Разведчик Коля

Иван Фрунзе
 Из газетной публикации И.Стрельцова.

 Впервые я встретил этого человека десять лет назад летом 1959 года в г.Гжа-
 тске-
 ныне городе Гагарин откуда начинал свой путь один из отрядов партизанского
 соединения -13- и куда впервые после войны съехались партизаны гришинцы.Это
 были очень волнующие встречи.Взрослые пожилые люди еще издали завидев друг-
 друга начинали кричать Мишка -Петька- .Но всему этому предшествовала очень
 ответственная и подчас трудная минута узнавания ведь после войны прошло до-
 вольно много лет все конечно очень изменились и прежде чем радостно прокри-
 чать Мишка  или Петька нужно было узнать а кто это перед тобой.Вот такую
 задачу пришлось решать на этой встрече двум партизанам-гришанцам теперь важ-
 ным Московским ученым Савилову и Воскресенскому.Один из них профессор Мос-
 ковского университета что на Ленинских горах Кирилл Александрович Воскре-
 сенский высокий представительный мужчина двигался через живой партизанский
 коридор первым поэтому задача узнавать своих боевых друзей в основном выпа-
 дала ему.И вдруг рядом с собой я слышу чей-то шопот-погоди пусть-ка меня
 узнает.Оборачиваюсь-это говорит своему соседу мужчина которому в то время было
 лет тридцать.Действительно как только профессор подошел к нему так и оста-
 новился в не ришительности.Он с минуту рассматривал его а потом а потом пере
 вел взгляд на товарищей-наш ли это человек.Наш наш послышалось сразу несколь-
 ко голосов.Даже дружок твой а кто-то добавил его весь полк знал.Профессор
 даже смутился .И тут кто-то склонившись над ним тихо подсказывает -бравый
 солдат- .И не успел он произнести слова-Швейк- как профессор уже закричал
 Колька друг и бросился обнимать мужчину которого знал весь партизанский
 полк и которого почему-то прозвали -бравый солдат Швейк-.Впрочем вскоре все
 прояснилось.Оказывается этот мужчина пришел в партизанский отряд совсем еще
 мальчишкой ему было всего тринадцать лет.До войны он учился в седьмом классе
 одной из школ тогдашнего Касплянского района а когда пришли фашисты Коля
 ушел в лес на встречу трудной партизанской судьбе на встречу тысячам опас-
 ностей и смертей.Был он в большой не по росту фуфайке подпоясанной ремнем
 в большой нависшей на глаза шапке и когда дали ему в руки карабин-мальчик
 засиял от счастья.Кто-то сказал -бравый солдат-а кто-то добавил -Швейк-
 и эта ласковая шутливая кличка навсегда пристала к нему.Впрочем солдатом
 он был действительно бравым и веселым мужественным и находчивым.Мне конечно
 интересно было послушать рассказ т.Митченкова о себе.Николай Дмитриевич
 задумался очевидно перебирая в памяти прошлое.И не успел он ответить как
 послышался голос Николая Ивановича Вельмесова который был первым комиссаром
 тогда еще сравнительно небольшого отряда.Коля сказал он а ты расскажи  как
 ходил в Дорогобуж на разведку.А я не один ходил ответил Миченков мы ходили
 в двоем .Я не помню фамилии девушки-разведчицы звали ее Лена.Я живо пред-
 ставил себе фронтовые дороги тех лет немецкие патрули на каждом перекрестке
 окрики -хальт- и выстрелы.в то время убивали по любому подозрению без суда.
 Как-же вы добрались спросил я у Митченкова.Вдеревне Бабны  ответи разведчик
 девушку забрали в полицию и расстреляли а меня они осмотрели и сказали
 Что ты тут шляешься пацан иди пока мы добрые.Я пришел в г.Смоленск сел на
 товарный поезд и поехал в Дорогобуж .От Дорогобужа мне нужно было идти в
 Фомино но в этот период спрятанное в сапоге секретное донесение не мог пере
 -дать потому что фашисты блокировали дорогобужских партизан.Я узнал все что
 мог от местных жителей деревни Фомино вернулся обратно в отряд Гришина и
 рассказал о сложившейся обстановке.Надо сказать что Коля Митченков свою
 задачу полностью выполнил.Посылая его в Дорогобуж партизаны надеялись что
 он расскажет командиру соединения -Дедушка- о том чем они занимаются и что
 делают в тылу врага и привезет от -Дедушки-приказ о возвращении отряда в
 Дорогобуж.После возвращения Митченкова все прояснилось и отряд отказался
 от мысли возвращения в Дорогобуж стал организовывать еще больше вокруг себя
 партизан чтобы пойти дальше и громить на своем пути немецких захватчиков.
 Так закончилась одна из операций маленького разведчика.Образ его уже не
 покидал меня и когда я слышал рассказ об уничтожении крупного немецкого гар-
 низона или блокаде железной дороги с Форсированием Днепра или прорыве оче-
 редного вражеского окружения я знал что в этих легендарных подвигах боль-
 шого партизанского соединения есть частица скромного подвига пионера Коли
 Митченкова что среди тысяч народных мстителей шагал и маленький партизан
 покличке -Швейк-.