Письма с фронта

Арина Феева
9 мая 2016 года наша страна будет праздновать 71-летие Победы в Великой Отечественной войне. В истории не было битвы более жестокой и кровопролитной, чем Великая Отечественная. И не было подвига выше, чем подвиг нашего народа.
В достижение великой Победы свой вклад внесли и старшие представители моей семьи.

На фронтах Великой Отечественной воевали и мой дедушка, Петр Миронович Тимофеев, и бабушка, Серафима Алексеевна Тимофеева.
Конечно, они писали домой письма. Эти письма бережно хранили их матери - мои прабабушки. Во время войны одна из них, Ольга Тимофеева жила в Ясной Поляне под Казанью, другая, Дарья Исааковна Егорова, в Юрьевце. После окончания войны мой дедушка служил в армии, переезжал с одного места службы к другому. Своих родителей видел редко, только когда приезжал к ним в отпуск. А когда моих прабабушек не стало, письма остались у тех их родных, которые оставались жить в родительском доме. Однажды, спустя много лет, моя бабушка, Серафима Алексеевна Тимофеева, уже со своими детьми приехала в г.Юрьевец. Старшему Вячеславу (моему отцу) было 20 лет, среднему Евгению (моему дяде) было 16 лет, а их сестре Оле (моей тёте) 10 лет. Олечка нашла на чердаке старого деревянного дома у своей бабушки Дарьи Исааковны целый сундучок с письмами, которые прислала с фронта её мама, и взяла себе три письма. Только эти три бабушкиных письма с фронта и сохранилось. Одно из них послано в конверте, а два других - простые солдатские "треугольнички", т.е. сами письма складывали треугольником, на них писали адрес и ставили штемпели полевой почты.

На треугольничках адрес: Ивановская область, г. Юрьевец, Гора, 25 октября, дом 21, Егорову Алексею Никитичу. Это адрес моего прадедушки. Обратный адрес: Полевая почта 15378, Егоровой.

Вот эти письма с фронта:

Письмо моей бабушки, отправленное с фронта 2 августа 1944 года:

2 августа
Привет с фронта! Здравствуйте мои родные папочка, мамочка, Нина, Галя! Шлю привет и массу лучших пожеланий в вашей жизни. Сообщаю дорогие, письмо милой мамочки получила, за что очень и очень благодарю. Живу пока хорошо. Что будет дальше? Проезжаем очень красивые польские места. Смотрю на польский народ. Скоро перешагнем границу и вступим в Германию. Дорогие родители папочка и мамочка, пишите как вы живете, чего нового у вас в семье и вообще в Юрьевце. Письма получаю очень редко, да и письма теперь идут очень долго, не меньше месяца, потому что мы от вас с каждым днем становимся дальше. Это значит быстрей завоюем победу и вернемся домой. Да, победа близка, скоро, скоро встретимся. Посылаю я вам две фотокарточки. Но они очень и очень плохо сфотографированы. Оба фото снимал один и в одно время, а получились разные, и поэтому можно сказать, что попортились. Пишите чаще. Пишите обо всем подробнее. Пока до свидания. Целую.
Сима.


Письмо моей бабушки, отправленное с фронта 22 августа 1944 года:

22 августа 1944 года Польша
Привет с фронта!
Здравствуйте дорогой и родной мой папочка, мамочка, Нина, Галя. Шлю чистосердечный горячий привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Сообщаю, дорогой мой, живу пока хорошо, по старому. К переднему краю близко сейчас не берут, как прошлый год, поэтому чуть спокойнее. Сегодня исполнилось два года, как я защищаю Родину. Хочется мне посмотреть родных, но уже очень далеко находимся. Пишите, как вы живите, чего нового. Обо мне не беспокойтесь. Пишите, получили ли фото, хотя очень и очень плохие. Но скоро приедем сами. Пока писать кончаю. Пишите. Жду.
Приезжайте ко мне в гости, дорогой папочка. Я вас угощу яблоками. Ох, бы, папа, я тебя и встретила. Всего исцеловала, на руках бы понесла. До свидания. Целую.
Сима.
Как про Максимову обо мне не беспокойтесь. Я даже не гуляю, не считаю нужным, а выполняю присягу Родине.

