви обратился к Главе Кавказской Церкви с просьбой прибыть самому  либо разрешить бакинскому духовенству освятить каменный храм. Он был заложен в августе 1904 года вместо деревянной железнодорожной церкви и построен на добровольные пожертвования прихожан.
    8 марта эстонцы  в помещение латышского общества  собрались для выборов  кандидата в Церковный совет Евангелическо-Лютеранского прихода, а у латышей проходила лекция-  »Останется ли Латвия под властью Германии?»
    9 марта  из Тифлиса в Баку прибыл назначенный Командиром формируемого в   Баку Мусульманского корпуса генерал Шихлинский в сопровождении 50 офицеров разных национальностей, составляющих штаб командира. ИК совета рабочих, солдатских и матросских депутатов получил сообщение, что они являются контрреволюционерами и прибыли «для известных целей». На вокзале их встретил воинский отряд. Шихлинского арестовали. Эта  весть быстро разнеслась по городу,   и мусульмане начали собираться у здания Мусульманского Благотворительного общества на Николаевской улице. Тысячная толпа вооруженных всадников потребовала его освободить. После допроса  генерал Шихлинский был освобожден.   Он  прибыл на авто в Мусульманский Комитет. Многотысячная толпа вдоль улиц шумела и радушно встречала его. В отношении других  допросы продолжились. Город жил слухами:  о подготовке вооруженных выступлений одной части населения против другой, о том, что Турция заберет весь Кавказ, но даст независимость грузинам, о войне в Ахалцыхе между армянами и грузинами, о существующей анархии, которая создается контрреволюционерами и на руку внешнему врагу и пр.  В кафедральном Александро-Невском соборе не утихали ссоры и обвинения. Все это сеяло тревогу и панику среди людей.
    11 марта состоялись похороны из мечети Гаджи-Джебраила племянника М. Нагиева-  Кязима. О его смерти сообщали:  его  отец Ага –али Нагиев ( брат Мусы) со  своими сыном Таги Зейналом  и внуками Абдулой  и Хадиджой , а также  тесть Гюль  Усейн  Мамедьяров.
    12 марта во вторник в день годовщины февральской революции (27 февраля по ст с.)  отмечали Праздник революции. Согласно церемониалу, объявленного ИК Совета рабочих, солдатских  и  матросских  депутатов,  к 11 часам на пл. Свободы стали стекаться процессии, группирующие по политическим партиям. К 12 часам появились войсковые части всех родов оружия,  исключая матросов и артиллерию. Образовался целый лес штыков. Присутствовала Красная гвардия. Процессии и войска окружали площадь. По пути следования процессий по углам пл. Свободы стояли две трибуны: одна на Биржевой улице, другая - на Молоканской, занятые членами ИКомитета. В праздновании принимали участие все соцпартии. Предлагали всем гражданам, «которым дорого дело революции», принять участие в торжественной манифестации. Учащихся 5-8 классов освободили от занятий и пригласили на праздник. Магазины до 5 дня были закрыты, «чтобы торговый пролетариат тоже мог принять участие». 
   Правительственные учреждения были богато украшены красным цветом. В воздухе реяло несколько сот знамен, преимущественно красных, хотя были зеленные и голубые,  с надписями на русском,  татарском, армянском,  еврейском и др. языках, большинство из которых носило партийный характер. Наряду с большевистскими лозунгами: «Да здравствует Всероссийская социалистическая республика советов!, Да здравствует великая русская рабочее- крестьянская революция!,  Да здравствует социалистическая революция!» можно было прочитать: «Вечная память борцам  за свободу!», »Земля и Воля», «Мир - народам, война- дворцам!»
    Вначале было тревожно, но затем тревога улеглась.Выступали ораторы всех политических партий: А.Джапаридзе, С.Саакян и пр.  Были слова, но не было в них души. Не было бодрого радостного оживления, как год тому на общенародной манифестации. Не было той массы народа, не видно было интеллигентного элемента. Любопытных было сравнительно немного, и площадь практически пустовала. Только у трибун  толпился народ. Все было серо и скромно. Сама природа не способствовала ему: шел дождь, и было холодно.  Выслушав приветственные речи, процессии и войска устроили шествие по городу.
