Родился на брегах Невы...

Анатолий Штаркман
      "Кто сей народ? И что их сила,
       И кто им вождь, и отчего
       Сердца их дерзость воспалила,
       И их надежда на кого?...
       Высок смиреньем терпеливым
       И крепок верой в Бога сил
       Перед сатрапом горделивым
       Израил выи не склонил."
                Пушкин А. С.


217 годовщине со дня рождения Пушкина А. С. посвящается.

"В 1821 году начал я свою биографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 года, при открытии несчастного заговора, я вынужден был сжечь сии записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв".*   
В далёком от России германском городке Баден-Бадене друг Пушкина поэт В. А. Жуковский в предсмертной поэме "Странствующий жид" эпоху Пушкина в России называет "Мы весь гибнущий Израиль... ".   
На надгробных памятниках христианских кладбищ нередко встречаются фамилии с шестиконечной звездой возле даты рождения и крестом возле даты смерти. На еврейских кладбищах двойная символика в вероисповедании на могилах отсутствует.
Александр Сергеевич Пушкин на смертном ложе в январе 1837 года получает от царя записку: «Если бог не приведёт нам свидеться, посылаю тебе моё прощение и последний совет: умереть христианином. О жене и детях не беспокойся; я беру их на свои руки».**
Если царь просил Пушкина умереть христианином, то при жизни поэт им не был; в обмен христианскому причастию, царь предлагал умирающему взятку. Найденный впопыхах поп (?) причастил поэта, но взятка не помогла.
Наталья Николаевна, жена Пушкина, претворяя заповедь мужа, облачила его тело в тёмную одежду времён проживания поэта в кишинёвской ссылке в 1820-1823 годах, в одежду, которую носило еврейское основное население города ("О Кишинёв, о тёмный град" – посвящение Пущину).
Первая биография Александра Сергеевича Пушкина, написанная в 1855 году П. В. Анненковым (1813-1887), начинается словами по смысловому содержанию в продолжение царской предсмертной записки поэту: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в 1799 году, мая 26, в четверг, в день Вознесения  Господня, на Молчановке».*** Облачная карусель под прикрытием церковного
---------------
*А. С. Пушкин. Начало Автобиографии.  Пушкинская Энциклопедия. М.1999. с. 29
**П.Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987. т.1. с. 245
***Материалы для биографии Ф. С. Пушкина. Издание П. В. Анненкова. С. Петербург. 1855. т. 1 с.1

календаря не должна была оставить сомнения потомкам в христианском вероисповедании поэта и быть руководящим пособием конвейерным биографам в будущем.
Категоричность первого предложения всё-таки смущала Анненкова, и он решился обосновать никому не известные тайны появления на свет российского поэта.
"…Отец поэта, Сергей Львович, служил тогда в Измайловском полку. Свадьба его и Надежды Осиповны (матери поэта), вероятно, происходила в Петербурге, потому что первенец их – дочь Ольга Сергеевна родилась в 1798 году, именно в то время как Сергей Львович состоял ещё на службе в Петербурге".* Слово "вероятно" рождает чувство недоверия.
«В 1798 Сергей Львович вышел в отставку; в следующем 1799 Марья Алексеевна продала село Кобрино, и всё семейство Пушкиных переехало в Москву, где на деньги, вырученные от продажи имения, Марья Алексеевна приобрела сельцо Захарьино, верстах 40 от Москвы. 26 Мая, как мы сказали, родился там наш поэт и восприемником его был Граф Артемий Иванович Воронцов».* Не мог не заметить Анненков неудачно вставленное двусмысленное слово «там», и на восьмой странице уточняет: «Оставив военную службу в 1798 году, Сергей Львович переселился в Москву и жил долгое время близ Немецкой слободы, у самой Яузы, не переходя моста».* По одной информации всё семейство переехало в Москву после продажи имения Марией Алексеевной в 1799 году, по другой – Сергей Львович.
---------------
*Материалы для биографии Ф. С. Пушкина. Издание П. В. Анненкова. С. Петербург. 1855. т. 1 с. 3, с. 8.
* В Звенигородском музее хранится купчая на покупку Захарова. Эта деревенька с 73 душами крепостных была куплена М.А. Ганнибал в 1804;г. за 28 тысяч рублей.

