Сказка о бедняке Абдаллахе и богаче Селиме

Ирина Басова-Новикова
Сказывают старики – да продлит Аллах их счастливые дни! –  жил некогда в Багдаде бедняк по имени  Абдаллах. С утра до вечера лепил он  глиняные горшки и носил их продавать на базар, но горькая бедность не спешила покидать его хижину.
Однажды, продав горшки, выручил Абдаллах несколько  серебряных монет. В радости поспешил он домой, но по пути  увидал за оградой чудесного сада богача Селима. Восседал тот на расшитых золотом подушках, а юные невольницы услаждали слух своего господина игрой на флейтах.
И сжалось от безысходности сердце несчастного бедняка.
«Вот живёт в сытости и довольстве почтенный Селим. В приятности и веселии протекает его беззаботная жизнь, а я работаю не покладая рук, но немилостив ко мне Аллах. Спрошу-ка я у этого счастливца, отчего  Всевышний благоволит одним человекам и наказывает лютой бедностью других».
Подумав так, поклонился Абдаллах стражникам и умолил их провести его к  господину.
Привели стражники бедного горшечника к Селиму, и произнёс Абдаллах такие слова:
- Мир тебе, почтенный Селим! Дошло до моих ушей, что славишься ты умом и учёностью. Потому и пришёл я спросить у тебя, отчего Аллах одним даёт несметные сокровища, сады и невольников, а другим -  презренную глину и горький хлеб?
- Брат мой! – воскликнул Селим. – Сказано в великой книге: кому хочет, тому и даёт Аллах от своих щедрот. Но верно и то, что сторицей платит Милосердный за милостыню, терпение и твёрдость в истинной вере. Быть может, все беды твои оттого, что не чтишь ты Аллаха как должно и не творишь милостыни, как требует закон?
- О почтенный Селим! Я так беден, что в доме моём не водятся даже крысы. С чего мне творить милостыню,  если от голода я еле стою на ногах? Сегодня впервые за много дней получил я плату за свои труды, но и этих денег едва ли хватит на пропитание.
Увидал Селим в руке Абдаллаха серебряные монеты, и жадностью загорелись его глаза.
- Не скорби о своей участи, брат мой, и не бойся творить милостыню даже тогда, когда ты голоден и наг, - сказал хитрый богач. – Презренны в глазах Аллаха золото и серебро. Разве на  чаше весов тяжелее они  слов  Господа нашего, обещавшего заботиться о бедных? Отдай мне свои монеты и ступай с миром, а я  подумаю, как ими распорядиться для твоего же блага.
- Ты прав, почтенный Селим, - воскликнул Абдаллах. – Я глуп и неучён, и мне неведомо, как ублажить Аллаха. Возьми мои деньги и сделай какое-нибудь доброе дело: отдай их муфтию на украшение мечети или другому бедному человеку, нуждающемуся в деньгах больше, нежели я.
Сказав так, отдал бедняк Селиму монеты и покинул сад богача. А Селим спрятал серебро в  тугой кошелёк и, посмеиваясь,   не переставал дивиться простодушию  Абдаллаха.
Тем временем Абдаллах решил добыть немного глины для  новых горшков. Копнул он землю возле дома и – о чудо! – вместе с комком глины из недр земли явился изумлённому взору бедняка горшок, полный золота.
- О небеса! – воскликнул Абдаллах. – Сколько лет копаю я эту землю, но лишь сегодня Творец всего сущего послал мне  золото! Воистину творящий милостыню и терпящий невзгоды получит от Бога по заслугам!
С тех пор хорошо зажил Абдаллах. Построил он крепкий дом, насадил деревья и подумывал обзавестись женой, но по воле неумолимой судьбы встретился ему на базаре Селим.
- Как живёшь, брат мой? – насмешливо спросил богач. – Воздал ли сторицей Бог за твою милостыню?
- Мир тебе, почтенный Селим, и да пошлёт Зиждитель небес твоему роду всяческих благ! – ответил Абдаллах. – Воистину щедр Создатель к тем, кто всецело полагается на Него в трудную минуту и отдаёт последнее!
И рассказал горшечник, как нашёл он в земле золото, как выстроил дом и наполнил его утварью. Побагровел от зависти Селим.
«По всему видно, зарыт в земле бедняка огромный клад. Быть может, удастся откопать в ней ещё много горшков, наполненных золотом».
 И  произнёс богач такие слова:
- Безмерно рад я разговаривать с тем, кого облагодетельствовал Всевышний! Хорошо иметь дом, где можно безбедно прожить остаток дней, но воин, сражающийся за веру, угодней Аллаху, нежели простой ремесленник. Разве не слышал ты, Абдаллах, что изволил повелитель правоверных отправиться в чужие страны, дабы усмирить врагов? Не думают теперь в Багдаде о собственной выгоде, но на последние деньги покупают мечи и луки. Не желаешь ли и ты, брат мой, присоединиться к войску султана, чтобы исполнить священный долг мусульманина?
- Да будет благословен день, когда я встретил тебя, почтенный Селим! – обрадовался Абдаллах. – Двадцать лет, как червь, копался я в земле, жил для себя и думал лишь о своей наживе, и ни разу не сподобил меня Аллах послужить повелителю правоверных!
- Продай мне землю и дом, - сказал хитрый богач, – и отправляйся в поход с повелителем.
И продал простодушный Абдаллах  и клочок земли, и дом, и отправился в дальние страны.
А жадный Селим тотчас велел перекопать всю землю возле дома Абдаллаха, но тщетны были труды его рабов – лишь булыжники да комья глины находили они, и рвал от досады на себе одежды глупый богач.
