Ахиллесова пята

Полина Ребенина
                Доверять доверяй, да почаще проверяй.
                Народная мудрость

 I
Характер русского человека весьма сложен и противоречив.

“У русских, -как говорил один из героев Достоевского, - богатый внутренний мир, богатое содержание. Но им недостает формы, содержанию соответствующей. И потому они кажутся хуже, чем есть. У европейцев, наоборот, бедность содержания и богатство формы. И вся-то забота у них - о форме. А потому они выглядят лучше, чем есть... Главная отличительная черта русских - естественность поведения, отсутствие желания казаться лучше, чем они есть на самом деле. Европейцы, наоборот, неестественны, постоянно в маске, желают казаться лучше, чем есть. Отличие русских от европейцев в том, что живут они под властью чувства, сердца, а не расчёта. Европейцы лишены сердца. Расчёт для них - всё. Накопительство - суть европейца”(6).

Но именно в силу широты своего характера не склонен русский человек “мелочиться” и относиться бережно к своей жизни, своему здоровью, своему дому, своей стране. Заботиться о своем здоровье русскому человеку стыдно, ведь это значит "трястись за свою шкуру", благоустраивать свой быт тоже нехорошо, ведь это значит впасть в "мещанство", и уважать государственные указы и законы как-то несподручно, свобода и анархия его сердцу ближе.

Исключительно меткие характеристики русского характера дал Вальтер Шубарт в книге “Европа и душа Востока”(11). Он пришёл к выводу: "...о диалектике русской апокалипсичности (предчувствии крушения мироздания) в сравнении с европейским серединным мироощущением. У европейцев скрупулёзно упорядочен естественный уровень бытия, но природе русского человека это чуждо, он более ориентирован на возвышенные идеалы. В то же время он не формален, задушевен в общении, он непосредственно открыт и Богу и ближнему своему. Но отсутствие буферной зоны духовности отзывается в русском человеке не только достоинствами. Эта крайняя духовность, наложенная на необузданную славянскую природу обусловливает трагическую противоречивость русского характера..."

И поэтому русский человек разбрасывается, поддается внушению и постороннему влиянию, и под их воздействием способен сдать свои жизненные позиции и поменять их на прямо противоположные. При этом он часто не задумывается о последствиях своих высказываний и поступков и начинает действовать во вред самому себе, своей семье и своей стране. Русская душа, потеряв духовную ориентацию может обрушиться в преисподнюю!

Этому можно было бы привести множество примеров, но самыми главными из них являются поразительные факты свершения в России так называемой Великой Октябрьской революции в начале двадцатого века, и "революции наоборот" или перестройки в конце того же столетия. Обе эти революции во многом схожи и произошли при несомненной поддержке подавляющей части населения России. Причём русский народ, увлёкшись новыми истинами, своими собственными руками активно разрушал то, что было создано им или же его предками в течение десятилетий или даже столетий напряжённого труда.
"Весь мир насилия мы разрушим
До основания, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем."

Почему-то в эти годы мрачное веселье разрушения оказалось милее сердцу русского человека, чем скучное однообразное созидание. Каким же образом, какими чудодейственными средствами убедили его сделать то, что он наделал. Ведь наворочено дел было немало, и без особого принуждения, а с энтузиазмом и даже восторгом! И примечательно то, что мировая революция, о которой так мечтали революционеры-интернационалисты, в других европейских странах не разгорелась и даже возникнув, она довольно быстро затухала, как пламя быстро гаснет без струи кислорода. Европейский человек бунтовал мягко, лишь до определенного предела, не разрушая устоев страны, зная, что полное разрушение приведёт к краху и может повредить его покою, благополучию, здоровью. А он на это добровольно никогда бы не согласился!

II
Описывая русский характер В.Шубарт отмечает: "Русскому человеку непонятно, как можно и зачем нужно столько сил тратить на обустройство земной жизни и комфортабельности быта, как это с энтузиазмом делает человек европейский. Русская цивилизация- это цивилизация вдохновения и подвига, в которой не популярна упорная кропотливая работа во имя повышения благосостояния. В европейской культуре жизненные идеалы обмирщены, занижены, их реализация не требует сверхнапряжения и менее драматична, чем в русской культуре, в которой завышенность идеалов чревата срывами и катастрофами. Если европейские пороки -от приземленности идеалов, то русские- это срыв при воплощении небесного, евангельского идеала"(11).