О том, что именно Сергей Львович выехал без семьи в Москву, Анненков позаимствовал у самого Пушкина из пометок к своей биографии на случайно уцелевшем листочке: «Отец выходит в отставку и едет в Москву».* Лаконичное пушкинское предложение Анненков "слегка" переделал и отделил отца Пушкина от Немецкой слободы.
Для православной чистоты биографии поэта Анненков должен был сообщить в какой церкви венчались Сергей Львович Пушкин и Надежда Иосифовна Ганнибал, какого числа родилась Ольга Сергеевна, в какой церкви её крестили…, но не сообщил. К тому же, "сельцо Захарово" было куплено М. А. Ганнибал только в 1804 году.
Немецкая слобода известна не только исторической значимостью для России, но и тем, что по высочайшему указу 23 декабря 1791 года евреям запрещалось проживать в Москве, но разрешалось в подмосковном гетто под названием Немецкая слобода. Отца матери будущего поэта звали Иосиф Абрамович, прабабушек - Регина и Сарра, прадедушек - Авраам и Лёва. Имена еврейского древнейшего происхождения, но не христианского порядка в России 18 и более поздних веков. Зная многовековое замалчивание, мягко выражаясь, роли евреев в культурном и хозяйственном развитии России, подчёркнутое Анненковым отделение семьи Пушкиных от проживания  в Немецкой слободе настораживает в ожидании дальнейших, мягко выражаясь, неточностей.
--------------
*Материалы для биографии Ф. С. Пушкина. Издание П. В. Анненкова. С. Петербург. 1855. т. 1. с. 20

В 1851 году была опубликована статья профессора Николая Васильевича Берга о беседе в сельце Захарьино с Марией – дочерью всем известной няни Пушкина Арины Радионовны. "В вотчине Ганнибалов под названием Суйда жили братья «Осип Абрамович, и Пётр Абрамович, и ещё один, не помню…» Семью Арины Родионовны взяли «сперва в Кобрино, надо быть вотчину Пушкиных, а оттуда в Петербург к Александру Сергеевичу-то». На вопрос Берга: «Где родился Пушкин?» Мария ответила: «В Петербурге, и Ольга Сергеевна в Петербурге; а Миколай Сергеич и Лев Сергеич – эти в Москве».* Анненков был знаком с Бергом и знал о его статье.
Поэт и историк М. Н. Макаров поселяет Пушкиных в Немецкую слободу. Сомневаясь, было ли это в 1810 или в 1811, или в начале 1812 года, он утверждает: "однако я очень помню, что в этот год, да, именно в этот, когда я узнал Александра Сергеевича Пушкина, я, начиная с октября или с ноября месяца, непременно, как по должности, каждосубботно, являлся в Немецкую слободу к графу Дмитрию Петровичу Бутурлину и потом, вследствие оной-то моей явки, танцевал там до упаду". Касаясь проживания Пушкиных: "После самого Яузского моста, то есть, не переезжая его к Головинскому дворцу, почти на самой Яузе, в каком-то полукирпичном и полудеревянном доме жил Сергей Львович Пушкин, отец нашего знаменитого поэта…".
------------
*Пушкин в воспоминаниях современников. С.Петербург. 1998, с.40-41. Н. В. Берг. Сельцо Захарово. Со ссылкой на «Москвитянин», 1851, №8 и 9, кн.1 и 2, отд. соврем. известий, с.29-32.
Николай Васильевич Берг (1823-1884) – поэт и переводчик.

Итак, Анненков поселил Сергея Львовича «близ Немецкой слободы, у самой Яузы, не переходя моста», в противовес ему Макаров утверждает, что Пушкины жили в Немецкой слободе «после самого Яузского моста».* Описывая эпизоды из детства Александра Сергеевича, Макаров не упоминает места его рождения.
Писатель, журналист, редактор многих литературных изданий Греч Н. И. в хрестоматии о новейшей литературе, изданной в 1821 году, в биографической заметке о Пушкине сообщал читателю, что Пушкин родился в Санкт-Петербурге. В октябре 1822 года в письме к брату Льву Александр Сергеевич просил прислать книгу Греча. Книга сохранилась и находится в библиотеке Пушкина.**
В своей следующей книге о Пушкине, изданной в 1874 году, Анненков искал начало начал – документ о крещении Александра, но не нашёл, как и не нашёл церковь, к которой были «приписаны» Пушкины. «Подробности о детских годах Александра Пушкина, приведённые в наших «Материалах» 1855 года со слов его родных, очень любопытны; но они ничего не говорят о началах и основаниях, принятых в семействе относительно воспитания нового поколения, и не говорят потому, что их, кажется, вовсе не было», - осуждает родителей первый биограф поэта.*** Из слов «Подробности о детских годах… очень любопытны» можно понять, что детские годы Александра Пушкина отличались от принятых в христианском обществе. Конкретизировать претензии к воспитанию Александра Сергеевича Анненков или не хотел, или не  мог из-за цензурных соображений, хотя он знал больше, чем мы сегодня. Впрочем, кто внимательно читал «Пушкин в Александровскую эпоху», не мог не обратить внимания, 
---------------
*Пушкин в воспоминаниях современников. С.Петербург. 1998, с.43-46. Михаил Николаевич Макаров (1789-1847) со ссылкой на журнал "Современник" т.29, 1843, с. 375-385.
** С..Романюк. "Наука и Жизнь" №4.
***В. Анненков. Пушкин в Александровскую эпоху. Минск. 1998. с. 30