     Этот праздник казался не праздником. Дележ угодий помещиков, борьба за землю, разорение имений(в том числе и немца барона фон Кученбаха, которого позже  убьют со всей его семьей), сыроваренных заводов Нусимбаума,  виноградников в Еленовке, уничтожение скота, грабеж и пр. не укладывались в лозунги:» Да здравствует свободная Россия! и Смерть царизму- мир народам!». Свой отпечаток наложили последние трагические армяно-азербайджанские столкновения в Елизаветполе. 8 марта прошли похороны восьми жертв этих событий, которых привезли в Баку. На них присутствовали представители власти, Городской думы, родственники, друзья и сослуживцы. 
    13 марта  в АН Соборе Бакинское отделение Украинской громады провело панихиду по поэту, »батьку» Тарасу Шевченко. Служил украинец, священник Кравченко в сопровождении украинского хора.  Он же сказал слово о нем.
    В этот же день прошло первое заседание Русского национального совета в помещении Военно-промышленного комитета в доме М.Нагиева, на котором было принято  Воззвание к русским гражданам Баку: «Когда произошла революция, мы русские распались на отдельные группы, разбрелись поодиночке, начали преследовать свои  групповые и личные цели. В стране царит братоубийственная   гражданская война,  свирепствует голод, промышленность гибнет, рабочему классу негде  работать. Здесь на Кавказе мы всегда жили с некоторым опозданием, но каждый из нас понимает, какая лавина страшных разрушительных событий надвигается на нас, как приближается момент, когда Кавказ потонет в человеческой крови и в грязи взаимных предательств. Русским надо объединиться и протянуть братскую руку другим народам. Наш Совет видит свою задачу в том, чтобы   защитить русское население и его интересы».
   16 марта  православные армяне просили выделить им участок в Арменикенде для строительства храма.
   Начавшаяся  14 марта  мирная Трабезундская  конференция между Заксеймом и Турцией затягивалась. Под давлением турок закавказская делегация частично признала Брестский мир, как основу для дальнейших  переговоров и согласилась на образовании конфедерации нескольких государств, оставляя за собой определенную самостоятельность. 13 марта Великобритания подписала договор о мире с Германией, а  18 марта страны Антанты заявили  о непризнании ими Брестского договора.  Политическая ситуация изменилась.
   18  марта  в католическом доме на Биржевой улице прошла панихида в день годовщины Р.И.Ламеранского.  Школа РК благотворительного общества  находилась в ограде костела на Будаговской улице, настоятелем которого продолжал служить священник  С. Демуров.
    20 марта(7 марта по старому стилю) был убит начальник бакинского отделения школы морской авиации  ст. лейтенант Петров Сергей Андреевич, 36 лет. 12 марта его отпевали в Баиловской военной церкви протоиерей М. Обновленский и дьякон Павел Левицкий.  Он был похоронен на бакинском православном кладбище. Большевики так описывали этот трагический случай: »В 9 вечера отряды  красногвардейцев  были посланы для обхода города. Один из отрядов, в котором состоял т. Голембиевский (тов.председателя военно- революционного комитета Кавказской красной армии) отправились на Николаевскую улицу и остановились возле биллиардной, которая находилась  напротив Городской управы. На улице они остановили фаэтон, в котором находился б.начальник школы морской авиации Петров в нетрезвом состоянии. Голембиевский предложил Петрову сдать оружие. Тот согласился, но при условии, что получит расписку о приеме. Но втот момент, когда Голембиевский стал писать расписку, петров произвел в него выстрел в упор и бросился бежать по направлению к Михайловскому саду. Во время перестрелки он был убит. Велось следствие. Шаумян, на похоронах Голембиевского, назвал Петрова- «могильщиком революции».
  24 марта  была торжественно заложена на  уг. Сураханской и Мариинской  улиц  новая синагога. Участок был куплен у мусульманина инженера Махмудова.  Речь сказал раввин Л.М. Бергер, который призвал всех твердо придерживаться торы, выражающей главным образом любовь к ближнему.
  Кроме грузинских евреев присутствовали представители  других еврейских общественных организаций: А.Ицкович-от еврейской общины,  М.Абезгузов - от Еврейского национального совета, С. Ицкович-от сионистских организаций  и др. 
