Бастер Китон Vs Чарли Чаплин набросок

Юлия Моисеенко
"– Ну что, посмотрел?
– Да, весь диск.
– Теперь ты убедился, что были гении и «покруче» (как вы, молодёжь, выражаетесь) твоего любимчика Бастера?
– Не-а, не убедился. Да, наверное, Чаплин – гений, но он мне как человек не нравится. Ну, по сравнению с Бастером.
– Как это?! Чаплин боролся за права всех униженных и обездоленных! В отличие от твоего безыдейного…
– Не знаю, идейный он там или нет: я же по-простому. За свои права он боролся, прежде всего. Так и сказал в одном интервью: как, мол, ему повезло быть мелкого роста: маленьким все сочувствуют.
– И что?
– Он играл на этом! Словно шкодный мальчишка, который дерзит старшим братьям, зная, что мама всегда заступится: «Он же маленький»!
– А Бастер?
– Он или смеялся над собственным ростом, или использовал его как боевое преимущество (в тех же драках), или же объяснял на своём примере, что не имеет значения, каким ты родился, в каких условиях: человек всегда и всего добьётся, если приложит старания и сформирует характер. Но только не выжимал из зрителя жалость!
– Интересно…. Ещё аргументы есть?
– Да. Вот, казалось, бы: оба творили в одно и то же время, ходили по одинаковым улицам, ели в одних ресторанах, общались с одними и теми же людьми. Но почему при этом во вселенной, которую создал Чаплин, вокруг бедного коротышки – сплошь равнодушные сволочи, всегда его обижают, а он на их фоне – единственный в белом пальто?
– Но разве Бастер…
– Тут ключевое слово: «фон», понимаете? Чего стоит, к примеру, честность, порядочность, доброта человека, если её обязательно оттенять чужой подлостью, а без этого она сразу тускнеет? Понимаете, это его отношение: «Вокруг тебя – гады, выкручивайся, как можешь; всё равно ты будешь выглядеть чище, чем остальные…»
– Постой-постой, это где же такое было?
– Да хотя бы взять «Малыша». Кстати, самый нормальный фильм у него, мне почти понравился.
– Это в котором бездомный находит в мусорном баке брошенного ребёнка и воспитывает его, как родного?
– Да. Но смотрите: чем они зарабатывают на жизнь?
– Не помню.
– Подросший малыш бегает по улицам и бьёт из рогатки окна, а Чарли предлагает хозяевам услуги стекольщика.
– Ха-ха-ха! Вспомнил!
– Остроумно, да? Я согласен. Вот только ребёнок с детства учится даже не просто уголовщине – подлости. Окна-то бьют у таких же, как он, бедняков. А зрителю – всё равно, он смеётся и сочувствует – Чарли; естественно, только ему.
– Надо же как-то выкручиваться, когда жизнь прижимает.
– Вот-вот. Он прекрасно выкручивается – за счёт остальных. Как и в «Золотой лихорадке»: помните, бедолаге не на что жить, и он предлагает в соседней деревне расчистить дорожки от снега?
– Ага, и когда ему отказывают в одном доме, он…
– Заваливает снегом вход следующего дома. Хозяину ничего не остаётся, как расплатиться через окно. Смешно это? Да. А если подумать? Очередная подлость из серии «Надо же как-то выкручиваться, всё равно я здесь самый маленький, и зрители пожалеют МЕНЯ, а не этих лохов».
– Гм. Об этом я не задумывался.
– Да и я-то не сразу заметил. Только после фильма «Месье Верду».
– Боже! Ты и ЭТО смотрел?!
– Да. Тут Чаплинский персонаж раскрыл свою суть по полной.
– Что ты имеешь в виду? Этот фильм – о том, как ужасна война…
– Да? А мне показалось, он о том, что когда вокруг растёт общий уровень подлости, можно и собственный уровень подтянуть – всё равно останешься беленьким. Ведь тут уже не мелкое хулиганство – тут Чаплин играет убийцу! Серийного, хладнокровного. И всё равно – он чист! Почему? Потому что, видите ли, в мире теперь умирают миллионы, а ему, безработному, нечем кормить семью. Вот что выросло из бедного коротышки, которого обижали нехорошие дядьки. А ведь герой симпатичен, правда? Обаятелен даже! Ему сочувствуешь от начала и до конца. Не жертвам, которых он топит, режет или сжигает в печи – ЕМУ. Это… разве по-человечески?
– Ладно, а Бастер?
– Бастер? Давайте вспомним, из «Навигатора»: вот он оказывается на пустом дрейфующем корабле, посреди открытого моря, в компании бестолковой девушки. Между прочим, той, что его отвергла. Какая у него теперь главная забота? Выжить? Не-а. Первым делом – создать девушке человеческие условия. Не абы какие, а те, к которым она привыкла. Пристроить её на ночлег, накормить, успокоить, развлечь игрой в карты… И вот зритель смотрит и думает…
– Разве не любой нормальный мужчина на его месте поступил бы так же?
– С языка сняли! Именно! И теперь вспомним фильмы Чаплина. Они вызывают очень похожий эффект. РАЗВЕ НЕ КАЖДЫЙ пойдёт бить окна, когда у него на руках голодный ребёнок; не каждый пойдёт убивать беззащитных женщин, когда его уволят с работы? Понимаете, Бастер не смотрит по сторонам. Он играет по собственным правилам. Он не снижает планки, что бы там вокруг ни происходило. Бастер – порядочный, храбрый и добрый сам по себе, безо всякого фона, дескать: «А я-то что? Другие-то ещё хуже!» Можно сказать, он смотрит на собственные манжеты, чтобы они были в чистоте. И создаёт вокруг себя свою собственную вселенную. Вообще, у меня такое впечатление, что герои Чаплина выживают, а герои Китона – живут.
– Знаешь, чьи слова ты только что повторил, Андрей?
– Нет.
– Орсона Уэллса, знаменитого американского режиссёра.
– Правда? Ну вот. Значит, я не один так думаю..."