что Анненков всё-таки нашёл «козла отпущения» в образе Абрама (Авраама) Ганнибала: «Даже сотоварищество его (пр. авт.: имеется в виду Абрама Ганнибала.) с незнатной молодёжью Франции не могло изменить его абиссинскую, мягкую, трусливую, но вместе вспыльчивую природу. Она вполне сберегла все свои родовые особенности, а в том числе и наклонность к невообразимой, необдуманной решимости, к тому, что французы называют “un coup de tete”. – Черта замечалась потом у многих ближайших его потомков и заменяла у них настоящее мужество и нравственную выдержку».*  Ясно, что в биографической  книге о правнуке Абрама Ганнибала Анненков намекал именно на Александра Сергеевича. Это уже прямой поклёп и на Авраама Ганнибала, и на его потомков, и на Петра Первого. "Посредством раннего и прямого общения Пётр приобрёл большое уменье распознавать людей даже по одной наружности, редко ошибался в выборе, верно угадывал, кто на что годен".** Не мог Пётр Первый приблизить к себе Авраама Ганнибала со столь, по-анненовски, негативными качествами. Александр Сергеевич о своём прадеде Аврааме Ганнибале: "Возрос, усерден, неподкупен, царю наперсник, а не раб".***
В советское время опубликован «документ», именуемый записью «в метрической книге церкви Богоявления в Елохове под 27 мая 1799 г.: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скварцова у жильца его моэора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр крещён июня 8 дня восприемник граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного
-------------
*В. Анненков. Пушкин в Александровскую эпоху. Минск. 1998. с. 19.
**В. О. Ключевский. Исторические портреты. М. 1990. с. 200.
***А.С. Пушкин. т.3. с.210.

Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».*
В конце 18 века сельцо Елохова не относилось ни к Немецкой слободе, ни к Москве, и Пушкины не числились прихожанами этой церкви. В «документе» не указано имя и сан священнослужителя церкви, а также имена зарегистрированных до и после рождения младенца А. Пушкина. Свидетели - все они родственники, в том числе Воронцов, фамилия которого в то время была – Вельяминов.*
В послесоветский период впервые были опубликованы труды одного из основателей Пушкинского дома, «виртуоза факта» Модзалевского Бориса Львовича (1874 – 1928). В них ни слова не говорится о Елоховской церкви как места крещения и регистрации рождения Пушкина. Однако приводятся данные, что основной материал о детстве Александра Сергеевича Пушкина взят из тетради воспоминаний Ольги Сергеевны в 1854–1855 годах. Использование этого материала Анненковым во время написания биографии поэта носило скандальный характер в литературных кругах С.-Петербурга.**
На грани веков в 1998 году появилась книга в двух томах под заманчивым названием «Пушкин в воспоминаниях современников».*** Первая статья принадлежит Ольге Сергеевне – сестре Пушкина, в замужестве Павлищева: «Воспоминания о детстве А. С. Пушкина" .
-------------
*Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современника ми.  Сост. В. В. Кунина. М. 1987.  т. 1. с. 67.
**П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М.1987 с. 227; Вель- яминов –  двоюродный брат М. А. Ганнибал – бабушки поэта.
***Пушкин в воспоминания современников. «Академический проект» С. Петербург. 1998. т.1 с. 29 с. 444 26 октября 1851».

