Взгляд принца Глава 2. 6

Алекс фон Джаго
Очень мне помогла в объяснении смысла всех женских причиндалов выделенная матушкой Маркеллой послушница Спасо-Казанского женского монастыря в Острове. По легенде сия дева заменяла сыну прежнего фехтмейстера, оставшегося "работать воеводой" в ливско-вендской Риге. Только преуспела она в своей мирской жизни не в пятиборье, а в Шаолиньских единоборствах, от шеста начиная и цзян-мечом заканчивая. Теперь и копилка сына пополнится новой школой боевых искусств,  жена заимеет инструктора-наперсницу по незнакомому миру 21-го века, а мне же гарантированы профессиональные перевязки. Хотя уверен, что и функции охраны нашей фамилии  также возложены на с виду хрупкие плечи молодой женщины.

   Впрочем, по последнему пункту её предшественник слегка облажался - меня от смерти при штурме ливского городища уберёг не он, а броник и сын. Впрочем, чужой вины в том не было - нарушал инструкции я сам. Но на то подвигла нужда, ведь если "гарнизон"Юглы и сумел отбить нападение многократно превосходящих сил, то только благодаря дальнобойному оружию, применяемому из укрытия. Выгнать необученных людей на штурм укреплений противника получиться могло только личным примером, причем всеми членами "семьи". Славик взял арбалет, что смастерил собственноручно, а сынок со своим учителем, заменив учебные рапиры на боевые, покарабкались следом за мной по лестнице на частокол.

    Когда меня, переваливающегося через стену, до того как я успел выстрелить, огрел по башке палицей лив то мальчик узрел кровь родителя. Ярость подростка стала трудноописуемой - движения у него ускорились настолько, что перестали фиксироваться глазом. Больше всего опасался, что сын неожиданно окажется на линии огня, но порой мне казалось, что он способен и пулю обогнать. По крайней мере, у хоронимых врагов пулевых ранений оказалось меньше, чем трёхгранных следов толедского клинка, а выжившие прониклись к мальчику уважением граничащим с религиозным поклонением.

    Следует добавить, что его возвращение из этого состояния оказалось очень тяжёлым, и даже превосходило мою слабость от кровопотери и сотрясения мозга. Очевидно, и по этой причине сплавили нас на длительную реабилитацию. Гранатовым соком да кагорчиком кровь и нервы восстанавливать, попутно в приятной компании на солнышеке нежась и чувствуя себя героем. Здоровенный шрам, оставленный вросшимся в дубину кремнем, зашить декоративненько не вышло, и украшение на фэйсе добавилось к "афганской коллекции" от пули и осколка. Странно, но эти уродства на теле старика не отпугнули молодую женщину. Не врал видно Мавр, сказав: "Она меня за муки полюбила". Причём настолько искренне, что сюжет "Красавица и чудовище" совсем не канал - женские глаза увидеть красоту могут в самом неожиданном.

    Причём и собственными "стандартными" прелестями нисколько не пренебрегая. Заслуга ли это гипноза сыночка, искусство убеждения послушницы, или собственная гибкость психики, но после скоренького шопинга, когда у гостиничного бассейна Малуша скинула халатик и осталась в очень откровенном купальнике, у окружающих (со мною в том числе) отвалилась челюсть, а Аня Семенович надолго отправилась курить. Как величайшая награда прозвучала обращенная ко мне просьба жены смазать её антизагарным кремом, и досталась она тому,  кто смог в ней женщину пробудить. Наград выше не существует, и зовут они на новые подвиги.

   Но и об этом так же позаботилось руководство, в данном случае представленное послушницей. На второй день пребывания повезла она нас обоих в стоматологический центр, где сняли мерку и тут же принялись ладить супружеской паре металлокерамику, мне её правда потребовалось побольше. Может кому и приятно к медальной чешуе очередную "юбилейную" пристёгивать, но нормальному человек зуб во рту важнее железки на груди, и приятно было сознавать, что нынешнее моё "командование" оказалось умнее предыдущего.
   Отдых в Болгарии славен не только теплым климатом, ласковым морем, обилием витаминов, а также не дорогой и качественной стоматологией. Важным для нас было и то, что страна эта православная и мы с Малушей, наконец, смогли повенчаться. Княгиня Ольга свою милостивицу (раздающую милостыню)  крестила чуть не сразу после возвращения из Константинополя в 957 году. Теперь же и моя жена пожелала посетить сей славный град, а я отказать ей никак не мог. Не солить же праведно заработанные евро, но с условием там не задерживаться и приключений на попу не искать.

   Дешево и сердито получалось смотать в Стамбул на автобусе, но средства позволяли и дорогу в отдых превратить, и за штуку евро в сутки взяли мы на прокат моторную семиместную яхточку итальянской сборки в комплекте со шкипером. Палево, порт и пайка считались отдельно и также в стотинку влетали. Но наша широта размаха обратила на себя внимание руководства этой фирмы. Занимались там не только прокатом, но и продажей, и не смогли они отказать в маленькой просьбе столь большим и солидным людям.

    Так удалось почти даром заиметь фирму-реализатора наших пластиковых швертботов, что в Риге клеить уже принялись. В наш дрескомб "Лонгбот-Крейсер" также при желании получалось 7 душ напихать. Правда, гальюном служила свешивающаяся за корму доска, но цена-то выходила на порядок меньше, потому неудобство можно и перетерпеть. У новых компаньонов помимо Варны собственная марина имелась и в Руссе на Дунае. Что особо радовало - для большой реки шлюп-дори подходил идеально. Поэтому тут же связался я с Ригой и попросил отправить сюда забитый лодками контейнер - железо куют горячим.
 
    Аналогично металлу в горне раскаленной на солнце оказалась палуба несущейся к Стамбулу яхты, но кондей в каюте обеспечивал комфорт, да и от прожарки в шезлонге никто не возражал - за этим ведь и прибыли на юга. Сойдя на берег турецкий, навестили ближайший восточный базарчик и очень недорого приобрели для нас с сыном цветастые "костюмы Будулая", а женская же половина замаскировалась "восточной" одёжкой, как ни странно, но весьма элегантной. И в таких нарядах переместились мы в укромном месте на тысячу лет назад.

    Константинополь впечатлял и тогда! Но праздно разглядывать достопримечательности особо не стали - "тикал счётчик в такси". Потому ограничились посещением Святой Софии, пока она ещё не стала мечетью. В лавке при храме купить можно было всё, что душа пожелает, от медного крестика и до мощей любого святого на выбор. Особо не вдаваясь, подлинна ли эта мумифицированная расчленёнка, приобрели две раки с то ли пальцами, то ли другими конечностями какого то Йоргана. Может и другого кого, в прилагаемом сертификате написано оказалось по очень древнегречески, а я в нём слаб. Да и не особо эти святые меня парили, ведь и принятый в оплату в лавке от меня "карбункул" так же являлся гидротермальным, за пару фунтов мне доставшимся. Врать могут не только бизнесмены от религии.

   Очень удивились, встретившись в лавке с новгородским гостем Гостомыслом. Он и сюда со своими шкурками да воском добрался. И как ни странно, но в торговле изрядно преуспевал - через пару месяцев планировал возвращаться. К этому сроку в устье Днепра - городке Олешье большой торговый караван собирался. Попросил купца доставить до Новгорода только что купленные священные реликвии - не таскаться же самому на отдыхе с мумифицированными пальцами.
    Тут в разговор мужчин встряла послушница и поинтересовалась, не прихватит ли его кормщик в Олешье несколько пассажиров. Оказывается и тут агентесса продолжала задания своей конторы исполнять. Служба меня давно приучила стараться меньше знать и крепче спать, потому нос совать не стал - что мне надлежит знать и так скажут. А сказали, что пора возвращаться, чему и повиновались, безропотно, но получая попутные удовольствия.

    Вернувшись в Болгарию, предложена нам оказалась экскурсия в Рильский монастырь, повиновались и в этот раз. Это религиозное заведение имело более чем тысячелетнюю историю и накопило за этот срок изрядную библиотеку. Большое число копий древних фолиантов продавалось в монастырской лавке, за прилавком которой стоял чисто говоривший по-русски черноризец. Наша послушница затарилась книжками на старославянской кириллице по максимуму, причем некоторые труды взяла даже в двух экземплярах.

   И вскоре я понял зачем - вновь нам потребовалось "прошлое" посещать. Основатель монастыря - Иоанн Рильский уже почти полвека как покинул грешный мир. И преподнесенный нами ещё помнящей его братии "Завет" Святого, в качественной полиграфии, подарком оказался бесценным и вниманию к дарителям обязывающим. Как и к исполнению "небольшой" просьбочки - требовались нам миссионеры для христианизации Балтии по восточному обряду. Смельчакам гарантировалась всяческая поддержка, и обещалось дать почитать ещё много интересных книжек. Вызвалась пара молодых смельчаков - Прохор и Гавриил. Мы договорились встретиться с ними через неделю у Патриарха в Средеце - так тогда София прозывалась, без его благославления миссия была невозможна.
 
   Пока от путешествия в компании монахов получалось уклониться. Лучше уж за пару часов ехать по автостраде, чем пару суток по горным тропам ноги бить, благодаря Бога за то, что из Доростола (ныне Селистра) глава Болгарской церкви Дамиан уже год как перебрался. Тут требуются пояснения, ибо момент Болгария переживала не лучший, увы, не без участия нашего Святослава. Совсем недавно прошел он по царству с огнём и мечом, заказ греков исполняя. Земли здешние ему так понравились, что отдавать заказчику их не захотел, решив свой престол тут ставить. Где силой, а где подкупом, но отжали византийцы Балканы у россов, царя Бориса II с братом пленив и низвергнув его державу до статуса провинции. Царя же без Патриарха не бывает,  И НАОБОРОТ! Вот и получилось, что Дамиан оказался первым и последним Доростолским патриархом, ввиду оккупации последней греками.

  Формально, Борис оставался царём, хоть и находился в заточении и большая часть его земель подчинялась Константинополю. Так и пришедший на смену Герман, считаться стал Патриархом, даже находясь в Средеце(Софии),  контролируемой Комитопулами - братьями Давидом, Моисеем, Аароном и Самуилом. Пусть патриархия и являлась по сути "дочерней" от Константинопольской и только четвертый десяток пережила, но всего то в мире были ещё сама Константинопольская, Римская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская - компания благородная и покидать её не хотелось.

   А славянским народам если и принимать христианство, то понятней будет делать это на своём языке и кириллической письменности. Молиться на греческом, и тем более на латыни, отправляя в Рим собранную церковную десятину - не умно. Пусть Первому Болгарскому царству существовать осталось несколько десятилетий, но церковно-славянские семена в нём созрели, и пришла пора их дальше нести и среди народов, для сплочения тех высевать.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/05/26/651