О числе 6 в биологии и особенностях мировосприятия

Августин Летописец
     — ...вы об этом никогда не задумывались? Ведь восьмеричная, а особенно двенадцатеричная система намного удобнее. Но, увы, пользуемся привычной нам десятичной. Как говорится, что выросло — то выросло. Коли у нас по две руки, а на каждой лишь по пять пальцев, ничего иного и нельзя было ожидать. А вот почему только по две руки и почему именно по пять пальцев — об этом и поговорим.
     В двух словах всё тривиально: это следствие эволюции. Как вы знаете, по шесть ног у насекомых, но нас будут интересовать особенности строения высших представителей фауны. Согласно классическим представлениям, высшие формы произошли от низших: млекопитающие — от пресмыкающихся, те — от земноводных... От рыб земноводным досталось строение скелета с прообразами конечностей. Исключения есть, и их немало, но в подавляющем большинстве случаев мы имеем голову, хвост и четыре конечности с пятью пальцами на каждой.
     Прежде чем продолжать разговор о биологии, обратим внимание, что число 6 в природе можно встретить практически повсеместно, и это неслучайно. Именно шестиугольник из всех правильных многоугольников, которыми можно без зазоров и нахлёстов перекрыть плоскость, наиболее близок к окружности. Та, как известно, позволяет охватить максимальную площадь при минимальной длине границы, а это важно с точки зрения энергообмена. Не зря такую же шестиугольную форму имеют пчелиные соты, да и многие кристаллы. Для нас более интересен другой известный пример — обычные снежинки. При всём разнообразии рисунков в их основе лежит шестилучевая звезда. Не лишним будет напомнить, что геометрия нашего пространства также завязана на шестёрку: именно столько взаимно перпендикулярных лучей исходит из точки, принятой за начало координат.
     Однако вернёмся к биологическим объектам. Эволюция наложила отпечаток на форму и расположение первичных лучей, но их количество сохранила. В результате имеем классическую конструкцию, состоящую из соединённых с позвоночником головы, хвоста и четырёх конечностей.
     Но эволюция на этом не закончилась! Каждый из лучей точно так же стал развиваться дальше, превращаясь в шестилучевую структуру следующего уровня. Первичный луч — это материнская основа, соответственно, добавиться к нему должно было именно пять новых элементов. Отсюда и по пять пальцев на каждой конечности. Некоторые могут возразить, что у пресмыкающихся и птиц лишь четыре пальца, а у копытных животных их и вовсе нет. На самом деле и в том, и в другом случае налицо лишь гримасы эволюции, когда отдельные пальцы превращались в рудименты или, срастаясь, до неузнаваемости меняли облик.
     Отдельный вопрос — хвост и голова. Относительно хвоста высказывалось мнение, что он является материнской основой самого первого уровня, от которой пошли отпочковываться пять остальных. С головой ситуация иная. Для начала вспомним о наших основных чувствах. Обычно говорят о пяти: зрении, слухе, обонянии, осязании и вкусе. Есть точка зрения, что этот ряд надо бы дополнить как минимум ещё одним: чувством ориентации в пространстве, иначе — чувством равновесия, но для нашего рассмотрения достаточно перечисленных пяти.
     Что наблюдаем? Основные рецепторы осязания расположены как раз на пальцах — элементах второго уровня. Именно они позволяют на ощупь определить форму и размеры предмета. Прикладывая тот же предмет к остальным частям тела, понять это невозможно. Что до остальных рецепторов, то они расположены в голове или на ней: два глаза, два уха и носоглотка.
     А что такое наши рецепторы? Это некие устройства, позволяющие анализировать поступающую информацию и ориентироваться в мире, тем самым занимая определённую экологическую нишу. Носоглотка отвечает за химический анализ: нос — это газоанализатор, язык специализируется на твёрдых веществах и жидкостях. Попадая в рот, вещество взаимодействует с теми или иными рецепторами, расположенными на разных участках языка. В зависимости от участка, который среагировал на контакт, мы различаем горький, сладкий, кислый и солёный вкус. Те же вещества, которые по отношению к нашим рецепторам химически нейтральны, воспринимаются без вкуса или запаха. Очевидно, что сила химического взаимодействия зависит не только от характеристик вещества, но и от его концентрации. Тут уже приобретают значение чисто «технические» характеристики чувствительности рецепторов, и человеку здесь с животными не сравниться. Как, кстати, и в части слуха.
