Моя родословная. Жизнь после войны

Нина Набиева
      
        Военный офицер – капитан возвращается к мирной жизни. С апреля 1947 года по май 1949 года он работает в отделе народного образования, потом его назначают директором  школы им. Ленина в г. Стерлитамак. Директор школы был одновременно директором  Стерлитамакского детского дома для детей, потерявших родителей в Великую Отечественную  войну.
          Не секрет, что  в послевоенных детских домах царил беспорядок,  казнокрадство, многие  директора не стеснялись обкрадывать сирот и наживались за их счёт. Человек, привыкший  к военной дисциплине и армейскому порядку, сам  хорошо помнивший голодное и босоногое детство навёл идеальный порядок в  детском доме.

        По воспоминаниям выпускника Килинбаева Н, до этого сбегавшего из многих детских домов, которые по своим порядкам мало отличались от колонии для преступников, ему сначала не верилось, что такое возможно.. Что на столах , застеленных белоснежными скатертями могут стоять хлебницы с щедро нарезанными ломтями хлеба и никто не следит сколько ты съел. Во всех остальных детдомах хлеб вносили под охраной самых сильных воспитанников и раздавали строго по одному ломтю в руки.  Вымытого,  постриженного, одетого с головы до ног в новую одежду подростка привели и посадили в такую столовую. Заново одетый, он планировал отъесться, отоспаться и снова пуститься в бега. Спустя  полвека он  вспоминал, как жевал этот хлеб, а дежурные девчонки,  пробегая мимо, посмеивались и только пополняли пустевшую на глазах хлебницу. Он перестал есть хлеб, только после того, как у него устали челюсти. И в голове появилась мысль: «А может, стоит здесь задержаться?» Потом в столовую начали собираться воспитанники – чисто одетые, румяные, доброжелательные. Они весело приветствовали новенького, спрашивали, откуда он. Дежурные расставили тарелки и принесли большие кастрюли с густым и наваристым супом. А когда  он съел всё  за одну минуту, спросили, не хочет ли он добавки? Как, ещё и добавки дают? Вторую тарелку он уже ел с чувством, толком и расстановкой, смакую давно забытый вкус доброй еды. А  когда принесли тарелку с макаронами и большой котлетой с подливой он заплакал, оттого что уже не было места в желудке. Правда  компот из сухофруктов он выпил, и твёрдо решил, что он отсюда никуда не убежит, а наоборот  перевоспитается, начнёт учится,  и станет образованным человеком.   
          Его определили в подготовительный класс, и он за  год догнал своих сверстников. В 1953 году, закончив школу с отличием, поступил в Уфимский нефтяной институт. Всего в тот год  выпускников было  почти 40 человек и все они стали студентами  институтов и техникумов Уфы и Стерлитамака. При выпуске их снабдили всем необходимым для жизни: пальто зимнее и демисезонное, плащ, валенки, ботинки и сандалии, кепка, шапка, шляпа, печатки и варежки, носки, трусы и майки, рубашки, два комплекта костюмов – лёгкий  для лета и  бостоновая тройка  для зимы, спортивный трикотажный  костюм . А так же комплект постельного белья, подушка и одеяло….  Может и не стоило приводить такой  подробный список, но пожилые люди спустя 50 лет собравшиеся на встречу вспоминали каждую мелочь своего приданного. «Мы были самые модные в институте! – смеялись они со слезами на глазах. Все они прожили достойную жизнь, построили карьеру, создали семьи, родили и  воспитали хороших детей. И все они с благодарностью вспоминали своего директора – красивого, кудрявого, требовательного, но справедливого Он умел похвалить за хорошо сделанную работу, а за недостойное поведение отругать  сразу на трёх языках – русском, немецком и башкирском. Он сумел этим сиротам заменить  погибшего отца. Много лет спустя они приезжали к нему в гости, или неожиданно встретив, старались  залучить к себе домой, и принимали как самого дорогого гостя.

       В 1954 году деду предложили сменить место  работы. Был выбор – инспектором в министерстве просвещения или директором школы в горном районе. И он выбрал горы – охота, рыбалка, простые отношения с простыми башкирами были ближе его душе. Несколько лет проработав директором  средней школы, он более 25 лет преподавал истории.  Его общий педагогический стаж составил 50 лет.
          В середине восьмидесятых они с женой решают вернуться  на родину. Устроившись на работу парторгом – опять, вспомнив военные годы, он в 70 лет  сумел заработать себе  однокомнатную квартиру, в которой прожил до 2003 года, до конца жизни.