Отношение к жизни и смерти у русского человека и европейца сильно различается. Как иллюстрацию вышесказанному, хотелось бы мне описать один случай из моей жизни. Как-то, в бытность мою научным сотрудником в Ленинграде, ко мне зашли в гости двое коллег из Скандинавии. Они посидели в моей маленькой ленинградской квартирке, выпили по чашечке кофе, непринужденно болтая, и одновременно скептически рассматривая потёртые обои, и потолки, требующие побелки. Я не могла уделить им много времени, нужно было успеть сходить на могилу к родителям, привести её в порядок и попрощаться, ведь мне предстояла дальняя дорога. Иностранцы вызвались меня сопровождать. Как же были они поражены, увидев русское кладбище - с памятниками, огромными фотографиями на них, цветами, скамейками, оградками!

Им это показалось необъяснимой и ненужной роскошью, им было совершенно непонятно для чего русские люди посвящают так много времени и средств своим близким, уже ушедшим из жизни. В Скандинавии живут люди весьма рационально, и умершим особого внимания не уделяют. На кладбищах чаще всего ставится лишь небольшой камень над могилой и пишется кратко фамилия семьи, к которой относятся захоронения, например "семья Свенссон". Имена погребённых обычно не уточняются и никогда не помещается никаких фотографий. Могилы существуют лишь определённое количество лет, за которые была внесена плата, а затем сносятся. А последние десятилетия делается и ещё проще- кремируют тела своих близких и закапывают урны в братской могиле под названием "роща памяти" (minneslund), часто даже без указания имён захоронённых. Таким образом избавляются расчётливые шведы от лишних (по их мнению) затрат денег и времени!

При виде русского кладбища один из потрясённых шведов философски изрёк: "Вы, русские, больше любите своих мёртвых, чем живых!". И возможно, была в этом доля правды, скучно и неинтересно русскому человеку тратить силы на обустройство своей земной жизни, иное дело мёртвые, в этом есть красивая идея служения родным и близким, покинувшим нас и унёсшимся в иной, непонятный и загадочный мир.

"Русская душа страстно тянется к небесному, но при потере духовной ориентации не удерживается в серединных измерениях и обрушивается в преисподнюю. Оттого русский человек и предстает в истории либо в образе божеском, либо в зверином, он способен на проявления и неистовой религиозности, и неистового богоборчества(1).

Европеец "...не хочет видеть сущность мира иной, чем она есть, он лишь хочет упорядочить его, использовать, овладеть им. Русский же хотел бы видеть мир иным в самой основе. А в своем нигилистическом рвении он доходит до того, что вообще не хочет мира. Поэтому западноевропеец стремится к успокаивающей и консолидирующей середине, а русский - к всеосвобождающему концу...

...Конечной целью западной культуры является не борьба с силами земли, а состояние всеобщей безопасности, порядка и благосостояния после победного окончания борьбы. Её цель - мещанство, в то время как русская культура в своей глубине стремится к тому, чтобы в заключительном акте принести себя в жертву. Русский не чувствует ценности эволюции, устойчивости культуры и т.д., но обладает довольно тонким чутьем к кризисам...

...Англичанин смотрит на мир, как на фабрику, француз, как на салон, немец, как на казарму, русский, как на храм. Англичанин жаждет добычи, француз- славы, немец- власти, русский- жертвы. Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз- симпатии, немец хочет им командовать. Только русский не хочет ничего...(11)"

В феврале 1917 года при всеобщем ликовании русской интеллигенции и подавляющей части рабочих и крестьян произошла февральская революция и к власти пришло Временное правительство, возглавляемое красноречивым, но толком не знающим, в каком направлении вести страну, Керенским. В стране началась анархия, жизнь с каждым днем становилась всё хуже.  Но тут власть из слабых неуверенных рук Керенского бесцеремонно выхватили фанатики-большевики. Ну, а уж эти революционеры-интернационалисты были готовы идти по трупам ради достижения своей цели- мировой революции. Они развернули широчайшую агитацию среди рабочих и крестьян о «царе-кровопийце» и «толстопузых буржуях», которые являются эксплуататорами и наживаются на народных страданиях. Они придумали лживые лозунги, которые смогли понравиться неискушенным в политике людям, такие как «мир-народам», «земля-крестьянам», «заводы- рабочим». А позднее они цинично обманули доверчивых рабочих и крестьян и объявили землю, и фабрики, и заводы государственной собственностью.

