Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть XI

Людмила Гулькина
                                Глобальные перемены

Но время не стоит на месте. Девочки мои немного подросли. Мы поменяли квартиру и переехали в трёхкомнатную, взяв к себе уже не умеющую ухаживать за собой бабушку. Наступило время, когда наше государство стал возглавлять Михаил Сергеевич Горбачёв. Муж, взяв кредит, открыл своё дело – кооператив «Шарк» по ремонту автодорог. Они закупили технику: бульдозер два самосвала, грейдер, старенькую легковую машину. Штаб их располагался в вагончике. Мужа избрали председателем кооператива. В состав их организации входило три человека, а бухгалтер  и рабочие брались по найму. Буквально за год они рассчитались с кредитом. Теперь мы уже ни в чём не нуждались.
Летом я родила третью дочь. Помню,  когда новорожденных везли на кормление, многие кричали, а  моя крошка слегка издавала фальцетом звуки, похожие на пенье. Её в роддоме многие полюбили, потому что она всем улыбалась. Старшая и средняя доченьки ждали дома с нетерпением  маленькую сестрёнку, которую позже окружили любовью и заботой. Девочки росли дружно, хоть иногда и случались ссоры. У старшей дочери было больше обязанностей. Но когда девочки подросли, тоже стали выполнять работу по дому. За порядком и качеством следила старшая дочка.
 
Бог подарил нам способных и талантливых детей. Развитию их творческих способностей сыграли условия, в которых они находились. Они вместе  читали сказки, вместе смотрели диафильмы, вместе готовили новогодние подарки, вместе  убирались по дому, старшие помогали младшим делать уроки. На праздники готовили для  гостей концерты. Любили ставить спектакли,  которые даже показывали соседям по двору.  К ним тянулись все соседские ребятишки. Конечно, у каждой из них были свои интересы. Старшая дочка хорошо рисовала, поэтому поступила в  художественную  школу. Средняя и младшая поступили в музыкальную школу. Удивляюсь, откуда я черпала столько энергии?! Работая в школе, показывала открытые уроки слушателям института усовершенствования учителей. Дома шила  детям, вязала, пекла, закрывала соленья на зиму. Видимо, во всём мне помогала материнская любовь, которая стала смыслом моей жизни.
Но были и грустные моменты…   


                Ваня.
               
                Меж двумя огнями…
 

Как я уже рассказывала, с нами стала жить моя бабушка. О её жизни и  об её отношениях с дочерью Галиной (о ней я писала в отдельной главе) и внуком Иваном расскажу подробнее.
После возвращения из России, моя тётя устроилась работать на Азотно-туковый завод.  Ей, как специалисту, от завода выделили двухкомнатную квартиру. Она изредка возила Ваню в Душанбе к отцу, в надежде – растопить лёд родителя, но тщетно. Последняя встреча с Иваном Ивановичем оказалась роковой - он запретил ей к нему приезжать и вывез свою  семью из Душанбе.  После  Ваниного отца Галина  несколько раз пыталась устроить свою личную жизнь, но не смогла. Потом, разочаровавшись в мужчинах, решила посвятить себя Богу и сыну. Она стала носить длинную, закрытую тёмную одежду и  платок, полностью ушла в религию, отказалась от мяса и яиц. С завода ушла. Меняла работу, нигде не могла удержаться. Ивана раздирали на две части, каждая из которых старалась доказать, что она больше его любит, чем другая. Мальчик рос сообразительный, но когда понял причину спора, начал  извлекать из этого свою выгоду. Сначала у матери и у бабки были виноваты воспитатели садика, потом учителя. Ваня стал плохо учиться, сбегать с уроков, обманывать мать и бабку, которые из-за фанатичной любви потакали ему во всём. Потом его оставили на второй год, после чего он и вовсе бросил школу, не закончив и семи классов. А кушать хочется - он стал подворовывать сначала у матери, а потом и у бабки.
Бабушка постоянно навещала Ивана, носила ему любимые вареники. Однажды на лестничной площадке она пыталась схватить Ивана за чуб, настаивая на том, чтобы он подстригся. Внук оттолкнул её, и она, не удержавшись, упала, получив серьёзный перелом. Это и стало причиной нашего объединения. Пока она лежала, всё было спокойно. После выздоровления  опять начала   ходить к Галине. Когда же пенсия заканчивалась,  её присутствие в их доме становилось уже нежелательным.

 Как-то   возвращаюсь с работы домой, открываю ключом дверь и вижу вокруг разбросанные вещи. Сначала не могла понять, что здесь произошло. Потом открыла свою шкатулку, где не оказалось моего  обручального кольца, цепочки с кулоном и двух пар серёжек. Даже была вынута из бара бутылка водки, только  теперь уже пустая. Куда обращаться, ведь дверь открыта своим ключом. Я поделилась с соседкой, которая посоветовала срочно звонить в милицию и сообщить о краже. Следователь спросил, подозреваю ли я кого из знакомых – я, конечно, подумала про Ивана. Тогда следователь сказал, чтобы мы по-хорошему  договорились с родственником. Но когда мы приехали к тётке, она нам не открыла и разговаривала за дверью. А в это время Иван спрыгнул со второго этажа и прямо в руки нашей доблестной милиции. Сначала он не сознавался, но нашли его напарника, который всё рассказал и показал, где были спрятаны украденные вещи. Потом я узнала, что это было лишь добавочным делом ко всем тем кражам, которые он уже до этого совершил. Он не постыдился обокрасть одинокую соседскую бабушку, забрав пенсию, и даже мелочь с полки сгрёб. У моей же тёти все были виноваты, но только не Иван. А у него началась жизнь в местах не столь отдалённых.

