Последний урок
Памяти учителя Александра Ивановича Казакевича.
Ура! Все! Последний урок отменяется! Это известие, на перемене перед последним уроком в четверти, было воспринято нами с восторгом. Да что там, в четверти,- это был последний урок десятого класса. Впереди - экзамены и большая, взрослая жизнь, в которую страстно хотелось окунуться побыстрее, и, в то же время, что греха таить, неизвестность предстоящего пути – волновала.
Появление в классе Александра Ивановича с известием, что он пришел к нам на замену урока, слегка разочаровало. За окном бушевал последний школьный май, играли гормоны в крови семнадцатилетних мальчиков и девочек, все оценки были получены, итоговые результаты известны и предстоящие 45 минут урока казались никому не нужной скукотищей.
Наверное, Александр Иванович понимал это едва ли не лучше нас. Поэтому овладеть нашим вниманием и заставить слушать себя было для молодого учителя непростой задачей. Он справился с этим виртуозно.
Понимая, что программные первый, второй и третий, будь он неладен, законы Ньютона нам неинтересны, Александр Иванович стал рассказывать нам истории из своей студенческой жизни. Курьезные, веселые эпизоды, случавшиеся со студентами и заочниками, на экзаменах по математике и физике. Это была ,по сути, блестящая профориентация, приглашение в профессию учителя.
Слушая его, мы примеряли его студенческие байки на себя, было безумно интересно, и хотелось, так же как он, поступить в Псковский пединститут. Может быть, для некоторых выпускников нашего класса этот урок стал последним, решающим аргументом в выборе профессии учителя.
Молодой, блестящий, интересный учитель овладел нашим вниманием и покорил нас, мне кажется, навсегда. В сущности, мы были почти ровесники: ему- 22, нам- 17 лет. Только по жизни мы были еще школяры, а он уже состоялся как учитель, почувствовав, реализовав свои природные способности и умения, свой талант.
В залитом майским, ласковым солнцем классе стояла абсолютная тишина, мы слушали Александра Ивановича, голос его завораживал. Звонок с урока прозвенел неожиданно, хотелось слушать и слушать учителя. Мне вдруг подумалось: -“ Как жаль, что Александр Иванович не вел у нас уроки”. Александр Иванович пожелал нам успехов на экзаменах, попрощался и вышел из класса.
Мы продолжали сидеть за партами. Уходить не хотелось. Впереди у нас была целая жизнь. Май 1969 года, а вспоминается до сих пор.