Остров

Марина Пшеничко Триго
                ...И по моей щеке дорожкой пробежала,
                Слеза соленая, как брызги океанских волн…

Ну, вот, я так и знала, все произошло как обычно. Мы так долго оговаривали наше путешествие вокруг острова, строили планы, откладывали из-за того, что у кого-то что-то не состыковывалось…  И вот, казалось бы - ВСЕ, все дела переделаны, отброшены все бытовые проблемы, на работе договорились о парочке дополнительных выходных,   договорились и каждый со своими домашними – на кого оставить детей, кошек, собачек, цветочки… Все, все, все…ни о чем не думаем, завтра с утра в дорогу и на несколько дней мы никому недоступны.  Сами по себе, вместе, только мы и остров. И океан. Мы – это мы, две подруги, которые встретились и подружились здесь, на острове, затерявшемся в Атлантическом океане, далеко от родины. Познакомились мы случайно, лежа на пляже, лениво поворачивая свои тушки в разные стороны, чтобы они равномерно прожаривались, и поглядывая с любопытством на отдыхающих немцев, англичан, испанцев, итальянцев… Наблюдать за иноземным людом крайне интересно, хотя все люди о двух руках о двух ногах и одной голове, но все мы  разные, а некоторые, как говорится, разнее других. Медленно и скучно текло время, солнце уже припекало нещадно, я уже было собралась идти домой, как вдруг рядом лежащая красотка, спросила: “Русская?”

  Я жутко обрадовалась, встретить родную душу  за тридевять земель!!! К тому времени я на острове прожила чуть больше  года, из русских видела только туристов, но ведь не подойдешь же к каждому и не будешь докучать и предлагать знакомство! И тоска, такая тоска иногда брала, что хоть волком вой. Подружки мои заклятые остались где-то далеко за океаном,  за много тысяч километров, там, в заснеженной России, из которой я улетела год назад и начала сразу с трапа самолета наслаждаться райской жизнью…  Вечная весна, загорелые мачо, бирюзовый океан, все так, как и обещали множественные рассказы  бывавших здесь соотечественников. Все так. Но туристы прилетают, нарадуются солнцу, морю по самое не хочу и улетают обратно на родину, где воздыхают о солнечном береге до следующего лета. 
А я осталась тут, радовалась солнцу,  океану, пальмам, магазинам, улыбкам и красавцам-полицейским месяц, два, три… и вдруг откуда ни возьмись подкралась ностальжи.   Ага… такая маленькая сначала, тихонькая, а еще через месяц нахальная и никуда от меня не торопящаяся уйти. Она ходила вместе со мной по магазинам и уже не радовали меня забитые разным экзотическим товаром полки, она  искала вместе со мной работу и добавляла свою каплю дегтя в бочку меда, когда ничего не получалось, она ездила со мной на разные экскурсии и нашептывала на ухо: “Ну, и чего ты тут еще не видела?”, и вот приперлась со мной на пляж, где я от безделья жарилась на солнце и добавляла мне тоску в мое ничегонеделание.  Вот и представьте себе, какая радость меня охватила от вот этого простого: “Русская?” 
 
Мы подружились как-то очень быстро. Общие интересы, одна на двоих далекая родина, одна на двоих тоска по ней. И мы часто проводили время вместе в разговорах за чашкой канарского лече-лече или любимого баррокито, навещали друг друга по-нашему, по-русски, обязательно к встрече пекли блины, пироги, по чуть-чуть водочки с огурчиком и родные песни в караоке до утра. Тосковать по Родине с появлением в моей жизни Ленки стало веселее.  Наше путешествие вокруг острова с обязательными ночевками в небольших деревеньках мы задумали давно, но в последний момент все как-то не получалось и оно все откладывалось и откладывалось. У Ленки двое детей, заботы, проблемы, не всегда и вырвешься. Мне в этом плане легче, взрослый сын живет в России, с ним же моя любимица плюшевая шотландка София Михална. Ничего не держит. Все. Наконец-то вечером мы созвонились, обговорили детали, детей Ленка оставляет родителям, утром заезжает за мной и мы, ура, ура, ураааа!!!!, едем на Ленкином «мерсе» по городам и весям. Долго разговаривать не стали, наболтаемся за эти дни, распрощались быстренько, перед дорогой надо выспаться, вставать завтра рано.