     А что такое слух? Приёмник акустических колебаний, то есть колебаний определённого диапазона окружающей нас среды — воздуха, гораздо реже — воды, разве только при нырянии. Диапазон этот тоже не просто так был выбран природой: на него приходится львиная доля атмосферных шумов на нашей планете. Если представить, что мы встретили обитателей иных миров, где состав атмосферы совершенно иной, или живущих в водной среде, то, вероятно, и их слуховые особенности заметно отличались бы от наших.
     Но, как утверждается, до девяноста процентов информации человек получает благодаря зрению, а потому на зрении остановимся чуть подробнее. Начнём с того, что зрительные рецепторы настроены на восприятие электромагнитных частот определённого и достаточно узкого диапазона. Как и в случае с акустическими колебаниями, диапазон этот не случаен, он прямо связан со спектральным составом излучения нашей звезды — Солнца. То есть что фактически произошло в результате эволюции? Были созданы приёмники–рецепторы, настроенные на резонанс с определёнными электромагнитными частотами, которые мы называем теперь видимым диапазоном. Соответственно, все остальные частоты — невидимы. Это и радиоволны, и инфракрасное излучение, и ультрафиолетовое, и более высокочастотные рентгеновское и гамма-излучение. Весь массив информации, приходящей на этих частотах, будет для нас недоступен — точно так же, как недоступны телевизионные или радиосигналы, пока мы не настроим на них антенны своих приёмников. Настроившись, мы можем наблюдать на экране телевизора или слушать по радиоприёмнику ту или иную передачу, при этом в то же самое время в том же самом месте присутствует множество других сигналов, но в нашем восприятии их как бы вообще не существует.
     Естественный вопрос: а как бы выглядел мир, имей мы возможность воспринимать и другие частоты? К месту вспомнить известное изречение: история не знает сослагательного наклонения. Так вот, эволюция его тоже не знает. В нашем, обычном человеческом мозгу формируется именно такая картинка, и мы даже не можем представить, как воспринимают мир те, кто с рождения лишён зрения или слуха, не говоря уже о представителях животного мира.
     Здесь хотелось бы привести конкретный пример, который у всех на виду: перелётные птицы, преодолевающие во время ежегодных миграций громадные расстояния. При этом полёты проходят зачастую в условиях отсутствия визуального контакта с землёй. Спрашивается: каким же образом птицы ориентируются? Ведь, в отличие от самолётов, они не оснащены навигационными приборами. Среди прочего, выдвигается и предположение, что они способны воспринимать магнитное поле Земли. Они буквально «видят» его силовые линии и ориентируются по их рисунку. Версия экзотическая, но почему бы и нет?
     С другой стороны, не стоит забывать, что возможности нашего мозга не безграничны, он способен в единицу времени перерабатывать лишь определённый объём информации. И если бы прямо сейчас у кого-либо из нас появилась способность «слышать» инфра- и ультразвук и «видеть» инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, ещё не известно, стало бы это природным даром. Вполне возможно, что человек вообще утратил бы ориентацию. Ситуация была бы сродни той, как если бы включили одновременно несколько радиоприёмников, настроенных на разные станции. Одну программу вы воспринимали бы без труда, две — уже сложнее, а если бы их было пять или десять? В голове всё смешалось бы в бессмысленный шум, из которого вы не смогли бы получить вообще никакой информации.
     В заключение буквально пара слов об упомянутом ранее шестом чувстве. Но не об интуиции, которую так частенько называют, а о чувстве равновесия. Именно благодаря ему мы ощущаем своё положение в пространстве даже с закрытыми глазами и заткнутыми ушами. Речь, разумеется, идёт о пребывании на Земле, космические условия невесомости здесь не рассматриваем.
     Следуя логике, можно предположить, что мы обладаем некими рецепторами, чувствительными к гравитации, точнее, к направлению силовых линий гравитационного поля. К сожалению, на данном этапе развития науки какого-либо однозначного и общепринятого объяснения природы гравитации нет, есть лишь большое количество разнообразных гипотез. Наиболее интересные подразумевают существование некой окружающей нас субстанции — условно говоря, эфира, однако традиционная наука исходит из его отсутствия. Фактически, сейчас признание существования эфира — не столько вопрос науки, сколько вопрос веры.
     Дальше потянулись бы вопросы о других чувствах и способностях: интуиция, телепатия, телекинез и прочее — но тут мы уже вступаем в область эзотерики, а посему самое время закончить.
     Благодарю за внимание!


     IV.2016