Тем временем султан со своими визирями и воинами вторгся во вражеские владения, и в каждой битве сопутствовали правоверным успех и громкая слава.
Но однажды в пылу сражения оттеснили враги преданных султану воинов и хотели пронзить того мечами, но вдруг по воле Всевышнего оказался рядом Абдаллах. Храбро бросился он на врагов и доблестью обратил их в бегство.
Вернувшись из похода, осыпал султан Абдаллаха всяческими милостями – подарил плодородные земли,  богатый дворец и невольников. И зажил Абдаллах лучше прежнего, не переставая благодарить Всевышнего за свой жребий.
Однажды проходил мимо его дворца богач Селим и увидал среди рабынь, подобных райским девам, Абдаллаха и не поверил глазам. Жарче солнца сияли на бывшем горшечнике дорогие одежды, а пальцы его были унизаны самоцветами в драгоценных оправах.
- О Абдаллах! Ты ли это? – воскликнул изумлённый богач.
- Мир тебе, мой благодетель! – отозвался Абдаллах и велел рабыням пригласить богача в сад. Послушные девушки в тот же миг усадили Селима на шёлковые подушки и принесли диковинные яства и прохладный щербет.
- Великую правду однажды изрёк ты, почтенный Селим: безмерна любовь Аллаха к тому, кто во имя веры готов пожертвовать богатством и жизнью. Давно ли  был я нищим горшечником, а вот теперь отборным жемчугом и золотом наполнены мои сундуки!
И рассказал Абдаллах о том, как спас от неминуемой гибели самого султана, и как тот одарил его несметными богатствами. Слушая сей дивный рассказ, едва не задохнулся от зависти жадный богач, но вслух промолвил:
- Воистину щедр к тебе Дающий блага и пропитание! Прекрасен твой  сад, подобны гуриям молодые рабыни, и в восхищение приходят люди, видя огромный дворец. Но не ради наслаждения и праздности приходит в мир человек. Подумай, брат мой, стоят ли твои сокровища той мудрости, о которой ведают подвижники, удалившиеся в горы и пустыни? Бросили они дома, полные богатства, бежали из  объятий  жён и невольниц, чтобы вдали от мирской суеты познать великую мудрость Аллаха! 
Услышав такие слова, прослезился простодушный Абдаллах и молвил:
- Тысячу раз прав ты, почтенный Селим! Почто кичусь я дорогими одеждами и великолепным дворцом, когда у самого Пророка (благословит его Аллах и приветствует!)  не было ни дома, ни драгоценных одеяний? К лицу ли мне, вчерашнему бедняку, выставлять напоказ богатства, если умом я скуден, и мало разумею волю Создателя? Возьми же мои сокровища, почтенный Селим! Владей золотом, владей  рабами и землями, а я удалюсь в горы, чтобы постичь волю Всевышнего о нашем мире!
И остался довольный Селим во дворце Абдаллаха, посмеиваясь над ним и дивясь его простодушию.
А тем временем Абдаллах удалился в горы, где хоронились от мирской суеты звездочёты и мудрецы. Жадно внимал он учёным мужам, и открылись ему великие знания. И пошла слава о мудрости Абдаллаха по всему свету, и однажды   долетела молва о нём до ушей повелителя правоверных. Захотел султан своим вниманием почтить мудреца, отринувшего богатство  ради божественной истины.
С блестящей свитой прибыл султан  к хижине Абдаллаха.  Три дня наслаждался правитель приятными беседами о Боге, а под конец молвил:
- О благочестивый Абдаллах! Скорбит моё сердце о том, что такой учёный муж пребывает вдали от Багдада! Не слышит народ сладких  речей, текущих с твоих уст, подобно мёду. Сделай же милость – погости у меня во дворце, дабы возрадовались правоверные, узнав, какого праведника послал Всевышний их повелителю!
Не посмел Абдаллах противиться султану и поехал с ним во дворец. И приступили к нему мудрецы, богословы  и царедворцы, чтобы внимать словам, которые, подобно  отборному жемчугу, были чисты и прекрасны.
 Вскорости  снискал Абдаллах уважение горожан, и султан, видя горячую любовь народа к мудрецу, решил назначить того Великим визирем.
Однажды сидел Селим на балконе дворца и вдруг увидал вдали ослепительное шествие,  услыхал музыку и весёлые крики багдадцев.
«Пойду узнаю, о чём радуются люди», - подумал Селим и вышел навстречу ликующей толпе.
И увидал презренный богач Абдаллаха. Тот ехал на белом коне, и ослепительней солнца сияли его одеяния.
- Брат мой! - воскликнул Селим, обратившись к Абдаллаху. – Не чаял я нынче встретить тебя в Багдаде. Но, заклинаю Аллахом, поведай мне, отчего ликуют все эти люди? Для кого поют они хвалебные песни? Кого славят, кого называют «кладезем мудрости» и «алмазом в короне повелителя правоверных»?
- Мир тебе, почтенный Селим! – отозвался смиренно Абдаллах. – Порадуйся за меня, брат, ибо в мою честь поются хвалебные песни, и обо мне говорят: «Он – кладезь мудрости и добродетели».
И рассказал Абдаллах о том, как постиг он совершенную мудрость, как сподобился чести услаждать беседами царедворцев и султана, и как празднует народ Багдада его вступление в должность  Великого визиря.
И услыхав о том, как  осчастливил Аллах простого бедняка, лишился рассудка презренный Селим, но поскольку был он завистлив, желчен и скуп, никто не пожалел о нём. Зато о Великом визире Абдаллахе, верой и правдой служившему Богу, народу и своему повелителю, до сих пор слагают хвалебные песни.