… Снился океан. Большой. Теплый. Изумрудный. Снились пароходы. Детская моя мечта снилась мне, уже взрослой тетке в цветном сне. И было так радостно в предвкушении новых приключений. И кричали чайки. Они летали над пароходами и их было очень много, иногда они сливались с барашками на океане, иногда взлетали высоко-высоко. И кричали все громче и пронзительнее.   Чего они так разорались? Спать хотелось ужасно, но чайки как с ума посходили… Я открыла глаза, разрывался от звонков будильник, распевал на все лады мобильный телефон. Я схватила трубку.  Ленка. Ну, вот, все как всегда. Заболела младшая дочка Ленки, какое уж ей теперь путешествие. Пожелав скорейшего выздоровления Полинке  и, успокоив, как смогла подругу, я окончательно проснулась и пошла в душ.  Вода лилась и лилась и мысли мои также струились в моей голове. Светлые такие и радостные. И я вдруг  решила, что поеду одна. Нельзя бесконечно откладывать мечту. Надо ее воплотить в жизнь и начать желать чего-нить еще! Через полчаса я, вся такая чисто умытая и напоенная кофе, покидала в рюкзак самое необходимое и вышла в прекрасное утро.

А утро и вправду было прекрасным, солнце уже встало над океаном, попугаи орали пронзительными своими голосами, опять что-то делили. Ведь не только у людей есть меркантильные интересы, птицам и зверям, думаю, тоже есть что делить. Я поздоровалась с ними и потопала на гуа-гуа, так канарцы называют автобус. Да, путешествовать я решила на автобусах, благо, что они тут комфортные и идут по всему острову. Веселые такие, зеленые, и всегда очень чистые. А вот что меня всегда удивляло, что за рулем автобусов частенько можно встретить женщин-испанок, и то, как  они лихо ведут эту махину с людьми, иногда в горах, на серпантине или на узких улочках маленьких канарских деревень. Уму непостижимо.  Автобус пришел быстро, не пришлось долго стоять на остановке, смуглый белозубый водитель подмигнул задорно и пробил мой проездной билет. До главной Эстасьон, от которой мне и предстояло путешествие сначала на север острова, а потом и дальше, ехать недолго, пейзажи за окном знакомые, потому я уткнулась в карту острова, изучая по ней населенные пункты.  С главной станции на юге острова я доехала до столицы острова, прекраснейшего города на свете, Санта-Круз-де-Тенерифе. Ехать 80 км, времени вполне достаточно, чтобы досмотреть свой сон про океан.  Автобус катился и катился себе по автомагистрали вдоль океана, немногочисленные в этот час пассажиры безостановочно болтали по-испански, жестикулируя при этом руками, все, как в латиноамериканских сериалах, совсем недавно так любимых нашими мамами-бабушками, проливавшими слезы о несчастной любви и невыносимой буржуинской жизни какой-нибудь синьориты Марисабель из заокеанской Мексики.  Наблюдая за ними и слушая их бесконечное испанское чирикание, я незаметно уснула.

А проснулась уже в столице. Ну, здравствуй, Санта Круз!  Город несомненно интересный, но цель путешествия – вокруг острова с остановками в деревушках и маленьких городках. Потому, прогулявшись по центру города, перекусив в небольшом кафе, я добралась до деревушки Сан-Андрес, которая находится сразу за Санта-Крузом, повалялась на белом песке пляжа Тереситас, завезенном сюда из Сахары, искупалась в уютной бухточке. Обсохнув, довольная и счастливая, зашла в бар попить чего-нибудь холодненького. И тут мне несказанно повезло. Хозяин бара, выпытав у меня кто я, куда я еду и откуда, попросил меня подождать, отошел к какому-то посетителю и о чем-то поговорил.  На мое счастье в деревню Таганана, которая находится на другой стороне острова, ехала какая-то канарская семейка – муж, жена и их маленький сын, они и захватили меня с собой по просьбе хозяина бара.  О лучшем нельзя было и мечтать. Дорога до Тагананы длинная, тянется через заповедные места,  горы Анага. На прощанье обнявшись с хозяином бара, тысячу раз сказав ему: “Muchas gracias” и “Adios”, помахав ему рукой, на стареньком скрипучем SEATе мы тронулись в путь. Ну, что ж, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
 
