Конец профессиональной деятельности 1990 год

Игорь Суриков
Рассказы о жизни в России

Глава 7. Конец профессиональной деятельности, бросок в политику 1988-1990 гг.    

    1990 год стал годом крупных поражений в политике, моего ухода на пенсию и смерти отца. Второго января я не выдержал психологического давления со стороны Чернецкого и Хавкина. Они, в сущности,  добивались моего  ухода  из Севастопольского округа. Это обеспечивало победу В.Л.Шейниса, который при моем участии в выборах не прошел бы из-за пункта о национальности и членства в КПСС. Они инкриминировали  мне  неправильности  в оформлении документов на выдвижение. Мною не было обозначено число воздержавшихся при голосовании в ДАС, т.к. оно действительно не просчитывалось, хотя обычной практикой являлось  вычисление воздержавшихся  путем вычитания из числа присутствующих суммы голосовавших за и против. В общем, я снял свою кандидатуру в Севастопольском округе и воспользовался открытым собранием в Ясенево в школе №789, на котором выдвинулся от 309 жителей, победив 13 претендентов. После тяжело давшегося мне выдвижения я возвращался домой,  с напряжением сознавая, где еду.
   Самым серьезным моим соперником в Ясенево оказался В.Ф.Комчатов, доверенное лицо Т.Х.Гдляна и Б.Н.Ельцина, а менее серьезными соперниками еще 9 кандидатов. В округе у меня работала команда молодых кадетов во главе с Тимаковым.  В это же время я занимался выпуском из печати своей научной книги. В округе N 426 по выборам в Московский Совет Народных Депутатов у меня оказалось 5 соперников. В их числе живущий там подполковник В.Ю.Ромайкин.  20, 21 января я  участвовал  вместе  с  другими кандидатами в народные депутаты России в учреждении блока "Демократическая Россия" во Дворце молодежи. 22 января выступил на митинге в Лужниках (примерно 3000 человек) памяти А.Д.Сахарова. На встречах с избирателями я боролся больше не с Комчатовым, а с литератором-патриотом Ю.Б.Юшкиным из еженедельника «Литературная Россия».
   4 февраля я  участвовал в грандиозной манифестации от Крымского вала до Манежной площади и в митинге на ней. Г.Х.Попов не дал мне слова,  несмотря на  протекцию Н.Н.Воронцова, а сестра Виктора Золотарева Анна зачитала занудную бумагу брата, за что её освистали.  Затем я с помощью  членов  исполкома  СКД подготовил информацию о кадетах для еженедельника «Аргументы и факты», которая была опубликована 8 февраля тиражом 33 млн.  экземпляров. Провел ряд  встреч с избирателями в Ясеневском округе и на севере Москвы. Пережил эпизод стычки с руководством Московской  трибуны (Е.Г.Боннар, Л.М.Баткин, В.С.Библер),  требовавшим дезавуировать мою  рекомендацию  на принятие в клуб одного из лидеров Российского Народного Фронта В.А.Иванова (вторым рекомендующим был писатель А.М.Адамович). Впервые мне подумалось о таком явлении, как русофобия. В феврале в Ленинградском Университете блестяще защитилась моя восьмая аспирантка Г.И.Пендинен. 19 февраля я в очередной раз выдвинулся претендентом на место Воронцова в Верховном Совете в Институте востоковедения. 21 февраля сражался в Институте философии на собрании Ассоциации научных обществ  АН в  числе шести кандидатов. Из них в первом туре оставили Никольского и меня, а затем выбрали безальтернативного Никольского,  несмотря на призывы зарегистрировать обоих.
   Далее я снова и снова выступал на собраниях, митингах и в пикетах.  Меня допекали на первом этапе обвинениями в  сионизме, а  на втором моей принадлежностью к СКД (я слышал возгласы типа "Главарь кадетов!"). С трудом отчитался на Ученом Совете института за работу лаборатории,  получив удар ниже пояса от доктора биологических наук В.П. Участвовал в митинге на Смоленской площади 25 февраля,  где было около 250000 человек. Давал  интервью  корреспондентам.  3  марта выступил на митинге в Ясенево около кинотеатра Ханой.  Присутствовавший  Воронцов  поддержал меня. В  то  же время член руководства СКД Дерягин выступил против меня в еженедельнике «Аргументы и факты», отведя мне нишу либерала в СКД. В первом туре голосования 4 марта я получил 16,9 % голосов, в то время как Комчатов 19,6 % - мы оба вышли во второй тур.  Я также прошел вторым во второй тур  по  выборам  в Моссовет. Во втором туре я потерпел поражение в обоих округах,  собрав в Ясенево 39 %, в то время как Комчатов 49 % (его письменно поддержали Ельцин и  Гдлян).