Писал её муж Н. И Павлищев, «часто искажая и фальсифицируя тексты, иногда подделывая целые письма». В статье нет ни слова о Елоховской церкви и о крещении в ней Александра Сергеевича Пушкина.  Да и сам Александр Сергеевич, оставивший нам немало явных и скрытых строчек о своей биографии, не вспомнил такую важную веху в его жизни как Елоховская церковь и всё потому, что не было её в биографии поэта.
Село Елохово в 18 веке называлось Елох. Приставка Ел или Эл на иврите  означает Бог. Возможно, что церковь названа в честь Израильского пророка, "величайшего ревнителя веры в Единого Бога", которого звали Илья по-русски, на иврите – Элияху – дословный перевод: "он стремится к Богу".* Согласно буквенным обозначениям на иврите слово можно произнести как Ельхо и как Елихо…. В 20-том веке церковь эта получила название Богоявленской, история её интересная, но она не числилась в Православных во время царствования Павла Первого и рождения А. С. Пушкина. В 1812 году церковь сгорела дотла и, с точки зрения сохранности документов для будущих поколений, с неё взятки гладки, можно ссылаться без оглядки. После пожара 1812 года стерлись также границы между Немецкой слободой, Елохово и Москвой, что дало повод большинству биографам Пушкина, закрывая глаза на исторические факты, бывшие автономные населённые пункты, связанные с именем Пушкина, называть Москвой.
Исследования Н. К. Телетовой**, опубликованные в 2004 году, ставят всё на свои места. Оказывается, поместье
---------------
*Е. Э. т.12. с. 83
**Наталья Телетова. Жизнь Ганнибала – прадеда Пушкина. С.-Петербург. 2004. с. 110-113, 128,130 -136.

Кобрино раньше называлось Коприно от слова  на иврите – копер или кофер - на русском языке иноверец,  атеист, вероотступник…. Есть и другие значения этого слова в зависимости от правописания и произношения: был прощён, выкуп…. Рядом лежащее поместье Суйда, в котором жили Ганнибалы, не что иное как Садэ на иврите, поле по-русски.
До завоевания этих земель Московским княжеством, а потом Россией, они принадлежали Свободному Новгороду, и евреи там проживали - не счесть. Часть из них была физически уничтожена, часть попала в плен во времена Ливонских войн и была рассеяна по России, часть записалась в другие религии и даже, не редкость, стала служить священниками, часть согласилась быть крепостными.
Жена Авраама Ганнибала дочь Матвея фон Шеберга или Шайберга по имени Регина была записана в Лютеранской церкви Христиной. О еврейском прошлом говорят имена известной всем няни Александра Пушкина Арины Родионовны в девичестве Яковлевой, в замужестве Матвеевой.*
Деревянная церковь Воскресения в Суйде построил Петр Апраскин сын Матвея. Будучи арестованным тайной полицией по подозрению в сочувствии к сыну Петра Первого Алексею, ему удалось остаться живым, и церковь – дань Богу. Судя по описаниям модели, она была лютеранской. В ней 28 сентября 1796 г. венчались «лейб-гвардии Измайловского полка поручик отрок Сергей Львов сын Пушкин с девицею Надеждой Осиповною Ганнибал. Свидетелем был Павел Фёдорович Малиновский, брат Василия, будущего первого директора Царскосельского Лицея,
---------------
*Наталья Телетова. Жизнь Ганнибала – прадеда Пушкина. С.-Петербург. 2004. с. 138.

оба они выходцы из караимов - крымских евреев. «9 сентября 1791 года в этой же церкви венчался полковник Михаил Алексеевич Пушкин, любимый брат бабушки поэта». У подножия этой церкви захоронены Авраам Ганнибал и его супруга. К сожалению, от первоначальной деревянной церкви Воскресения и
от могил не осталось следов.
Поместье Кобрино, принадлежавшее Надежде Иосифовне и её матери Марии Алексеевне, было продано только в 1804 году, то есть после рождения Александра, что позволило на полученные деньги семейству Пушкиных переезд в Москву. Где родился Александр Сергеевич Пушкин, сегодня уже никому не дано знать: возможно, в Петербурге, не исключено, что в Кобрино и записан в той самой церкви Воскресения, или даже в Михайловском, но в Москве 1799 года роженица Надежда Иосифовна не находилась.
В. А. Жуковский (1783 – 1852) с 1797 года учился и жил в Москве, был вхож в дом Пушкиных, дружил и часто на литературной ниве встречался с отцом поэта Сергеем Львовичем и дядей Василием Львовичем. Он знал семейные секреты семьи Пушкиных. В 1837 году Жуковский воспитывал царских детей. Когда Николай Первый попросил его написать мнение о возможном месте захоронении убитого на дуэли А. С. Пушкина, царь получил осторожный ответ: «Вот мысль, которую осмеливаюсь представить на благоусмотрение В. И. В-а. Пушкин всегда говорил, что желал бы быть погребённым в той деревне, где жил, если не ошибаюсь, во младенчестве, где гробы его предков и где недавно похоронили его мать».*
------------
*П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987. т.1 с. 245. Записка Жуковского.