Канарское семейство оказалось милым и забавным, скучать они мне не давали, говорили и говорили всю дорогу, я их понимала через раз, но они не расстраивались и на мои ответы и вопросы  на плохом испанском весело смеялись и, видимо, пытаясь утешить меня, говорили как я «muy perfecto» говорю по-испански.  Долго ли коротко ли, как говорится в сказках, но дорога через удивительные горы, петляющая местами на пугающей высоте, привела нас к Таганане. Хосе, водитель и глава семейства, остановил машину на смотровой площадке над деревней. Я вышла из машины и ахнула. Синий, синий океан простирался вдаль и таял в дымке, где-то там за ним была далекая Америка, океан переливался бирюзовым и нежно-голубым, по нему бегали белые барашки, а внизу у берега волны разбивались о берег тысячами брызг…

Сила, мощь, простор - все это переполняло душу и невероятный восторг поселился в моей душе. Но не это было самым прекрасным. Внизу, далеко внизу, под моими ногами, теряясь среди буйной зелени, лежала прекраснейшая рыболовецкая деревушка Таганана. Кто придумал ей такое чудесное название? Оно было как песня, как звон колокольчика – та-га-на-на….та-га-на-на… И мне вдруг так ясно и явно представилось, как влюбленный ловец жемчуга, бесконечное количество раз ныряет на дно океанское и добывает для своей возлюбленной жемчуг, мечтая осыпать им свою любимую и услышать долгожданное “ДА”. Но не суждено было соединиться ловцу жемчуга и дочке рыбака. В очередной раз нырнув в глубину океанскую, не рассчитав свои силы, так и остался влюбленный на дне океана.  Большая волна накатилась на берег, а отступив, оставила россыпь жемчуга. Возлюбленная ловца жемчуга, долго стояла на крутом берегу, ожидая своего любимого, и слезы, текущие из прекрасных ее глаз, тоже превращались в жемчуг…  Вот  такая грустная притча сложилась у меня сама собой.  Как же удивительно похожа деревенька Таганана на рассыпанный жемчуг! Я присела на камень и не отрывала глаз от поразившей меня деревушки. Рядом на камушке пристроилась любопытная ящерица, большая и не пугливая, больше похожая на маленького динозавра.

  От созерцания такой прекрасной картины меня оторвала существующая в действительности семья Хосе. Ребенок начал капризничать, он устал за долгую дорогу и хотел спать. Мы сели в машину и поехали вниз по дороге, к сказочной и такой звонкой деревушке Та-га-на-не. Уже в деревне, распрощавшись с веселым семейством Хосе, наобнимавшись вдоволь, деньги за проезд они отказались брать наотрез, расстались мы друзьями и немножко погрустневшие отправились каждый в свою сторону – они домой, а я к океану. 

Замечательный пляж, длинная полоса из черного песка, тянулась далеко-далеко, до огромной скалы, а за скалой начинался еще один не менее замечательный пляж. На берегу никого не было, берег и океан принадлежали сегодня только мне. Океан с этой стороны был открыт всем ветрам, ничто не сдерживало волн, и они одна за другой обрушивались на пустынный берег. В эту часть острова туристы забредают не часто и если и забредают, то с обязательным посещением местных ресторанчиков, а в них всегда свежая рыба и морепродукты, добытых ночью  здешними рыбаками, из которых местные повара готовят... нет, не еду… они готовят ШЕДЕВР! За этим стоит ехать сюда. Потому что ничего вкуснее, я уверена, вы никогда не пробовали.  Но прежде, чем я прикоснулась к шедевру, я не смогла отказать себе в удовольствии поплескаться в океане. Я резвилась в волнах, как молодой дельфин, мне было весело и хорошо. Я распевала во все горло русские народные песни, в полной уверенности, что никто меня не видит и не слышит, кроме одиноко сидящей на берегу собаки, которая вряд ли что-то понимала по-русски. Вынырнув из очередной волны, которая меня перевернула кверху ногами, отплевываясь, наглотавшись соленой воды, я, как потрепанная изрядно штормом черепаха Тротилла, как выражался когда-то мой малолетний сын, выползла на берег и тут я увидела картину маслом.