   Оглядываясь из того времени, когда я пишу эти воспоминания, на 1990-й год, я должен констатировать, что мое решение уйти из Севастопольского округа в Ясенево было первой и, может быть, самой крупной ошибкой в моей политической деятельности. Я должен был остаться. Меня, скорее всего, зарегистрировали бы в качестве кандидата в депутаты. А если бы и не зарегистрировали, то я потратил бы гораздо меньше сил на эту избирательную кампанию. Мне также надо было бы выяснить, какие персоны будут моими конкурентами в Ясенево. Конечно, идти против доверенного лица Ельцина, каковым был Комчатов, было бессмысленно. Я был обречен на поражение. Я этого анализа моих шансов не сделал и получил то, что получил. Разумеется, история не терпит сослагательного наклонения. Но не терпит сослагательного наклонения и обычная человеческая жизнь.
   Поражение на выборах настолько травмировало меня,  а усталость была такой сильной,  что я оформил себе пенсию 160 р. и ушел из института. После этого я съездил в Ленинград к отцу. 31 марта участвовал в качестве наблюдателя в учредительном съезде ЛДПСС (ныне ЛДПР) в Доме Культуры имени Русакова в Сокольниках. Здесь главным действующим лицом был В.В.Жириновский. 19 и 20  мая я участвовал  в учредительном съезде ПКД в Малом концертном зале в  Измайлово  (примерно 200 участников). Стал сопредседателем партии. Накануне Дерягин публично объявил о воссоздании Конституционно-Демократической Партии (Партии Народной Свободы), предупредив наш съезд. После съезда я дал интервью телевизионной программе «Время», фрагмент которого был показан вечером. Провел дискуссию с Дерягиным в  Молодежном Центре на Колпачном переулке, записанную телевидением и показанную по московскому каналу.  Затем мы с Кирой отдыхали в Сочи в пансионате «Знание». Лечили суставы водами Мацесты. В конце июня я снова ездил в Петербург, где участвовал в съезде Ленинградского Народного Фронта.  Познакомился с ленинградским политиком М.Е.Салье. Лето провел на даче в Солнечногорске,  изредка выезжая в Москву на заседания.  Кира ездила в Лугу в попытке перевезти родителей,  но снова возбудилась,  пришлось от  этой идеи отказаться. Я сам ездил в Лугу.  Мать вела себя истерично, травмировала умирающего отца. Для  подведения  баланса активных членов отца попросили написать заявление о выходе из КПСС, что он и сделал перед смертью.
   В конце лета я пытался в Москве организовать объединительные встречи лидеров ПКД и КДП (теперь там во главе стал депутат ВС СССР М.Г.Астафьев),  но без результата и с неприятностями со стороны Золотарева.  12-го сентября умер отец, мы с Кирой ездили на похороны.  Пытался организовать обмен  Луги  на  Москву. Судьба предоставила  нам  прекрасный шанс обмена на квартиру в Свиблово, но мать неистово сопротивлялась, а Олег отказался отдать за обмен гараж, посчитав раздел собственности несправедливым. Обмен не состоялся.  В октябре я безрезультатно пытался оформиться на работу в Государственный комитет охраны природы к Воронцову. Стал членом Совета представителей политического движения «Демократическая Россия», а затем и членом первого КС Движения. Опять баллотировался по 96-му округу в райсовет и по 489-му в Моссовет. Провел изнурительную кампанию с обходом всех (!) квартир в 96-м округе,  но явилось менее половины избирателей, что привело к признанию выборов несостоявшимися.  7 ноября  я выступил как  кадет с речью на крупном митинге на Старой площади в память о скорбной дате большевистского переворота.  В ноябре  виделся  с двоюродным братом Н.А.Гурьяновым, которого оперировали в Рентгено-Радиологическом институте Москвы по поводу раковой опухоли легкого. 26 ноября присутствовал в Президиуме Верховного Совета в Кремле на вручении наград ветеранам-генетикам по приглашению Воронцова. Воронцов представил меня Президенту Академии наук Г.И.Марчуку. Работал в комиссии Движения Демократическая Россия по земельной реформе в здании Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской наб. вместе с Л.А.Пономаревым и Ю.Д.Черниченко.  Этим закончился еще один изнурительный, горький год, а вместе с ним очередной этап моей шестидесятилетней жизни.