Кто же такой, инвестор от Бога?

Сергей Ждан
Собой остались мы; сердца героев
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.
           (Альфред Лорд Теннисон «Улисс»)

Один из читателей, в комментариях к статье «На пике перемен» с изрядной долей иронии заметил следующее: «Пора уже трансформировать ваши религиозные изыскания в новое течение — «ангельские инвесторы» или «инвесторы от бога». Можем даже конкурс на лучшее наименование провести». Возможно невольно, но он оказался довольно близок к истине, - подумал я. Неужели никогда не слышал распространенного выражения «Мастер от Бога»? Если Мастером от Бога может быть кузнец, писатель или ученый, то почему бы и не инвестор?

Говорят также и о таланте от Бога. Похоже, тут несколько иная ситуация. Талант – это дар, причина которого кроется в прошлых жизнях, дар, который можно хранить, развивать, совершенствовать и даже закапывать в землю. А мастерство – это награда, получаемая в текущей жизни. Но - не за тяжкий труд и упорство в достижении цели, а за веру и соблюдение высших законов. Труд создает ремесленника, творца создает вера.

Если это так, то все находится в наших руках, даже несмотря на незримый контроль сверху, и успешным инвестором не обязательно рождаться, им можно стать ценой, которая указана двумя строками выше.

Инвестиционную деятельность вряд ли можно признать какой-то особо отличной от других. Следовательно, и на этом поприще могут встречаться таланты, творцы и ремесленники. Из трех категорий, наиболее интересны творцы. Наличие или отсутствие таланта, а также его величина, нами не контролируется, потому и обсуждению не подлежит. С ремесленничеством все тоже более или менее ясно: усидчивость, прилежание, добросовестное отношение к учебе и практике, рано или поздно приведут к предсказуемому успеху. Зато в инвесторе-творце есть нечто интригующее. Во-первых, его профессия не относится к базовым, материально или духовно образующим; инвестор не строит, не создает, не производит необходимую людям продукцию, не обучает, не воспитывает и не развивает самих людей. Во-вторых, ее и профессией то назвать не очень получается, - так, вспомогательная деятельность в области экономики и финансов. Но в том и  заключается красота жизни, что в ней всему есть место и всегда найдется объект для творчества. Вера есть? Тогда иди, твори и получай по своей вере!

Здесь уже и намечается разделение развития на два пути: материальный, научный, логический и духовный, религиозный, интуитивный.

Насколько я понимаю, до сих пор инвестиционное развитие продвигалось первым путем, но большого успеха на нем не достигло. Более или менее четкие причинно-следственные связи так и не установлены. Главный постулат инвестирования, который удалось сформулировать (повторение действий, приведших к успеху в прошлом, не гарантирует подобного успеха в будущем), представляет собой не что иное, как декларацию полного поражения научного подхода.

Перефразируя Владимира Маяковского, можно сказать: «Деточка, все мы немножко инвесторы, каждый из нас по-своему инвестор». Даже того, кто привык хранить заработанное дома и никогда не имел хотя бы одного банковского вклада, все равно можно назвать инвестором, потому что наверняка и он задавал сам себе вопрос «Куда вложить деньги?» и искал ответ на него у родственников, знакомых и в СМИ.  Ответ «Никуда» можно признать не самым плохим. Его приверженцы платят со своих сбережений своеобразный инфляционный налог и спят спокойно, а многие из выбравших другие ответы, в своих попытках угадать, потеряли больше. Поэтому, самые опытные и уважаемые инвесторы признали этот вопрос не имеющим однозначного логического ответа и сошлись на следующем компромиссном варианте: обыграть рынок не представляется возможным, поэтому вкладывать деньги надо не в отдельные инструменты и активы, а в весь рынок целиком. Если же финансовых рынков несколько, то средства надо равномерно распределять между ними. То есть, - диверсифицировать, диверсифицировать и диверсифицировать. Наилучшим образом, этому условию отвечают инвестиционные, и негосударственные пенсионные фонды, а также принцип распределения активов (asset allocation).

Другой вопрос (также не имеющий четкого ответа) задают себе инвесторы, склонные к спекуляциям. Они пытаются узнать «Когда вложить деньги?», то есть, как правильно выбрать время начала и окончания финансовой операции. Для этого строятся сумасшедшие графики, пишутся тома расчетов, анализируются горы показателей, и все, в общем-то, впустую: «таинственная траектория хода фишки» остается по-прежнему таинственной. В последнее время, в этой области инвестирования вообще забросили расчеты и перешли к мистическому повторению действий самого успешного на сегодняшний день Сусанина (трейдера), копируя бокс по переписке, который практиковал в свое время Пан Спортсмен из телевизионного «Кабачка «13 стульев».
В результате поисков научно обоснованных ответов на эти два вопроса, сформировался тонкий слой инвесторов-ремесленников, опирающихся на статистическую информацию и в противовес ему – огромный пласт мало чего понимающих рядовых инвесторов, не имеющих стратегии, - игроманов-дилетантов, по выражению одного из финансовых консультантов. В этих условиях, инвесторам-ремесленникам стратегия также не нужна; им достаточно подкармливать толпу игроманов своими советами и играть против них. Некоторый выигрыш им обеспечен по определению.
А что же инвесторы-творцы, есть ли они в наличии, и если есть, то каковы их подходы, стратегии и успехи? Насколько они религиозны, во что верят и как используют свою интуицию?

Думаю, они не пишут книг по инвестированию, не проводят семинары и никак не афишируют свою деятельность. Возможно, - напрасно, но им виднее. В таком случае, нам остается лишь попытаться нарисовать портрет и смоделировать их деятельность, опираясь на известный религиозный источник.

Инвестор-творец не может ставить своей целью деньги, служить им и добывать неправедным путем. «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24).
Но заработанные деньги он должен беречь и распоряжаться ими разумно.  «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Матф. 25:29). Это, кстати, соответствует правилам инвестора Баффета. Правило №1 Берегите деньги. Правило №2 Помните о правиле №1.
Его цель – развитие и совершенствование, прежде всего, - внутреннее. Деньги и материальный достаток появляются, как результат такого развития или приложение к нему. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33).

Развитие и совершенствование – не просто красивые слова, а вполне конкретная цель. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Конкретно это означает выполнение заповедей совершенства (блаженства). О том, что они означают, уже рассказывалось полтора года назад в материале «Каким должен быть человек будущего?», поэтому повторяться не буду.

1.    Блаженны нищие духом.
2.    Блаженны плачущие.
3.    Блаженны кроткие.
4.    Блаженны алчущие и жаждущие правды.
5.    Блаженны милостивые.
6.    Блаженны чистые сердцем.
7.    Блаженны миротворцы.
8.    Блаженны изгнанные за правду.

Если заповеди отражают внутреннее состояние, то какими же должны быть поступки  инвестора от Бога? Они ничем не отличаются от действий любого другого человека: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7). То есть, будьте собой и делайте то, что должно. То есть, ищите и не сдавайтесь. Как Улисс (Одиссей) у Теннисона. Должны инвестировать, значит, инвестируйте. Почему должны, мы тоже уже обсуждали.

А дальше в дело вступает интуиция, которая всегда подсказывает решение, лучшее для души. Если душу надо спасать или лечить, решение будет соответствующее, и телу оно может не понравиться. Например, деньги будут потеряны, а активы упадут в цене. А что, не надо было к ним привязываться и зависеть. Состояние же рынка при этом, может быть каким угодно, ведь внутреннее состояние инвестора все равно важнее.

Пенсионный капитал: http://pensioneriya.blogspot.com/