На берегу стояла группа иноземных туристов и весело хохоча, фотографировала мои пируэты в океанской стихии. Расшаркавшись, натянув на себя футболку и джинсы, я вприпрыжку поскакала в рыбный ресторан! Солнце, воздух и вода сделали свое дело. Я нагуляла аппетит просто зверский, чему был несказанно рад хозяин ресторанчика. Дорада, кальмар, осьминог, креветки…все это поместилось во мне, и все это было запито прекрасным вином. И еле дыша, я выползла из-за стола.

Приближался вечер, солнце садилось за горы, мне надо было думать о ночевке.  Не оставаться же на берегу на ночь с той одинокой собакой.  Рядом с пляжем я видела небольшую гостиницу и наверняка там были свободные номера, но Хосе мне сказал, что вечером в деревне намечается фиеста и что можно остановиться на постой у местных жителей.  Я поднялась в деревню, побродила по улицам и, увидев у одного из домов пожилую синьору, спросила у нее, не могу ли я у нее переночевать, и она любезно пригласила меня в свой дом. Хозяйка оказалась одинокой женщиной, муж ее был рыбаком, но давно уже умер, дети живут отдельно здесь же в Таганане, уже своими семьями, уезжали учиться в Испанию, но  вернулись обратно.  Канарцы редко уезжают с островов, а если и уезжают на какое-то время, то оставляют здесь свое сердце и душу, чтобы вернуться обратно.  Хозяйка живет одна в этом доме, где когда-то жили ее родители. Наверно, ей бывает очень одиноко, но это ее жизнь, ее родной берег, так и живет она всю жизнь в ожидании. Сначала в ожидании отца-рыбака, потом мужа-рыбака, сейчас сыновей-рыбаков.  Мария рассказала, что сегодня фиеста в честь какой-то святой, к стыду своему я не запомнила ее имя, и мне надо обязательно сходить на праздник. Нарядную одежду я не брала, пошла в чем была.

Ох, и весело же было на празднике! Канарские мелодии сменяли одна другую, полосатые яркие юбки кружились колоколами, красивые,  веселые люди пили вино, угощали всех паэльей с морепродуктами, радовались жизни и я тоже поддалась этому всеобщему веселью и закружилась вместе со всеми в танце.  Рядом шумел прибой, звезды, падая с неба, оставляли на какое то время за собой яркие полоски, канарская музыка улетала за океан… Фиесты в канарских городках проходят весело, шумно и долго, а мне захотелось последовать одной милой испанской и португальской традиции.  Я взяла бутылку вина, бокал и пошла к океану. Мне надо было обязательно выпить с Океаном вина. Я хочу вернуться сюда.  Здесь мне хорошо. 

Я сидела на берегу с бутылкой вина.  Одна. Рядом в темноте тяжело вздыхал Океан. В бокал вина заглядывали смешливые звезды и вспыхивали там множеством искорок. Нам было о чем помолчать. Океан, как и тысячи лет назад, катил и катил свои волны к берегам Атлантиды. Он рассказывал мне о своих обитателях, о рыбаках, о кораблях и о людях, которые тысячелетиями бились за право обладать этими кусочками земли в океане. И звезды мне рассказывали о своих странствиях во Вселенной. И только мне одной нечего было им рассказать, потому что я оказалась по сравнению  с ними такой маленькой букашкой, и я вдруг поняла, что все происходящее  со мной просто суета сует… Поэтому я молчала и слушала Океан и Звезды. И пила вино, а брызги волн попадали в фужер и придавали вину совершенно удивительный вкус. Звезды все падали и падали в океан, я устала уже загадывать желания и в конце концов подумала, а ведь у меня по-настоящему только одно желание, чтобы ночь эта не кончалась. И чтобы не кончалось ощущение счастья. Я честно разделила вино с океаном, вылив в океан ровно половину. Волна совсем близко подкатилась ко мне, наверно океан поблагодарил за вино.  А что ж, ему ведь тоже, наверно, хочется выпить с хорошим человеком. 