Письмо моей бабушки, отправленное с фронта 18 сентября 1944 года:

18 сентября
Здравствуйте дорогие родители папочка, мамочка, Нина, Галя! Шлю чистосердечный горячий привет и желаю всего хорошего в вашей жизни и работе. Сообщаю, дорогие, живу хорошо, по старому. Изменений нет. Пишите, как вы живите, что нового. Почему не пишет Нина? Я же ей выслала два платочка, получила она их или нет?
Дорогие папочка и мамочка, обо мне не беспокойтесь. Скоро вышлю групповую фотокарточку. Если поедите к Павлу, то ему возьмите показать, но ему не оставляйте и не потеряйте. Она у меня как память. И вообще мои фотокарточки никому не давайте. Кто бы не был, никому не давайте.
Пока писать кончаю. Очень хочется скорей домой.
До свидания. Пишите. Жду. Целую.
Сима.

На другой стороне треугольничка штемпель "Полевая почта СССР" и печати и "Рассмотрено военной цензурой 09029".

Егорова - это девичья фамилия моей бабушки, на которую я очень похожа. Глазами, косами, костью, характером... Сима Егорова родилась 10 июля 1922 года в деревне Холмы Юрьевецкого района Ивановской области. Перед войной закончила педучилище и работала в городе Юрьевце инструктором физкультуры с 1 августа 1941года по 20 августа 1942 года в ДСО «Спартак» (добровольного спортивного общества) при Юрьевецком исполкоме. Общество «Спартак» располагалось в помещении Юрлеспромсоюза. В годы войны это помещение сгорело, все документы сгорели тоже. Об этом я узнала из письма подтверждения пом. бухгалтера отдела снабжения и сбыта Юрлеспромсоюза Марии Семёновны Масловой.
В августе 1942 года Сима Егорова была мобилизована на трудовой фронт. Вместе с другими женщинами она рыла окопы. Потом ее призвали в армию и направили под Москву. Три месяца прабабушка проходила боевую подготовку, она училась работать на рации, готовилась работать в тылу врага, в партизанском отряде. Но радисты были нужны и в Армии, и бабушку направили в 775 батальон связи 324-ой стрелковой дивизии, где она и познакомилась со своим будущим мужем Пётром Мироновичем Тимофеевым.   В это время он был уже начальником  радиостанции.      

Дедушка Петр Миронович Тимофеев родился 23 января 1922 года.
  2 июля 1941 года, через 10 дней после начала Великой Отечественной войны, он получил аттестат об окончании педагогического училища и присвоении ему звания учителя начальной школы.
  Сразу же после окончания училища дедушку взяли в армию. Он прошел подготовку и был направлен рядовым - связистом в 775 особый батальон связи 324-ой дивизии, которая была сформирована в сентябре-октябре 1941 года в Чувашии.
 Бойцы 775 батальона связи должны были обеспечивать связь командира дивизии с  другими дивизиями, со Ставкой, с полками и частями своей дивизии, с передовой, с разведчиками, уходящими за линию фронта.
 Здесь под Сухиничами начался боевой путь Петра Мироновича Тимофеева, моего дедушки, в составе 775 батальона связи 324-й стрелковой дивизии, входившей зимой 1941года в 10-ю Армию.
               
324-я стрелковая дивизия была сформирована в сентябре-октябре 1941 года в Чувашии. Дивизия принимала активное участие в обороне на реке Жиздре, в Курской битве, особо отличилась в боях в Белоруссии и Восточной Пруссии при штурме крепостей Осовец и Кёнигсберг. На своем боевом пути дивизия освободила 1800 населенных пунктов.
За успешное форсирование Днепра, взятие города Быхова, 324-я дивизия была удостоена наименования Верхнеднепровской. За участие в штурме и взятии города-крепости Кёнигсберга дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Бойцы 775 батальона связи дивизии, в котором воевала бабушка, должны были обеспечивать связь командира дивизии с другими дивизиями, со Ставкой, с полками и частями своей дивизии, с передовой, с разведчиками, уходящими за линию фронта.
Связистам было очень тяжело. Радиосвязи почти не было, проводка и телефонная связь то и дело выходила из строя. Бойцы гибли, и когда тащили катушку с телефонным кабелем на передовую, и когда под непрерывным арт-огнем устраняли повреждения кабеля. Непосредственным командиром Симы Егоровой был Петр Тимофеев. После окончания войны в 1947 году они станут мужем и женой.

Почти в каждом бою моя бабушка и дедушка теряли своих боевых друзей. Бабушке и дедушке "повезло", что они были не телефонистами, а радистами. Радиостанция была не на самой передовой. Бабушка передавала сообщения при помощи азбуки Морзе, а дедушка должен был обеспечить работу радиостанций. Но часто во время боя фашисты шли в наступление, радиостанция оказывалась на самой передовой, и связисты начинали вести огонь из личного оружия.