И простые русские люди поверили революционным лозунгам и идеям, превратились в толпу, рьяно выполняющую чужую волю и стали разрушать русское государство, разрушая тем самым и свою собственную жизнь. Русская душа потеряла духовную ориентацию и обрушилась в преисподнюю! Русские люди решились на крайнее святотатство- свергли батюшку-царя, отвернулись от веры и церкви, начали жечь помещичьи имения и зверски убивать царских военачальников. Им бы надо было выбрать эволюцию вместо навязываемой им великой революции. Они должны, просто обязаны были отнестись бережно и трепетно к веками создаваемой жизни своего государства ради себя и ради последующих поколений.

В результате революции и страшной гражданской войны превратилась сказочно богатая и прекрасная страна в груду обломков. И как писал Иван Бунин в дневнике “Окаянные дни”: “Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали,- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье..."(2). Русский мыслитель И.А.Ильин в лекции “О национальном призвании России”, произнесённой в 1940 году говорил: “Мы… должны начать со смирения и покаяния. Ибо соблазнились и пали”(8).
 
III
Почти через семьдесят лет после победы Великой Октябрьской революции в огромном, могущественном Советском Союзе пришёл к власти Михаил Горбачев и начал провозглашать непонятные, но волнующие идеи о перестройке, демократии и гласности. Средства массовой информации его дружно поддержали, и русскому народу всё это вначале чрезвычайно импонировало, казалось, что подул свежий ветер перемен. Невдомёк было доверчивому русскому человеку, что за красивыми словами главного "перестройщика" стояли давно вынашиваемые Западом планы по разрушению советского государства. Жизнь в стране с каждым днем становилась всё хуже, распался социалистический лагерь, да и сам Советский Союз стоял уже на грани развала.

Нашлась группа мужественных руководителей, которые с целью спасения страны объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) ради сохранения СССР, но русские люди ни в Москве, ни в Ленинграде их не поддержали. Они не желали возвращаться к прежнему, спокойному существованию, они уже были отравлены проповедями об «ужасной советской жизни» и о том, что «так, как раньше, жить нельзя». Сознание народных масс было полностью одурманено революционными "перестроечными" призывами, они хотели идти до конца, их было невозможно остановить в этом неудержимом стремлении все ломать и сокрушать. Ведь бури и потрясения всегда русского человека привлекали...

Нашёлся и тут новый вождь, Ельцин, ставленник крайних либералов, за спиной которых стояли западные кукловоды, и он был готов крушить всё и вся, камня на камне в стране не оставить ради достижения верховной власти. А будет существовать страна или же распадется Советский Союз на части- это было ему всё равно, важно было взять власть в свои руки. Он и его приспешники указали русским людям виновных в лице Коммунистической партии и её руководства, а заодно объявили преступными все силовые структуры, поддерживающие государство- армию, милицию, КГБ, сознательно подталкивая людей на развал страны. "Ату их, ату!!!"-кричали демократы.

И опять русские люди оказались слишком доверчивыми, наивными или же просто настолько недальновидными, что поверили в предательские, лживые призывы и поддержали "революцию наоборот", то есть с подачи нескольких десятков или сотней предателей и болтунов пошли за ними на баррикады и начали рушить всё на чём держалось великое могущественное государство. И на обломках начали строить нечто новое и непонятное. То есть снова стали раскачивать и опрокидывать ту лодку, в которой находились.

Почему же русский человек и в этот раз поддался психологической обработке, оболваниванию, манипуляции его сознанием? Под воздействием этой психологической обработки оказалась не только управленческая верхушка нашей страны, но и широкие массы населения. И тем и другим было внушено желание изменения общественного строя в СССР. Это трудно признать большинству советских людей, которые предпочли бы свести всё к предательству верхушки и проискам противника в холодной войне. Однако ни предательство верхов, ни происки противников не привели бы к желаемому результату, если бы возникло активное сопротивление со стороны населения, но сознание большей части населения было отравлено пропагандой либеральных СМИ.

Обычные объяснения краха СССР экономическими причинами совершенно несостоятельны. До начала радикальной реформы в 1988-89 годов экономического кризиса в СССР не было и поддерживался ежегодный рост ВВП 3,5 процента. И очень важно то, что делались не только очень большие капиталовложения в производство, но и наблюдался рост этих капиталовложений. Говорит об этом и тот факт, что даже в 1989 году более девяносто процентов граждан не предвидели в ближайшем будущем никаких экономических затруднений (9).