Вдруг сзади кто-то громко вздохнул.  Я вздрогнула и оглянулась. Положив голову на лапы, совсем рядом со мной лежала моя старая знакомая, одинокая собака с берега. Я протянула ей руку и спросила: “Как тебя звать, собака?”  Но собака была испанкой и не понимала моего русского языка, она лизнула мою руку, совсем так же как раньше волна, и  только смотрела на меня своими добрыми и грустными глазами, слегка повиливая хвостом. Ну, что ж, решила я, буду звать тебя просто Собака.   Я легла на черный песок, и стала смотреть  на звездное небо, где-то там, высоко, среди миллионов звезд сияло созвездие Пса, может быть моя добрая знакомая Собака была как раз оттуда? Так и не расстались мы почти до утра – я, Собака, Океан и Звезды. Нам было о чем помолчать. А мысли складывались в строчки сами собой…
 

Я знаю точно, это было не во сне,
Я помню берег океанский в Таганане,
Покрытый жемчугом, в холодной и сияющей росе
Такой прекрасный  в  утреннем тумане.

Там солнце просыпается в волнах,
Я помню перекаты волн, их мощь и силу,
Еще я знаю  -  я была дельфином…  А было это в снах или в мечтах?
А может в прошлой жизни это было?

Там есть своя легенда о любви, любви великой, побеждающей  и  вечной
В ней радость есть, но есть и грусть…
И греет душу эта сказка жизни бесконечной!
Я знаю точно, я туда еще вернусь….

Да, я  вернусь… в далеком будущем… потом
И будет это  ночью, а  быть  может  ясным днем
Да, я вернусь весенним громом, летним сном,
А может звездопадом или проливным дождем….

  Ближе к утру, когда праздник в деревне уже закончился, я вернулась в теплый дом, хозяйка еще не спала, она закрыла за мной дверь, напоила меня козьим молоком, уложила спать и стала рассказывать про свою размеренную канарскую жизнь. Она говорила и говорила, голос ее становился все тише и тише, он окутывал меня и куда-то уплывал.

Разбудило меня солнце, бессовестно объявившее о начале нового дня, мы с Марией позавтракали и она проводила меня к соседу, который ехал по делам в город Ла Лагуну.  Поблагодарив за все Марию, мы отправились в путь. Поднявшись по дороге в гору, я оглянулась и посмотрела вниз, там остался кусочек моего сердца. Та-га-на-на… рассыпанное жемчужное ожерелье для любимой. В памяти всплыло выражение: “Никогда не возвращайся туда, где тебе было хорошо”.  Но мне очень хотелось вернуться сюда, может быть даже не одной,  и я знала, что я обязательно еще вернусь сюда, здесь я была счастлива.

Бывшая столица острова Ла Лагуна встретила меня пасмурной погодой, тучи затянули все небо, все куда-то торопились, город жил своей жизнью, ощущение счастья стало пропадать, я просто бродила среди каменных домов, хотелось подумать обо всем и ни о чем.  На какой-то узенькой улочке мне приглянулось  кафе и я долго сидела в нем, пила кофе и слушала тихую музыку. До вечера я бродила по улицам и площадям, смотрела на старый город, но он почему-то не хотел мне ничего о себе рассказывать. Вдруг мне расхотелось путешествовать  и я решила вернуться домой.  Добралась до автостанции, вернулась на автобусе в Санта-Круз и оттуда поехала к себе на юг. Домой я попала, когда было уже совсем темно, я долго стояла под душем, надо было смыть дорожную пыль, но не воспоминания. На столе обнаружила забытый мною второпях телефон, в котором была куча пропущенных звонков. Ленка. Беспокоилась, наверно, куда это я пропала на два дня. Ленка, прости, завтра я тебе позвоню, договоримся о встрече и я расскажу тебе о Таганане. А потом мы будем опять мечтать о путешествии вокруг острова.  Несмотря на переполнявшие меня эмоции, заснула я быстро и мне опять снился океан. Синий. Большой. Теплый. Ласковый.  И чайки, они кружили и кружили, то взлетая к облакам, то почти скользили по волнам. Их было так много, белых чаек, и вдруг они превратились в снежный вихрь. Белые пушистые снежинки летели и летели, закручиваясь в замысловатые узоры.   Я всегда любила метели, когда все вокруг превращается в одну снежную карусель и света белого не видно от летящего с небес снега. Я подняла голову, снежинки падали на мое лицо.  Как дома, в России, подумала я… и проснулась.  Подушка была мокрой, наверно снежинки таяли….