Съезд аплодирует Фиделю

Елена Лях
НА ФОТО: В президиуме съезда (справа налево) - Рауль Кастро Рус, Фидель Кастро Рус,
Хосе Рамон Мачадо Вентура (Второй секретарь  ЦК  КПК) и др.
На сцене – плакат, посвященный 55-летию победы на Плайя-Хирон, годовщину которой Куба отмечала в эти дни
(«Из Плайя-Хирон родилась наша марксистско-ленинская партия». Фидель Кастро, 19 апр. 1976г.).
Съезд овациями провожает Фиделя…



Последний день работы VII съезда Компартии Кубы* (19 апреля),
отмеченный переизбранием Рауля Кастро на должность Первого секретаря ЦК Компартии**,
был ознаменован ещё одним, историческим по значимости событием –
выступлением легендарного вождя Кубинской революции ФИДЕЛЯ  КАСТРО.

Шквал аплодисментов потряс зал, когда на сцену вышел Фидель…
Своей речью Команданте открыл заключительное заседание.

Глядя на снимки, читая впечатления участников, проникаешься наэлектризованной атмосферой зала:
делегаты и гости***, как один человек, на одном дыхании
ловят каждое слово великого «солдата идей»,
стараясь запечатлеть в памяти каждое мгновение этого события,
воспоминания о котором они пронесут через жизнь и передадут своим детям и внукам как драгоценный подарок…

                <>*<>

                (Полный текст ВЫСТУПЛЕНИЯ  ФИДЕЛЯ  КАСТРО 
                на VII съезде Компартии Кубы.
                19 апреля. Гавана, Дворец съездов.)


Сверхчеловеческих усилий, товарищи, требует руководство любым народом во времена кризисов.
Но иначе перемены были бы невозможны.
Находиться на такой встрече, как эта, где собралось более тысячи
(здесь объяснили, что девятьсот с лишним – это представители, избранные самим революционным народом,
который делегировал им свою власть), означает для всех великую честь,
которой мы удостоились за всю жизнь. (Аплодисменты.)
К этому добавляется привилегия быть революционером,
что является плодом нашего собственного сознания. (Аплодисменты.)

Почему я стал социалистом? Точнее, почему я стал коммунистом?
Это слово выражает понятие, самое искаженное и оклеветанное в истории теми,
кто имел привилегию эксплуатировать бедных, обездоленных с тех пор,
как они были лишены всех материальных благ, создаваемых трудом, талантом и энергией человека.
С каких пор человек живёт в этой дилемме, бесконечно ли это время?
Я знаю, что вы не нуждаетесь в объяснении, но, возможно, некоторым слушателям оно необходимо.

Говорю это просто для того, чтобы было понятнее,
что я не невежда, не экстремист, не слепец и не приобрел свою идеологию сам по себе, изучая экономику.

У меня не было наставника, когда студентом я изучал право и политические науки,
среди которых экономика имеет очень большой вес.
Конечно, тогда мне было около 20 лет, я увлекался спортом и любил подниматься в горы.
Без наставника, который помог бы мне в изучении марксизма-ленинизма,
я был не больше чем теоретик и, конечно, полностью полагался на Советский Союз -
на творение Ленина, попранное после 70 лет революции. Какой урок истории!
Можно утверждать, что не должно пройти еще 70 лет,
для того чтобы произошло другое, подобное русской Революции событие, 
чтобы человечество получило ещё один пример грандиозной социальной революции,
которая означала огромный шаг в борьбе против колониализма и его неразлучного приятеля – империализма.

Возможно, однако, что самая большая опасность, нависшая сегодня над планетой,
исходит от разрушительной силы современного оружия,
которое может не только подорвать мир на Земле,
но и сделать невозможной человеческую жизнь на ее поверхности.

Наш вид мог бы исчезнуть, как исчезли динозавры;
возможно, пришло бы время для новых форм разумной жизни,
или, может быть, солнечный жар усилился бы настолько,
что расплавил бы все планеты Солнечной системы и их спутники, как полагают многие учёные.
Если теории некоторых из них, известные и нам, непосвящённым профанам, окажутся верны,
то практичный человек должен знать больше и адаптироваться к реальности.
Если наш вид проживет в пространстве и времени намного дольше,
то будущие поколения будут знать гораздо больше нас,
но сначала им придется решить большую проблему:
как прокормить миллиарды людей, которые неизбежно столкнутся с такими реалиями,
как ограниченность запасов питьевой воды и природных ресурсов, в которых они нуждаются.

Некоторые, а возможно, и многие из вас задаются вопросом: где же в этой речи политика?
Поверьте, мне горько это говорить, но политика – в этих сдержанных словах.
Если бы многие озаботились этими реалиями, мы бы не продолжали,
как во времена Адама и Евы, вкушать запретный плод…
Кто прокормит голодающие народы Африки, не имеющие ни доступных им технологий,
ни дождей, ни водохранилищ, ни иных подземных резервуаров, кроме песков?
Посмотрим, что скажут правительства, почти все из которых подписали обязательства по климату.

Эти вопросы надо постоянно вдалбливать в сознание, я же не хочу распространяться о них более необходимого.

Мне скоро исполнится 90 лет****. (Аплодисменты.)
Мне бы такое никогда и в голову не пришло – я никогда не прилагал к этому усилий.
Это каприз судьбы. Скоро я последую за остальными.
Каждому из нас придет свой черёд. Но останутся идеи кубинских коммунистов (Аплодисменты.)
как доказательство того, что на этой планете, если работать с энергией и достоинством,
можно произвести материальные и культурные блага, в которых нуждаются люди,
и мы должны неустанно бороться для их созидания.
Нашим братьям в Латинской Америке и в мире я говорю, что КУБИНСКИЙ НАРОД ПОБЕДИТ! (Аплодисменты.)

Может быть, это одно из последних моих выступлений в этом зале.
Я проголосовал за всех кандидатов, представленных съездом к голосованию,
и благодарю за приглашение и за то, что оказали честь выслушать меня.
Я поздравляю всех, и в первую очередь товарища Рауля Кастро за его замечательные усилия. (Аплодисменты.)

Мы выступим в поход, усовершенствуем то, что должны усовершенствовать,
с беззаветной верностью и единой силой, как Марти, Масео и Гомес.
И поход наш будет неудержим! (Аплодисменты.)

                Пер. А.В. Харламенко,
                Ред. Е.Лях
                <>*<>

...Фидель попрощался со съездом так же, как и вошел – под шквал аплодисментов, переходящих в волны оваций.
Зал стоя провожал любимого лидера,
и хлопками тысяч ладоней, резонирующими с биением тысяч сердец,
б л а г о д а р и л  его за Кубу; за жизнь, посвященную делу Революции.
 


____________________________________________Примечания Е.Лях

*Состоялся 16–19 апреля 2016.
Средний возраст избранных членов ЦК (142) – 54,5 года (моложе, чем возраст предыдущего состава,
работавшего в период после VI съезд Компартии, состоявшегося в 2011 году).
Из них женщин – 44%, чернокожего населения и метисов – 36%, что также больше прежнего.

** Вторым секретарем  ЦК  КПК переизбран Хосе Рамон Мачадо Вентура,
соратник Фиделя и Рауля по революционной борьбе, врач.

*** В работе съезда приняли участие около 1 тыс. делегатов; на съезде присутствовали 280 гостей.

**** День рождения Фиделя Кастро – 13 августа (Лев).