Однако демократы и идеологи психологической войны подметили одну важную черту сознания советского человека- его избалованность высокой надёжностью социальной системы СССР. Два поколения советских людей выросли в совершенно новых, никогда раньше не бывавших в истории России условиях: при отсутствии угроз и опасностей. Реально советские люди даже не верили в существование холодной войны, считали её пропагандой.

Русскому человеку стали казаться смешными и надуманными все реальные страхи и угрозы, в среде которых закаляется западный человек: угроза безработицы, бедности, болезни при нехватке денег на врача и на лекарства. Русский человек привык к тому, что жизнь может только улучшаться, а все социальные блага, которые ему предоставляются, являются как бы естественной частью общественной жизни и не могут исчезнуть из-за его, человека, политических установок и решений (9).

И в результате массированного воздействия на общественное сознание, и отсутствия иммунитета у русских людей против проводимой пропаганды возникла парадоксальная ситуация, когда народ стал выступать против своих собственных социальных интересов, в ущерб им. Здесь уже невозможно было найти объяснение в виде  "объективных предпосылок" и "социальных интересов", потому что широкие массы людей начали действовать против своих интересов и шли на риск и на смерть, ссылаясь на абсурдные, навязанные им извне идеи.

IV
Почему не замечали многие того, что в последние полвека велась против Советского Союза холодная война со стороны Запада? Эту войну пытался предотвратить Сталин и еще в 1945 году велись переговоры о большом (шесть миллиардов долларов) кредите США для покупки американского оборудования с оплатой золотом и нужным США сырьём. Это было бы выгодно США и дало им возможность предоставить большое количество новых рабочих мест, и в то же время, как надеялся Сталин, СССР и США могли стать сотрудниками, а не врагами.

Но США категорически отказались, их руководители были заточены на холодную войну с СССР. Через два года, в 1947 году Сталин опять призывал: "Не стоит увлекаться критикой друг друга... Какая система лучше, покажет история. Для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему. Если обе стороны начнут ругать друг друга монополистами или тоталитаристами, то сотрудничества не получится. Надо исходить из исторического факта существования двух систем, одобренных народом. Только на этой основе возможно сотрудничество" (10). Но Запад опять не прислушался к его призыву и выбрал войну вместо мира.

Программные западные документы послевоенных лет были наполнены звериной ненавистью по отношению к России: "Россия- азиатская деспотия, примитивная, мерзкая, и хищная, воздвигнутая на пирамиде из человеческих костей, умелая лишь в своей наглости, предательстве и терроризме"(5). Сразу бросается в глаза, что никакой связи с социализмом, коммунизмом или другой идеологией здесь нет, это просто объявление войны против русского народа.

В то же время власти США требовали сбрасывать на СССР атомные бомбы "без колебания" и высший военный руководитель генерал-лейтенант Дулитл в публичной речи заявлял, что американцы "должны быть физически, мысленно и морально готовы к тому, чтобы сбросить атомные бомбы на промышленные центры России при первых признаках агрессии. Мы должны заставить Россию понять, что мы это сделаем и наш народа должен отдавать себе отчёт в необходимости ответа такого рода". Приведённая директива 20/1 СНБ США от восемнадцатого августа 1948 года была по существу объявлением войны СССР, в результате которой через пять десятилетий он был разрушен и расчленён, и подведён к тотальному уничтожению.

Тактика ведения Западом холодной войны радикально изменилась с конца сороковых годов и причиной этому стало то, что у СССР появилось собственное ядерное оружие. Кроме того СССР удалось добиться надёжного военного паритета с Западом путём создания сильной боеспособной армии, оснащённой самым современным вооружением. С этого момента сама возможность уничтожить СССР военным путем была на Западе снята с повестки дня, как стратегическая линия, а была сделана ставка на психологическую составляющую холодной войны. Американские спецслужбы тщательно изучали поведение и характер русского человека и обнаружили его “ахиллесову пяту”- его доверчивость, внушаемость, поспудную веру в святость слова.