 Первые 10 камней положили  представители грузинских евреев, на средства которых и сооружалась эта  синагога. Последующие ряды были положены представителями еврейских общин, раввином и б. владельцем участка Махмудовым, который заверил, что мусульмане всегда жили в мире и дружбе с евреями, что подтверждается многими историческими данными и выразил надежду, что это сохраниться и впредь.  После закладки было угощение. 
   23(11 ст.с) марта в Ленкорани погиб ученик 7 класса Бакинского коммерческого училища, семнадцатилетний сын Г.З.А.Тагиева - Мамед. Подробности гибели не оглашались. По одной версии это было самоубийство, по другой- результат  неосторожного обращения с огнестрельным оружием. Ходили слухи, что  он погиб  при столкновениях вокруг деревни Калиновка.
    После страшных событий на Мугани, местное русское население стало создавать т.н. »параллельные роты». В Ленкорани это была рота  полковника фон дер Остен-Сакена , которая  защищала город  по ночам. Другая рота полковника Ильяшевича защищала русские села. Мусульманский нацсовет в Ленкорани решил расформировать их и поручил это сделать  отряду Мамеда.  Во время  этого столкновения   якобы он   был убит.
   О  Мамеде  вспоминали, как о  добром и мягком юноше, отзывчивого к нуждам своих товарищей, тайно помогавший многим из них. Он был прекрасно воспитан, предупредительный по отношению к своим преподавателям, пользовался общими симпатиями. Светлая Душа…
    Тело из Ленкорани  привезли в  Баку на пароходе «Эвелина». Для участия  в похоронах прибыл отряд из пятидесяти офицеров и солдат сформированного Бакинским Мусульманским Национальным Комитетом Ленкоранского конного дивизиона во главе с генералом -майором Мир Кязимбеком Талышинским. Панихиды (пасмазар) проходили три дня ( 25,26,27 марта)  в доме Тагиева.  После похорон 29 (17) марта  отряд собрался  на  том же пароходе отплыть  обратно в Ленкорань. Армяне стали распространять слухи, что они едут уничтожать русско-молоканские поселения.
   Революционный комитет обороны Баку под руководством Шаумяна (в который входили Н.Нариманов, И.Сухарцев и др.) вместе с матросами-большевиками приняли решение задержать их отправление и разоружить полк. В ультимативной форме  от них потребовали в течение суток  сдать  оружие.  Те  согласились, но это  вызвало протест мусульманского населения. 30(18) марта начали возникать стихийные митинги с требованиями вернуть конфискованное оружие.
   На квартире большевика Н.Нариманова состоялась встреча Шаумяна и М.Э.Расулзаде. Они договорились о возвращении оружия, но здесь поступила информация о том. что на Шемахинке(армянский район) напали на конный отряд Красной гвардии. В 6 часов вечера начались бои. Так были спровоцированы кровопролитные погромные армяно-азербайджанские столкновения. Впоследствии Шаумян признался, что воспользовался этим инцидентом для уничтожения оппозиции в лице партии « Мусават». 
    31(19) марта было подписано мировое соглашение, но убийство мирного населения, пожары  и погромы продолжались. В течение четырех дней в городе был настоящий ад. За три дня  чудовищная по своей сути гражданская война привела к массовым грабежам и к убийству мирного населения разных национальностей, проживающих в городе. Присяжный поверенный, русский Яков Николаевич Смирнов считал, что армяне, совершая преступления против мирных мусульманских жителей города,  решили уничтожить их всех в массовом порядке, не щадя при этом ни стариков, ни детей, ни женщин и др.» .
   Главный управляющий БО Т-ва бр.Нобель швед Артур Лесснер так рассказывал о событиях того времени:» Нобели потеряли мало людей и мало имущества. Объяснялось  это  тем, что  у нас служило немного армян. А еще  мы всегда поддерживали добрые отношения с мусульманским населением - и с верхами  и  с низами».
    Утром 1 апреля  на азербайджанских домах Баку появились белые флаги,  но убийства мусульман еще долго продолжались в Баку и других населённых пунктах Бакинской губернии. Власть была беспомощной перед захлестнувшей Закавказье волной вражды и насилия. Из города  начался  массовый  отъезд  людей, в том числе и  поляков.