Жуковский не назвал дворянской усадьбы, но было ясно, что он имеет в виду Михайловское. Михайловских хоронили на Вороническом кладбище, принадлежащего Святогороскому монастырю, именно этот факт замалчивается.
Телетова цитирует воспоминания А. Ю. Пушкина -  племянника Марии Алексеевны Ганнибал. В связи с продажей Кобрино: "Они (имеется в виду Надежда Иосифовна с детьми) уехали к отцу своему Осипу Абрамовичу в Псковскую губернию, в сельцо Михайловское, а Мария Алексеевна – в Петербург для продажи деревни Кобрино, которую она, помнится мне, продала генеральше Зильберизиной".* Телетова называет вояж в 1800 году Пушкиных с двумя грудными детьми (Ольгой и Александром) из Москвы в Михайловское легендой.
Пушкин, отождествлял себя с героем его поэмы «Евгений Онегин»**: «С душою, полной сожалений, и опершися на гранит, стоял задумчиво Евгений, как описал себя пиит». И далее, знакомя читателей с Евгением Онегином, то есть с самим собой, поэт признаётся: «Родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель; там некогда гулял и я, но вреден север для меня».
Истину нельзя украсть или закопать в землю, она пробьётся, несмотря на противодействие реакции.
В конце 19 и более поздних веков общественный интерес к творчеству А. С. Пушкина настолько возрос, что появилась необходимость в обозначении географических вех его жизни,
------------
*Наталья Телетова. Жизнь Ганнибала – прадеда Пушкина. С.-Петербург. 2004. с. 136.
**А. С. Пушкин. 1964, т. 5. с. 30, 10. Первую главу Пушкин написал в ссылке на юге в г. Кишинёве, поэтому и фраза.
 
но мемориальная доска на доме рождения поэта кочует от дома к дому, прикорнув на здании московской 353 школы, построенной в 1930 году. В дополнение к ней, совсем недавно в 1992 году после развала Советской империи, у входа в Елоховскую церковь появилась мемориальная доска работы Н. М. Аввакумова с текстом: «июня 8 дня 1799 года в храме БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ в ЕЛОХОВЕ крещён А. С. ПУШКИН».
Какая последовательность в веках! Иван Грозный в Свободном Новгороде утопил в реке тысячи евреев, в том числе и предков Александра Сергеевича. Один из их под страхом смерти крестился и остался в живых под новой фамилией Пушка. Его далёкий потомок 19 века Пушкин Александр Сергеевич нашёл в себе силы вернуться к истокам, провозгласив свою "музу в израильском платье", и в ответ на антисемитскую политику Николая Первого посвятил Еврейскому народу прекрасные слова: «Высок смиреньем терпеливым и крепок верой в Бога сил, перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил».*
Пушкин был убит и тайно захоронен в подворье Святогорского монастыря, но перед смертью, ясно сформулировал причину своей смерти: «Напрасно бегу я к сионским высотам, грех алчный гонится за мною по пятам…». "Грех алчный" – это и есть российский царь. Наталья Николаевна, зная правду о муже, на месте захоронения установила памятник с откровенно еврейской символикой.
Анненков не нашёл «ни начала, ни основания» в воспитании поэта не потому, что их не было, а потому, что они не подходили царствующему сословию и ему самому, как его глашатаю.
---------------
*А. С. Пушкин. 1964, т.3. с. 359, 526.


В противоположность П. В. Анненкову И. И. Пущин, проживший бок о бок с Пушкиным в Лицее (комнаты 13 и 14) долгие шесть лет, о Пушкине-лицеисте: "Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это часто бывает в те годы (каждому из нас был двенадцать лет) с скороспелками, которым по каким-то обстоятельствам и раньше и легче находят случай чему-нибудь выучиться. Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование, но нисколько не сделав его заносчивым…".* И далее: "При самом начале – он наш поэт". Пушкин о Пущине в 1826 году: "Мой первый друг, мой друг бесценный!"**

---------------
*И. И. Пущин. Записки о Пушкине. Письма. М. "Правда". 1989. с. 34
**А. С. П. И. И. Пущину т. 2 с. 341 Стихотворение было передано Пушкиным через жену Муравьёва в Сибирь.