Проект Мая

Валерий Ефимов
Магнитогорск,создававшийся как символ отрицания старого мира, является классическим примером советского социалистического градостроительства. Он замышлялся как город социалистической промышленной утопии, прообраз множества других городов, которые возникнут при новых центрах промышленности.
Советское градостроительство предъявляло определенные требования к "постройке новых индустриальных центров, основой которых являются создаваемые или сильно расширяемые промышленные предприятия".
К их числу относились Сталинград Магнитогорск, Днепрострой и другие. В большой советской энциклопедии 1930 года  указано, какими должны быть новые города: "Весь город должен строиться не архаически, а по единому плану... Дома богато снабжены всевозможными учреждениями общего пользования (общие гостиные, столовые, рабочие комнаты, детские дома и ясли, читальни).
Дома жилой части города располагаются линейно вдоль улицы, по которой проходят железная дорога или трамваи. Такой город представляет то, что называется "городом-лентой": это позволяет создать чрезвычайно удобное сообщение с заводской частью города. Дома предлагается строить не отдельно, а группами (блоками) с населением 2-3 тысячи человек в каждом. При таком типе жилищ возможна постройка домов. в которых не будет индивидуальных квартир, а будут индивидуального пользования отдельные комнаты".
Для выбора наиболее рациональной планировки Магнитогорска в марте 1930 года был объявлен всесоюзный конкурс. К участию в конкурсе (кроме добровольных конкурсантов) в обязательном порядке были привлечены государственные учреждения: Стройком, Госпроект, Московское архитектурное общество.
Большинство проектов, представленных на конкурс (всего 61), оказались однообразными и мало интересными.Не один не был удостоен   премии в 14 тысяч рублей.
Из Германии был приглашен архитектор-градостроитель Эрнст Май, который одним из первых в Европе применил принцип функционализма в городской архитектуре.
Работая в СССР с 1930 года, группа Мая изготовила проекты застройки Магнитогорска, Нижнего Тагила, Кузнецка, Сталинграда.
Градостроительный проект Мая состоял из элементов готовых, ранее спроектированных проектов жилых, Школьных, детских и прочих зданий.Принцип Мая строчной застройки подходил для массового внедрения, был экономичным. Строчная застройка позволяла вести проектирование городов с невероятной скоростью, фактически перенося разработанный штамп на новое место.
Май обратился в управление строительства Магнитогорска за разрешением поручить его бригаде разработать проект планировки к 25 ноября 1930 года. К этому времени ни один план, не был утвержден.
По проекту Мая город представляет полосу шириной до 2,5 километра, протянувшуюся с севера на юг на 17 километров. Он образован Северным и Южным городом, между ними на 10-15 лет сохраняется район временных жилых поселков, образуя резерв площадей для дальнейшего строительства при росте населения Магнитогорска.
Северный город и район временных застроек находится в непосредственной близости к промышленной площадке, подобно огромным западноевропейским рабочим поселкам того времени.
Проект планировки Магнитогорска Мая представлял собой  градостроительную схему, в которой не учитывались местные природные условия. Его расположение на подветренных склонах гор с трудно осваиваемой почвой оказались неэкономичным в строительстве и неудовлетворительным в санитарно-гигиеническом отношении из-за невозможности защитить жилье от дыма. Кроме того, жилой район неудобно размещен по отношению к железнодорожному узлу, отрезан промышленной площадкой от водного бассейна, и, наконец, не имел резервных территорий перспективного развития. По эти причинам научно-технический совет утвердил в представленном варианте лишь западную часть Южного города.
Осуществленные элементы проектов Мая придали левобережной части города ее индивидуальные особенности. Характерный параллельный изгиб проспекта Пушкина и улицы Кирова, в своем первоначальном виде представляющих улицы-аллеи, две огромных площади на проспекте Пушкина - Комсомольская и Театральная - задуманные не только как центры общественной жизни, но и как транспортные развязки, необходимые индустриальному городу.
Последний вариант проекта Мая закончен в декабре 1933 года. Но он не был реализован, так как последовало постановление правительства о переносе жилищного строительства Магнитогорска на правый берег реки Урал.
В 1934 году определены границы правобережной части города и установлена рсчетная численность населения в 300 тысяч человек.