Советы бывшего проводника поезда

Александр Ивашкевич
       По одной из освоенных мною по жизни  профессий,  я проводник поезда. Два года обслуживал граждан советских пассажиров на маршруте Алма-Ата - Москва и Москва - Алма-Ата (1972-1973). Будучи студентом Казахского государственного университета им. С.М.Кирова (сейчас Каз.НГУ им. аль-Фараби).
       Студенческий отряд проводников - СОП. Это как ССО (студенческий строительный отряд) или поездки в колхоз в третьем семестре.
       Советское студенчество обязано было летом месяца два отработать на стройках социализма или в других отраслях народного социалистического хозяйства.
       В ССО попасть было проблематично. Там много зарабатывали и в 70-е годы в этой сфере сложилась своя "мафия". На высокооплачиваемые стройки ехали свои люди... Комсомольцы с коммерческой хваткой. Из них потом возникли олигархи.
       В колхоз комбайнёром я не захотел. У меня аллергия на пыль и всякие частицы от растений.  Амброзия полынолистная меня убивала соплически...
       Закончили специальные курсы, сдали экзамен на проводника,- нам выдали специальную форму...
       Трое суток от Алма-Аты до Москвы. По степям Казахстана и юго-востоку России. Мне ехать в поезде очень нравилось. Под стук колёс ко мне приходили разные мысли. Много что повидал и убедился. Чуть не зарезали однажды...
       Командиром у нас был типичный комсомольский лидер - карьерист и умница - Юра Дмитриев. Поразил меня своей эрудицией. Знал классику почти наизусть. Такой толстенький умник. Я думал, что у него будет большое карьерное будущее на поприще коммунистического строительства. Студент 5 курса философского факультета. Или исторического. Уже не помню. А я был после 1-го курса химического факультета. Но потом он, по жизни,  как-то сдулся. Не знаю почему.   
       Было очень интересно во всех аспектах человеческого бытия. Я даже читал подготовленный доклад "Химия космоса" для пассажиров по радио поезда. Много узнал, есть что и чего рассказать. Но сейчас не об этом. Вот попалась информация о наших правах на поездах России. Хочу поделиться.
       Права пассажиров РЖД, о которых почти никто не знает
(«Other»)
       Оказывается, путешественники могут попросить у проводницы шахматы или, например, сделать остановку на денёк-другой в Москве, следуя по маршруту Нижний Новгород — Санкт-Петербург. Без всяких доплат.

Выехать раньше срока

Пассажир может выехать на поезде, отправляющемся в пункт назначения на несколько часов или даже дней раньше того, на который куплены билеты, без какой-либо доплаты. Для этого нужно обратиться в билетную кассу вокзала — при наличии свободных мест вам не откажут.

Опоздать на поезд

Не успеть на поезд далеко не так страшно, как на самолёт. В течение трёх часов после отправления пассажир может оформить себе билет на другое время или дату, компенсировав стоимость плацкарты (цена ж/д билета складывается из трёх частей: стоимость билета, стоимость занимаемого в вагоне места— плацкарты и тарифная часть). Стоимость плацкарты зависит от категории вагона и обслуживания

Сойти с поезда на 10 дней

В пути следования пассажир имеет право сделать одну остановку не более чем на 10 суток. В течение трёх часов после того, как он покинет поезд, ему следует поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала. Чтобы продолжить путь, нужно будет оплатить стоимость плацкарты. На международных направлениях выходить разрешено неограниченное число раз, но только в течение срока годности билета (два месяца для билетов в сообщении с европейскими странами).

Занять нижнее багажное место

Спор из-за багажного места можно быстро разрешить в свою пользу, сославшись на правила РЖД. Оказывается, в них прописано, что нижнее багажное место по праву «принадлежит» пассажиру, купившему билет на нижнюю полку, а верхнее, соответственно, проезжающему на верхней полке.

Попросить шахматы

В пути пассажир может попросить у проводницы иголки с нитками, ножницы, стаканы и ложки, настольные игры (шахматы, шашки, домино). И всё это абсолютно бесплатно.

Провозить пчёл

В поезд можно захватить и пчёл (мало ли, вдруг для кого-нибудь актуально). Но РЖД напоминает, что их перевозят в багажном вагоне в ульях или фанерных пакетах под наблюдением сопровождающего и только при температуре воздуха не выше +10 °С.