 Бабушка  не могла нам простить за Ивана. Надо честно сказать, она была далеко не из робкого десятка. И если что- то ей не нравилось, она могла броситься в драку. В детстве я неоднократно убеждалась в её воинствующем характере. В эти минуты я боялась её панически. После того, как Иван попал в тюрьму, она стала устраивать мне устрашающие сцены, даже пыталась ударить своей клюшкой по животу, в котором я носила уже на тот момент будущего ребёнка. Но она не понимала, что Иван попал  в тюрьму не из-за меня, а по собственной глупости.  Я, привозила ему передачи и писала, что простила его. Но простит ли он себя?

Отношения между  матерью и дочерью ещё больше обострились.
 Однажды вечером пришла к ней дочь.   Мы услышали крики из её комнаты. Когда прибежали, Галина уже выскочила из двери. Бабушка рыдала и показывала на побитые ноги, жалуясь, что Галина била её сумкой, в которой лежали камни, била и приговаривала: «Теперь не будешь вмешиваться в мою жизнь». Потом только мы узнали, что бабушка вызвала бригаду из психиатрической больницы, чтобы Галину забрали. Обвинять дочь бабушки  не стали.  Что взять с душевнобольного человека?  Бабушка больше не поднималась, стала под себя ходить. Мне приходилось разрываться между работой и семьёй. Трое детей тоже требовали к себе внимание. Сиделку нанимать больному человеку у меня не было возможности. А когда без медицинской помощи обойтись было уже  невозможно, врачи посоветовали её определить в дом инвалидов. До сих пор прошу у Бога Прощения, что согласилась с врачами... С другой стороны, её одну уже нельзя было оставлять и не подоспей вовремя врачебная помощь...
 После учебного года мы поехали её навестить, но нам  сказали, что она умерла и её там же похоронили.

 Вот такая грустная история произошла между тремя несчастными людьми. Кто из них  виноват - дочь или мать? А может, виной всему - обстоятельства... вот только  жертвой оказался сын-внук - предмет  эгоистической любви...
Но это всего лишь эпизоды жизни.

 Впереди нас ждали глобальные перемены…

               
                Перед  грозой

Шёл 1991 год. Кооператив «Шарк», которым руководил муж, приобрёл ещё несколько единиц техники: два экскаватора, два колёсных трактора с прицепами, два бульдозера, водовозку и ещё один самосвал. Кроме этого, купили новую легковую машину «Жигули 2109». Всё шло хорошо, но что- то тревожило.
 Летом муж решил нас первый раз в жизни свозить в отпуск. Мы поехали на поезде в город  Самару, в гости к его двум тёткам. Нас встретила его двоюродная сестра со своим мужем. Мы загрузились в их машину и поехали к тёте Дусе. Она жила в частном секторе. Сначала дорога была хорошая, а как заехали в переулок, началась тряска. Нас это удивило, ведь здесь живут люди, которые каждый день ездят по этим колдобинам и гробят свою технику. Если бы мы здесь жили, то вместе с соседями  сообща обязательно отремонтировали бы эту дорогу.  Потом мы ещё многому удивлялись и поняли, что здесь люди живут по принципу: «Моя хата с краю, я ничего не знаю».
 Сестра накрыла стол, и мы сели ужинать. Наши девочки познакомились с их  дочками.  Тётя Дуся  была женщиной грузной и больной, поэтому работу по хозяйству выполняла её дочь, когда приезжала сюда из  города. У них был небольшой двор и огород, на котором выращивали помидоры, огурцы, зелень. Здесь же делали заготовки на зиму. В гараже  стояли полки, на которые складывались соленья. После ужина мы вышли во двор. Вся местная  ребятня  высыпала на улицу. Дома стояли плотно  друг к другу. Их разделяли лишь центральные ворота каждого двора. Как только село солнце, началась борьба с комарами и продолжалась всю ночь. На следующий день  мы поехали к их родственникам в баню, которую специально для нас растопили. В левом углу бани стоял котел. Справа - железная ванна, наполненная холодной водой. Сначала набиралась горячая вода в ведро и потом в тазиках разводилась. Я начала мыть голову младшей дочери и заметила, что надо опять развести тёплую воду для полоскания. Взяв в руку ковш, развернулась по направлению к оцинкованной ванне с холодной водой, поскользнулась и упала. Справа от меня стояло ведро с горячей водой, куда и угодила моя правая рука. Хорошо, что в нём было не очень много воды, но мне и этого хватило, чтобы получить ожог кисти руки. От боли я сунула руку в холодную ванну. Потом меня отвезли в больницу, где наложили повязку и сделали укол от столбняка. Несколько дней я ходила на перевязку.
Позже мы отправились в гости ко второй тётке мужа  в Алексеевский район. Это была настоящая деревня с несколькими домами и одним магазином. Тётя Нина работала телятницей в местном колхозе. Бревенчатый дом её, обшитый тёсом, стоял недалеко от мелкой речушки под названием  «Съезжая», которая впадала в реку «Самару». Двор был небольшой, но с  множеством всякой живности. Здесь были и  гуси, и куры,  и утки, а также домашний скот – свиньи, овцы, корова и два телёнка. Наконец, наши дети увидели весь этот животный мир  своими глазами. Только удивительно, как тётя Нина успевала со всем этим справляться. Она была очень простой и доброй женщиной. Видимо, ей приходилось обеспечивать мясом всю городскую родню. Днём наши  дети осматривали местные достопримечательности, ходили на огороды, на край села, а вечерами смотрели телевизор.
 Как – то раз включаем телевизор и слышим, что в Москве произошёл переворот, и  власть перешла в руки ГКЧП. Началась другая эпоха. Мы не знали, что нас ждёт впереди…

(Продолжение следует)Перейти на http://www.proza.ru/2016/04/26/981