Демон Сидящий Врубеля

Марина Синиченкова
не каждый смог бы разгадать суть картин М.Врубеля. думаю, я не исключение из общего правила
Демон – это символический образ. он олицетворяет собой огромные силы человеческого духа, его внутренную борьбу. может быть, с самим собой, со злом, сомнениями, неверием…
художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения.
в своей трактовке образа Демона Врубель значительно отступает от литературного прототипа (Демона М. Ю. Лермонтова). он ослабляет настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяет лирическое начало образа.
для него Демон – “дух страдающий, но не злобный”.
в нем поселяются какая-то странная тоска и бесприютность.
творчество М. Врубеля можно уподобить взволнованной исповеди.
его Гамлет, Фауст, Пророк и Демон наделены общими внешними чертами с художником.
Михаил Врубель, кажется, был одержим образом Демона.
это был такой образ, который все время был связан с Врубелем какими-то мистическими отношениями.
казалось, что не М. Врубель пишет Демона, а Демон приходит к художнику и призывает его к себе.
этот роковой образ всегда волновал М. Врубеля. Демон был любимым детищем фантазии художника. и это не могло быть навеяно только Лермонтовской поэмой. поэма Демон лишь подсказала М. Врубелю имя того, кто уже с детства был знаком ему. кто возникал в глубине его собственного сердца и жадно хотел воплотиться в творческих грезах.
Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе.
о чем думает, о чем скорбит "Демон сидящий"? многие видели в нем юность и нерастраченный жар, лиричность и человечность, а также то, что в нем еще нет злобы и презрения. он видит всю "скорбь мира, взятую вместе".
в "Сидящем Демоне"  нет торжества властной фигуры. только неизгладимая тоска сковывает его силы. тоска и во взгляде, и в наклоне головы, и в заломленных руках. ощущается бессилие.
красота Демона не только в страдании, с каким он переживает свою судьбу изгоя, но и в тоске по истинному, когда-то отринутому им бытию. он свободен, но он одинок. ибо покинут Богом и далек от людей.
однако этот Страшный суд и мука от богооставленности не могут длиться вечно. поэтому в позе и лице Демона нет ожесточения или отчаяния. а есть даже какое-то странное для богоборца смирение.
какое горькое томленье Жить для себя, скучать собою!