Но  тогда это была война нового типа, требовавшая соответствующей научной проработки. В 1948 - 1949 годах в ЦРУ приходит значительное число специалистов  высокой квалификации из различных областей науки, в том числе профессура, имеющая большой опыт теоретической и практической работы. Создано управление национальных  оценок, теоретические разработки которого направлены на предсказание будущих действий СССР, понимание тенденций его развития, возможностей влияния на процессы, анализ слабых мест и выработку рекомендаций. Таким образом, информационно-психологическая война ставится в США на научную основу.
 
К этому времени относится и план войны под кодовым названием "Дропшот". В отличие от предыдущих, чисто военных решений, он включал в себя широкомасштабную психологическую войну: "Широкая психологическая война- одна  из важнейших задач Соединенных штатов. Основная её цель- уничтожение поддержки народами СССР и его сателлитов их нынешней системы правления и распространения среди народов СССР  осознания, что свержение Политбюро в пределах реальности... Эффективного сопротивления или восстаний можно ожидать только тогда, когда западные союзники смогут предоставить материальную помощь и руководство и заверить диссидентов, что освобождение близко..."(5).
 
Обращает внимание то, что ведение психологической войны против СССР замалчивается российскими СМИ, как раз теми, которые служили и продолжают служить оружием манипуляции сознания русского народа. Психологическая война против своего противника определяется следующим образом: "Планомерное наступательное воздействие политическими, интеллектуальными, и эмоциональными средствами на сознание, психику, моральное состояние и поведение населения и вооружённых сил противника". Это целая наука о манипуляции общественным сознанием и она широко применяется западными или подкупленными ими отечественными средствами массовой информации. Именно это наступление и было развязано против населения Советского Союза в течение последних десятилетий перед перестройкой и в ходе её.

Технологически разрушение советского строя осуществлено согласно теории Антонио Грамши- через подрыв культурной гегемонии власти и её идеологического стержня (3,4). Посредством "молекулярной агрессии" в культурное ядро советского общества была поставлена под сомнение, а затем и размыта легитимность политической и социальной системы СССР. Работа эта велась в рамках широкого (практически повсеместного) инакомыслия в среде интеллигенции, а с 1985 года- совершенно открыто средствами всей идеологической машины КПСС. 

В книге Е.Доценко “Манипулируемый человек” подчеркивается важная особенность манипуляции, как психического воздействия: “Оно не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то чего желают другие, оно заставляет его хотеть делать это” (7). Таким образом жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как её соавтор, соучастник. И когда человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе, тогда манипуляция состоялась. А если он усомнился, упёрся, защитил свою позицию, он жертвой не становится. Манипуляция- это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли, значит, он несёт ответственность –устоять, не впасть в соблазн.   

Но у всякого яда есть противоядие, есть и у людей защита от манипуляции их сознанием, этому учит наука герменевтика. Это комплекс методов, помогающий человеку построить защиту против манипуляции его сознанием. Первое (и вероятно главное) условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев, преобладающее большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообщениях. Во многом это происходит потому, что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждый сигнал(9).

Научиться искусству противостоять чужому враждебному влиянию и следовать тем путем, который указывает собственный здравый смысл, нелегко, но возможно. Я советую всем заинтересованным людям прочесть книгу С.Г.Кара-Мурзы “Манипуляция сознанием”. Некоторые отрывки из этой книги приведены в настоящем обзоре. Ведь несомненно нужны русскому человеку знания, чтобы уметь противостоять манипуляции его сознанием, внушению ложных жизненных и политических ориентиров. Это наша “ахиллесова пята”, которая уже дважды за последнее столетие привела Россию на край пропасти.

Список литературы:

1.Аксючиц В. Русский характер. Интернет-журнал Сретенского монастыря, 31.05.2001.
2.Бунин И. Окаянные дни. Русская классика. 2000.
3.Грамши А. Тюремные тетради. Часть 1. М., 1991.
4.Грамши А. Формирование человека. Педагогика, 1983.
5.Директива 20/1. Цели США в войне против России. 1948.
6.Достоевский Ф.М. Игрок. 1866.
7.Доценко Е.Л. Манипулированный человек. 1996
8.Ильин И.А. О национальном призвании России. Текст лекции. 1940.
9.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. 2003. В. Европа и душа Востока. 1938
10.Сталин И.В. ПСС, том 16. Интервью с господином Стассеном. 09.04.1947.
11.Шубарт В. Европа и душа Востока. 1938.