Боль крёстной матери

Марина Панферова-Лабиринт
Я живу в посёлке Тоннельном  Кочубеевского района.  Когда у меня спрашивают, какие достопримечательности у нас есть, то я называю в первую  очередь- психиатрическую больницу №2. Да, именно она известна  в нашем крае и очень много людей посетили её. Одни в качестве  пациентов, другие в роли родных и близких, благодаря которым больные получили квалифицированную медицинскую помощь. В марте этого года мне позвонила поэтесса Любовь Ратнер и сообщила о том, что  близкого ей по духу человека поместили в больницу и просила узнать, в каком отделение находится её крестник Матвей Усов. Я посетила  больницу и получила нужную  ей информацию.  Любовь Анатольевна решила сразу же, на другой  день приехать в посёлок Тоннельный и повидать своего крестника. Попросила сопроводить её. Когда она приехала из города Ставрополя, я встретив её, начала расспрашивать о  Матвее Усове. Узнала следующее;  Было это в начале девяностых. К тому времени Ратнер была  сценаристом, режиссёром праздников.  Каких только их  она не ставила и в залах и на стадионах и на площадях нашего края.
       Среди новых совершенно для неё тем, был праздник «Пасхи» в зале филармонии города Ставрополя для «светской» аудитории. Она пришла в православную семинарию за материалом для написания сценария и окунулась в другой, совершенно ей незнакомый мир. Там, во дворе храма, в ожидании ректора семинарии, она и познакомилась с двумя молодыми людьми, полагая, что, может, и от них  получит  интересную для себя информацию. Кто сталкивался или причастен, тот прекрасно осознаёт, сколь огромен мир  православия.  Входящий впервые вполне способен ощутить себя «слепым котёнком», если рядом нет никого, кто бы объяснил, что там и зачем.  Молодые люди тоже оказались «слепыми котятами» как и она.  Любовь Анатольевна вспоминает:
-  Поглощала «тоннами» информацию от ректора и его коллег.  От, любезно  предоставленной, возможности пользования семинарской библиотекой,от участия  в службах… Потому, как я очень быстро поняла, что здесь теория без практики, как обучение плаванию без наличия самого водоёма… Я с жалостью смотрела на этих двух молодых людей, страдающих от недостатка осведомлённости. Сама я крещена была в раннем детстве, а посему могла участвовать в происходящих событиях. Они же – нет. И, чтобы помочь им,я предложила пройти таинство крещения. Они с радостью согласились. Организационные проблемы я взяла на себя, как то – приобретение крестиков и всего сопутствующего крещению, договорённость со священником. В общем, крещение состоялось. Мы ещё какой-то небольшой временной промежуток общались, пока совсем не потерялись каждый в своих жизненных обстоятельствах. Это был первый этап моего знакомства с Матвеем.
            Спустя довольно длительный период времени,  он появился на моём пороге вновь.  Он был с женщиной, как он пояснил, с женой. Им предстояло совершение обряда венчания, и он попросил меня присутствовать  в качестве крёстной матери. Естественно, я согласилась. Мои домочадцы обрадовались новому празднику. Отпраздновали, и  Матвей на долгие годы вновь исчез из поля видимости.
            Я «вышла в отставку», наконец-то занялась вплотную своими рукописями, издала пару книжек. Короче говоря, окунулась в литературный мир. Как-то, гуляя с собачкой, я вошла в соседний переулок и, пройдя несколько шагов, повернула назад голову. В ореоле  заката, стоял человек. С длинной, почти до пояса бородой, с длинными, ниспадающими по плечам волосами, С очень правильными, утончёнными чертами лица, какие рисуют на иконах святых.  «Ух, ты!» - подумала я – « И кто же здесь у нас на районе удостоился такого посещения?!»  И, уже проходя мимо, на обратном пути, вдруг услышала своё имя. Я не сразу поняла, что обращаются именно ко мне, оглянулась, вокруг никого больше не было кроме моей собаки. Он представился: «Я, Матвей»! Каюсь, не сразу поняла о ком идёт речь. Когда поняла, «посмела» пригласить его к себе в гости.
            И началось что-то невообразимое. Я совсем не мистик, более того,
к мистике отношусь с серьёзной долей скепсиса. Но когда у меня почти одновременно вышли из строя электрочайник, электроплита, электросчётчик и др. пришлось осознать, что энергетика этого человека просто «зашкаливает».
            И я, что называется, «дорвалась»!
            После не столь продолжительного моего пребывания в православии,  я вернулась в культуру, в свою профессию и свободное время для посещения храмов мне выпадало не часто, а вопросов осталось много.
             И тут такой шанс! Человек пришёл из монастыря. Мой духовный голод достиг своего апогея. Духовные беседы заканчивались с рассветом и, каждый уходил в своё помещение на отдых.
             Когда «накал» немного поутих, и мы перешли, что называется, «на личности», он рассказал мне всю свою жизнь. Матвей прожил в городе Ставрополе в 2015 году несколько месяцев и уехал в Минеральные воды. Именно оттуда он и был доставлен в психиатрическую больницу.
….Я с вниманием слушаю рассказ  Любовь Анатольевны.  Мы смотрим на часы и идём к лечащему врачу.
               Мы идём в отделение, 2е, мужское и я уже почти знаю, что нас ждёт.
Сначала нас вообще не хотят впускать, потом мы удостаиваемся холодного приёма зав. отделением, лечащего врача  Евгения Владимировича Нежельского, который оканчивается словами: « Вы-не родственники. Я не разрешаю свидание с  больным  Ни о каком свидании с пациентом и речи быть не может. У него есть телефон, и он вам позвонит вечером».
Странно.…Очень странно, что  посещение разрешается только родственникам. А если у человека их уже нет? А его судьба не безразлична знакомым и друзьям? Как быть? Эти вопросы я и Любовь Ратнер адресуем министерству здравоохранения и социальной защиты населения Ставропольского края. Может нужно внести изменения в  правила  посещения больницы?
Мы ушли, так и не увидев Усова Матвея. Разные мысли приходили в голову. Не обижают ли его там, за больничными стенами? Не обрили ли ему бороду?
Я сфотографировала Любовь Анатольевну на территории больницы.  Она уехала в город, так и не увидев своего крестника.