    Кровопролитные мартовские события  вписались  черными страницами в историю Баку. Причин было много, но никто никогда точно не установит, что послужило поводом и кто  первый начал.  В таких случаях задаются вопросом: » А кому это было нужно?» Большевикам?! Но у них и без того было сложное положение: русская армия ушла с фронта, турки наступают, голод, отсутствует железнодорожное сообщение, не работает телеграф  и почта…
   Ленин требовал идти на любые уступки и соглашения, лишь бы  удержать власть в своих руках. Народный комиссар по делам национальностей, с 1910 года уполномоченный ЦК партии по Кавказу Сталин незадолго до этих событий писал бакинским  большевикам: "Нужно укрепить Баку в военном и финансовом отношении, если мусульмане требуют автономии, нужно им дать ее, выговорив безусловное признание Советской власти в центре и на местах, нужно немедля основать при Бакинском Совдепе мусульманский отдел, широко развить мусульманскую литературу...".
  Сталин и ранее обвинял Шаумяна в грубых ошибках в вопросах национальной политики, а 1 апреля 1918 года открыто критиковал, что большевики   настроили одну национальную группу на другую". 3 апреля 1918 года Н.Нариманов  в своем открытом письме Шаумяну  писал о  чернении  Советской власти  и большевистской мысли. 
  В отличие от теоретика Ленина, практик Сталин не верил в Бакинскую  Коммуну. Возможно потому, что как никто другой знал сущность армян. А именно они и представляли большевиков на Кавказе. Среди них не было практически мусульман. Те, по своей сути всегда были аполитичны, чем очень раздражали армян, пытавшихся вовлечь их  в революционное движение.
  Не было среди них активных и убежденных русских большевиков. Вообще, русские люди никогда не забывали о том, что они пришлые в этом крае. Поэтому нет никаких сведений  об их участии в этих страшных мартовских погромах, да и по своему менталитету они не могли бы совершать такие зверства. Русские, как и люди других национальностей, были жертвами этих событий. Об этом пишут многие очевидцы в своих воспоминаниях. Так, при возвращении с фронта в городе большевики задержали два русских пехотных полка(8000чел.), которые не принимали участия в этих событиях, но категорически заявили, что если большевики не прекратят это кровопролитие, они выступят против большевиков.
    А. Топчибашев  считал это « чудовищной по сущности  гражданской войной», начатой большевиками и превращенной армянским населением Баку в широкомасштабный конфликт на национальной почве между армянами и мусульманами».Такого же мнения придерживался и Г.З.А.Тагиев.  В газете »Знамя труда» 11 апреля( 29 марта)  была опубликована его телеграмма в Тифлис председателю Закавказского комиссариата Е.Гегечкори, которой он - Г.З.А.Тагиев  «лично  считал  своим долгом заявить всенародно, что бакинские события не носили характера армяно-татарских столкновений.Поднимаю свой голос за немедленное прекращение повсеместно всяких расправ и враждебных действий. Полагая, что это соответствует общим интересам, очень прошу вас всячески содействовать поддержанию мира и спокойствия среди населения. Пусть все обратятся к своим мирным занятиям.  Некоторые ученые Азербайджана поставили под сомнение этот факт ( прошло только девять дней после кровавых событий и совсем мало времени после трагической смерти сына  и пр.).
     На наш взгляд, его поступок  объясняет одна  фраза: «в интересах благосостояния края». Мудрый человек, проживший долгую жизнь в подданстве Российской Империи, повидавший на своем веку  события 1905  и  1915 года, он прекрасно понимал, что жизнь будет продолжаться и, конечно же, даже на секунду не представлял  себе, что когда-нибудь  на его родной земле  не будет армян.А может обычная провокация армян?  Или желание отомстить за события 1915 года в Османской Турции?   В  любом случае,  это было ужасно…
    Эти события достаточно широко освещены в литературе многими авторами, среди которых я хотела бы выделить книгу Эльдара Исмайлова - История « большого террора в Азербайджане»,М.2015г. и Аслана Халилова »Геноцид против
мусульманского населения Закавказья в исторических источниках», Б.2000г.

газета" Вышка" 2016 год,29 апреля
продолжение следует.