Письмо 2

Валерий Хатовский
Письмо второе
       Ну вот, Толя, как брали на работу - рассказал в прошлый раз,
а сейчас прочти про первый рабочий день. Тоже, может быть, любопытно. Хозяин – Ави его зовут (вообще-то он Авраам, но здесь всех называют уменьшительным или прозвищу) привел  меня в комнату метров 20, без окон, вдоль одной стены  длинный стол, ясно - для заседаний. Дал несколько листов бумаги , ручку. И говорит  - вот,  делаем роликовый конвейер, систему конвейеров,
надо сегодня заказать  квадратную трубу для каркаса, через 3 часа вернусь от заказчика, так дашь мне твое сечение профиля. Участок комплектации, ящики - вот эти (показывает синюю пластмассовую тару), вес будет 30 килограмм. Закрепление – консольное, для консолей профили эти - (всё быстро, на английском).  И уехал.
       Сижу я один в  комнатухе, гудит кондишн и думаю – ну, всё, испёкся. Расчётами не занимался лет, наверное, пять. Технологом по складской механизации был – от конструкторской работы отдохнуть тогда хотелось. И не помню  формул никаких, один
модуль Гука помню. Как же считать буду? Неужели вот так сразу опозорюсь, и опять искать работу? Осмотрелся, вижу – вдоль другой стены  стеллажи до потолка, какие-то папки, журналы, О! – книги вижу! Здесь же хозяева инженеры – так, может, есть и что-то полезное для меня.
Смотрю по корешкам, вот толстенный американский справочник механика. Открыл, а там всё, что надо. На английском – это не страшно, но все данные и формулы – под дюймы и фунты.
Ну, думаю – где наша не пропадала! Сел, сделал расчёт, переписал его начисто – тут вернулся Ави. Прочёл, о-кей, говорит. Устроило его, вижу, моё сечение.
     Попили мы кофе – а там кухонька оказалась, кофе турецкий и растворимый, чай, молоко. Печенье какое-то.
   Потом ещё посчитал ему что-то, так и день прошел. Посмотрел я на полках – а там оказались учебники всех трёх компаньонов – хозяев, по ним они учились в политехнике – здесь он называется «Технион». Книги на иврите - старые, ксерокопированные, чуть ли не на оберточной бумаге – в конце 60-х, когда они учились, бедная была страна. И были хорошие и хорошо изданные американские, даже Руденко , даже Спиваковский  на английском. Мы же с тобой по этим книгам учились когда-то, на русском, естественно!
    В общем, рассчитал и начертил  всё что надо, мотор-редуктор подобрали с ним. Заказали все профили на механическом заводе (заводике – по советским понятиям, тут если 20 рабочих - уже солидное предприятие считается). Ави сказал мне – все должно собраться на месте без подгонок, как детский конструктор - «лего», есть здесь такое слово.
    Начал я следующий  проект, но не мог ночами спать спокойно – соберется потом всё или не соберётся, ведь проверки не было никакой. Да, все чертежи я сделал на листах А3, с инерционной рейсшиной – подарок женщин-технологов нашего отдела  ко дню 23 февраля , с трафаретом вместо циркуля. Недели через полторы пришли профили – гнутые швеллеры, уже со всеми отверстиями и покрашенные блестящей эпоксидной краской. Проверил я  каждый профиль, и через пару дней поехали собирать. Об этом напишу завтра.

 Письмо третье.

   Утром погрузили мы все детали на грузовик и хозяин повёз нас на своей машине на объект – монтировать.  Оказалось, это большой склад лекарств и косметики, участок комплектации заказов для отправки. Собрали мы всё часов за 15, было нас четверо – сам Ави, бригадир Гершон – гигант израильтянин двухметрового роста, и бригада - я и принятый накануне рабочий Витя – зав. сектором со Львовского конвейерного института. Всё собралось, точно подошло одно к другому, к радости, чуть ли не к удивлению хозяина. Я подслушал за пару дней до этого, как он говорил Гершону (они думали, что я не понимаю иврита, но кое-что я на слух уже схватывал). Вот, говорит, это ведь – как русская рулетка, тысячи долларов вложил в материалы, изготовление и комплектующие, а что напроектировал этот русский, соберется ли всё без проблем и во-время? Если нет –всё пропало, за первый день задержки пуска снимается с цены 10 процентов, за следующий – в два раза больше. Таких крупных проектов до того они не делали, для такой работы конструктора и взяли. Но - обошлось. Красивые конвейеры получились, тёмновишнёвые профили, серебристые ролики, море роликов, блестят под люминисцентными лампами. Хорошо сказал один из тамошних комплектовщиков, Фима, оказывается – мой старый знакомый, он в 70-м в нашем отделе в КБ диплом писал. Здесь его зовут уже Эфраим. Посмотрел он и говорит – Красота! Блестит, как озеро! Утром, в начале сборки я слышал, как рабочие (а почти все они там русскоговорящие были) говорили между собой, завидовали  мне, предрекали: если не заработает  линия – конец его карьере. Но – закрутилось всё, заработало!
     Сели в машину, подбросили меня почти до дому - а этот склад как раз в городе, где мы жили тогда . Вышел я, на каких-то ступеньках переодеваюсь, и вдруг заплакал даже.  Не последний, значит, я конструктор, не зря учился в Водном, потом в КБ - у классных специалистов, и почти 30 лет за кульманом. И за границей нужным оказался, на их уровне. Может, и не пропаду здесь! А ведь всё это - в 91-м, сразу после войны в Заливе, меньше года всего в стране, совсем зеленый. Сейчас и не верится, что всё это было, было со мной…