Жизнь на войне была очень тяжелой, приходилось переживать смерть друзей, видеть зверства фашистов в освобожденных городах, терпеть холод, голод, вшей, спать то на голой земле, то на снегу. И шли непрерывные бои. За время войны дивизия прошла с боями более 200 000 км, форсировала восемнадцать водных преград, приняла участие в уничтожении "минского котла" и в полном освобождении белорусской земли от фашистской оккупации. Но об этих трудностях бабушка в письмах домой, своим родителям, сестре бабушка не писала.

На земле Восточной Пруссии война для бабушки закончилась. Бабушка вернулась в Юрьевец, а её командир Пётр Тимофеев в Красную поляну. После войны он работал учителем в школе. Храбрая, строгая и скромная, маленькая, кареглазая Симочка Егорова не выходила у командира Петра Тимофеева из головы. Дедушка разыскал её и приехал в Юрьевец свататься. В 1947 году Серафима и Пётр поженились. 11 сентября 1947 года у них родился сын Вячеслав, а 6 сентября 1951года еще один сын Евгений. Потом дедушку опять призвали в армию. Его направили служить на Дальний Восток. Там на мысе Лазарева в 1958 году родилась папина сестра Оля.
С 1966 по 1977 год бабушка работала в 120 средней школе г. Горького. В этой школе несколько месяцев 1984 года училась и я. Когда дедушка вышел на пенсию, он, сначала работал на Горьковском заводе аппаратуры связи (тогда он назывался почтовый ящик №680). Потом, как и бабушка, работал учителем, но в школе № 148. Бабушка была учительницей младших классов, а дедушка вел уроки начальной военной подготовки.

Мои дедушка и бабушка имеют много наград.

Мой дедушка Петр Миронович Тимофеев за ратный труд в годы войны, за безупречную службу в Вооруженных Силах СССР, за самоотверженный труд в послевоенные годы, награжден  орденом Красной Звезды,  орденом "Отечественной войны ІІ степени", двумя медалями "За боевые заслуги", медалью "За взятие Кёнигсберга ", медалью "За отвагу  ", медалью "За победу   над Германией в  Великой Отечественной войне 1941-1945, медалью "За 20 лет безупречной службы в Вооруженных силах СССР",   медалью "За 25 лет безупречной службы в Вооруженных силах СССР",  медалью "40 лет Вооруженных сил СССР", медалью "50 лет Вооруженных сил СССР",  20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945",  медалью "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945", медалью " 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945", медалью "Жукова ".

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками приказом по частям 324-й стрелковой от 4 сентября 1943 года ефрейтор Егорова Серафима Алексеевна была награждена медалью "За боевые заслуги", которую 17 сентября 1943 года прабабушке вручили прямо на поле боя.
27 марта 1945 года бабушка была награждена второй медалью  "За боевые заслуги" за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками приказом по частям 324-й стрелковой Верхнеднепровской  дивизии. Это было уже в Восточной Пруссии.
За участие в штурме и взятии города-крепости Кёнигсберга бабушка была награждена медалью " За взятие Кёнигсберга".

Моя бабушка Серафима Алексеевна Тимофеева за ратный труд в годы войны, за самоотверженный труд в послевоенные годы, награждена  орденом Красной Звезды,  орденом "Отечественной войны ІІ степени", медалями "За боевые заслуги", медалью "За победу   над Германией в  Великой Отечественной войне 1941-1945,   медалью "За взятие Кёнигсберга ", медалью "Жукова ",  медалью  "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945",  медалью "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945", медалью " 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945", медалью " 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945", медалью "Ветеран труда".

В благодарственном письме, которое моя бабушка Серафима Алексеевна Тимофеева получила ко Дню Победы в 2000 году, написано:

Уважаемая Серафима Алексеевна!
Примите мои самые искренние поздравления с Днем Победы!
В истории ушедшего столетия не было битвы более жестокой, чем Великая Отечественная война. И не было подвига выше, чем подвиг нашего народа.
Мы свято чтим Ваше мужество, самоотверженность и героизм всех фронтовиков, отстоявших независимость государства, будущее детей и внуков. И всегда будем сверять свои поступки с величием духа Солдата Победы.
Уважаемая Серафима Алексеевна, желаю здоровья, бодрости и всего самого доброго Вам и Вашим близким.
Низкий поклон и благодарность.

Президент
Российской Федерации В.В. Путин

19 октября 1989 года умер дедушка. А бабушка умерла 28 января 2005 года, не дожив три месяца до 60-летия Победы.

С ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, ДОРОГИЕ МОИ!
СПАСИБО ЗА ВСЁ.
ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ.