Кошки. маленькие трагедии

Ольга Трещевская
 

     Моя первая кошка была очень осторожная, очень пугливая.  В вечернем сумраке на окне появлялась ее серая тень, а через мгновение можно было рассмотреть прелестную круглую мордочку.
     У нас в Москве была отдельная квартира, но без центрального отопления. Долгими зимними вечерами я любила сидеть у печки, смотреть на дрожащие языки пламени. Огонь догорал. Кошка устраивалась на коленях. Дома она была ласковая, разрешала себя погладить, но вынести ее через дверь в наш двор не получалось. Она в ужасе начинала вырываться из рук, наш двор не был ее территорией. Она выходила на прогулку в соседний двор. Прыгала через форточку, которая всегда была открыта.
     Однажды испуганная кошка пулей влетела в форточку и приземлилась прямо на мою детскую кроватку. Мама моя испугалась, вскрикнула, но кошка успела убрать коготки, никаких царапин не осталось.
     Нам дали новую квартиру. Мы приготовили большую сумку с застежкой, в которой собирались вести нашу кошку. В последний момент она вырвалась, сильно нас с мамой поцарапав.  Мы не стали возвращаться за кошкой, решили - она выбрала свободу. Оставили открытой форточку, чтобы она могла прийти и погреться.
      Только через месяц узнали, что в дом пришли строительные рабочие, закрыли форточку, заколотили досками дверь. Через несколько дней услышали крики погибающей от голода кошки. Доски оторвали, пробовали выманить кошку колбасой, но она боялась чужих людей и не выходила. Она так и умерла в нашей старой квартире. Прожила она пятнадцать лет, что само по себе было удивительно. Конечно, Москва в пятидесятые годы была другая, но мы жили у метро Комсомольская, возле трех вокзалов, в довольно неспокойном районе.
     Новая кошка появилась у нас через много лет. У меня уже была дочка. Она обожала зверей и, конечно, не могла оставить без внимания дворовую кошку Настю. Настя была пушистая трехцветная кошка, всегда растрепанная, очень неряшливого вида. Она родила котят, из которых выжил только один. Мы взяли его к себе домой. Это была кошечка, маленькая, дымчато-  серая. Мы назвали ее Пушей.
     Умная Настя каким-то образом, - может быть, по запаху, - определила, в какой именно дом и в какую квартиру унесли Пушу. Мы выходим, - а у порога квартиры сидит Настя. Я ее прогнала, сказала, - Настя, уходи отсюда, мы взяли к себе только твоего котенка, а вовсе не тебя! Я объяснила ситуацию соседям, повесила объявление:
     Убедительная просьба трехцветную кошку в подъезд не пускать!
     Получилось все наоборот. Сердобольные соседи восхищались материнским инстинктом Насти, и, конечно, она все время оказывалась возле наших дверей. Пришлось забрать ее домой.
     Весной мы переезжали на дачу. От электрички шли пешком около часу. Вещей было много, нести кошек на руках мы не могли. Кошки шли за нами самостоятельно. Настя опять была беременна, она шла с трудом, тяжело дыша, еле-еле поспевая за нами. На даче в первую же ночь она родила пятерых котят.
     Котятам исполнилось два месяца, я собиралась отвезти их на Птичий рынок. Найти новых хозяев для таких красавцев было совсем не сложно.
     Но случилось несчастье. У Пуши обнаружился очаг стригущего лишая. Вакцины тогда еще не было, мы пытались использовать йод. Вылечить длинношерстую кошку никак не удавалось, появлялись все новые очаги болезни. Я запретила дочери дотрагиваться до кошки, но и у нее на ручке появился лишай. Потом - на ноге у моего мужа. Я возмущалась, - Как же ты, врач, допустил, чтобы больная кошка терлась о твою ногу! Решено было заболевшее животное усыпить.
     Приговоренная кошка мирно спала, свернувшись калачиком, прикрыв мордочку маленькими лапками.  Я взяла ее на руки. Она доверчиво прижималась ко мне, пока я несла ее к сумке-переноске. Я привезла ее в ветклинику, кошке сделали укол.  Сильное животное вырвалось из рук доктора, метнулось в сторону.  Я невольно закричала, - Пуша, беги! Но кошка пробежала всего несколько шагов, упала и уснула навечно.
     К обеду я вернулась на дачу. Опечаленные, с тяжелым сердцем, мы с мужем пошли гулять в лес. И впервые за нами увязалась Настя. Она оставила маленьких котят и долго - часа три - бежала за нами по лесу, перебираясь через коряги, пробираясь через кусты. Она надеялась, что мы приведем ее к исчезнувшей Пуше.
     Вечером мы обнаружили очаг лишая и у Насти. А потом заболели котята, и первым, конечно, самый пушистый и красивый из них.
     Через год мне подарили черного котенка Маркиза. Он был настоящий аристократ, - черная блестящая шерсть, нос с горбинкой. На даче он уходил в поля и удивительно ловко ловил мышей, раскладывая придушенных мышек по обе стороны от тропинки.
     Муж уехал с дочкой на юг. Вечером я приезжала из Москвы на дачу и кормила кота. Но он приходил все реже, - сначала на час, потом на полчаса, потом на пятнадцать минут. В конце концов он вообще перестал приходить, - выбрал для себя другую дачу и другую семью, где ему уделяли больше внимания.
     Я сказала дочери, - Больше никаких кошек! Ты же видишь, они у нас не приживаются.
     Когда дочь снова принесла домой трехмесячного котенка, я сказала, - Нет, этого я не возьму!
     Я села с котом в электричку. Прошла в середину вагона и начала говорить, - Люди добрые! - тем самым противным, преувеличенно жалостливым голосом, каким обычно просят милостыню. Пассажиры обернулись, некоторые смотрели на меня с выражением брезгливости. И тут я высоко над головой подняла пушистого кота.
     - Помогите пристроить бездомное животное!
     Кота у меня забрали в том же вагоне. А я, красная от смущения, вышла на следующей остановке.
     Решение не иметь дома животных не соответствовало характеру моих домочадцев. Очень скоро в доме появился Айк, драчун, террорист и агрессор. Огромный молочно-белый котище бирманской породы с изумительными небесно-голубыми глазами. Такого кота нельзя выпускать во двор. Но кот плевал на запреты и выпрыгивал с окна квартиры на втором этаже.
     Он был очень своенравным и почти что диким.  Иногда он притворяться ласковым, обнимал меня своими мягкими лапами, прижимался своей пушистой мордой к моей щеке. Если я вскакивала, пренебрегая его любовью, устремившись, например, к телефону, обиженный кот мог и разъяриться. Глаза его загорались особым светом, - в голубом пламени начинали плясать маленькие красные огоньки. В стремительном прыжке он набрасывался на меня, впиваясь и зубами, и когтями. Отбившись от кота веником или стулом, я пряталась за дверь. Рассерженный кот, все еще пребывая в гневе, прыгал на шкафы или на окно, все сметая на своем пути. Летели на пол горшки с цветами, рассыпалась по паркету черная земля. Я пыталась спасти цветы, пересаживая их в новые горшки, все еще не понимая, что кот объявил мне ультиматум, - или он, или комнатные растения! Победил кот. Не все цветы были уничтожены, но изгнаны из квартиры - все.  Подарены соседям и друзьям.
     Из-за своего бешеного темперамента кот этот часто попадал в неприятные истории, и я не сразу поняла, что мое постоянное беспокойство за него- это и есть любовь.  Он прожил девять лет, а когда стал болеть, сделался легким, как перышко, беспомощным и все еще трогательно красивым. Мучительное, щемящее чувство потери.
     Черный кот с золотисто-желтыми глазами был внебрачным детенышем породистой персидской кошки. Мягкая струящаяся шерсть, похожая и на шелк, и на бархат, тепленькие бока. Удивительно доброе, ласковое существо. Совершенно безобидное.
     Я выпускала его в наш маленький двор, весь в цветущих белом цветом кустах ирги. Долгие годы это было абсолютно безопасно. Он любил спать на теплой земле. - блаженная нега, грациозные позы, яркое черное пятно среди темно-фиолетовых и желтых ирисов.  И вот его отравили. И не только моего, а еще дюжину котов в поселке. Сосед мой, восьмидесятилетний старичок, стоял подле меня, руки его тряслись, а из его маленьких, и так уже слезящихся глаз текли крупные слезы. Его погибший кот был братиком моего кота.
     Меня сжигала не знающая границ ненависть. Подозрение вызвала дамочка с походкой солдафона, у которой кошачий дух якобы вызывал аллергию. Я мечтала подкараулить убийцу, - эту жалкую мразь, эту бездушную сволочь, - в тот самый момент, когда она будет подсовывать под дверь подвала колбасу, посыпанную крысиным ядом. Я набрасываюсь на нее, засовываю колбасу в ее злобную пасть. Она визжит, корчится и либо проглатывает яд, либо давится куском колбасы и подыхает в судорогах в моих цепких руках. Я, конечно, звоню в неотложку, - бедная женщина, кажется, гипертонический криз! Хрен они успеют ее спасти, в наш забытый богом поселок неотложка будет ехать не меньше часа.
     Наваждение продолжалось две недели. Ненависть улеглась, остались грусть и бесценные фотографии.
     Ласковая рыжая кошечка трется о мои ноги. Почему-то я остаюсь почти равнодушной. Любовь к конкретному животному - чувство загадочное и непредсказуемое. Возникает внезапно и развивается по своим, неведомым нам законам.
     Под окном моей квартиры на втором этаже каждое утро появляются восемь очень похожих друг на друга рыжих кошек. Они встают на задние лапы и выпрашивают еду. Вечно голодные, они едят абсолютно все, даже хлеб и макароны. И каждую весну приносят новое многочисленное потомство.
     Одного такого котенка я принесла домой. Пушистая кроха, тихая и ласковая мурлыка! Ночью котенок взбунтовался и принялся истошно кричать. Рыжая орава внизу откликнулась призывным воем. Маленький котенок с поразительной ловкостью забрался на окно и приготовился прыгнуть вниз. Отогнать его от окна не удавалось, пришлось отнести его во двор. Иногда я вижу, как под яблонями мелькает его огненный хвост.
     Кошки живут недолго. Порой они приносят нам много боли, но радости все-таки намного больше, и устоять перед их красотой и обаянием бывает совершенно невозможно.