Яркие маки

Зинаида Егорова
Яркие маки

«Українська  мова надана нам для спілкування. Це – можливість виразити своє відношення до миру.» Радио настойчиво убеждало слушателей в том, как прекрасно жить в унитарной стране, история которой восходит своими корнями к незапамятным временам, и обличало всех московских царей в их недальновидности и жестокой эксплуатации  «людської свідомостї». В конце передачи процитировали Т.Г.Шевченко, И.Франко, призывая прочно стоять ногами на своей земле, встать с колен и повернуться лицом к Европе. Затем началась трансляция украинских песен.

Петро выключил радио и сразу почувствовал в висках прилив крови в ритме только что отзвучавшей песни советского периода «Дивлюсь я на небо…» Он поднял глаза к небу, но взгляд, ни за что не зацепившись, упал на кусок отвалившейся черепицы. Не мешало бы заделать зияющую брешь в крыше, подумал Петро. Он вспомнил, как прошедшей ночью испуганно стонала израненная дорога, всхлипывая всеми колдобинами, как при этом многоголосым хором отзывались оконные стёкла, - в очередной раз дорогу испытывали на прочность девять гусеничных БМП, которые курсировали из одного пункта дислокации войска в другой, - и как стала обваливаться поизносившаяся черепица.
 
Главная дорога пролегала вдоль огородов, и асфальтное полотно разветвлялось на просёлочные дороги, которые после ливневого дождя настолько размокали, что водителю ничего не оставалось, как покорно соглашаться на неизбежные моральные трудности, связанные с проездом мимо блокпостов, чем ехать по трясине. Вот и Петро решил было возвращаться домой объездным путём, а потом внезапно передумал и выбрал короткий путь по размытой дождём дороге. Ехал не один – с товарищем по рыбалке, и тряска по хлюпающему грунту казалась немыслимым ралли. Машина выдалбливала колёсами две колеи, которые затем, просохнув, заставят не одного водителя чертыхнуться и терпеливо выруливать по обочине на сниженной скорости. На самой середине пути дорога уподоблялась болоту, и кем-то оброненные кирпичи, кучкой сидевшие на обочине, оказались весьма кстати. Дорога нуждалась в «неотложной помощи»: Петро с товарищем закидали лужу кирпичами и ловко проскочили через неё по  самодельному трапу. Когда стали приближаться к опушке леса, Петро облегчённо вздохнул, увидев впереди «песчаный коридор», - так называлась дорога среди песка, огибающего лес и ведущего к соседнему посёлку. Машина отозвалась более мощным вздохом, каким-то оглушительным, словно на пределе возможностей, - и перед глазами Петра отчего-то замелькали маки. Они были ярко-красными, как те, что лёгкой кисеёй прикрыли заброшенные участки неухоженного скверика напротив церкви, которая вольготно разлеглась на возвышении, среди благородных аллей декоративных хвойных кустарников, берёзок и прекрасных роз, завезенных из Европы. Откуда-то с небес раздался колокольный звон: МИ-НЫ, МИ-НЫ, МИ-НЫ… Или ему померещилось? Петро почувствовал в висках знакомое биение крови, всё глуше, всё тише… МИ-НЫ, МИ-НЫ,- а в глазах яркой лентой тянулись красные маки…

Вскоре над контуженным склонилась чья-то голова и чьи-то старческие губы прошептали: «И тут заміновано… ніде пасти корову…».

http://www.youtube.com/watch?v=XJD4hcY0ZeA#t=130
 Прим.: Автором стихов является удивительный украинский поэт Михаил Петренко (1817-1862), родившийся в г. Славянске под  Донецком.
Песня "Дивлюсь я на небо", положенная на музыку дочкой украинского поэта В. Александрова Людмилой, очень быстро стала популярной по всей Украине. Позже была аранжирована композитором В. Зарембой.