Моя родословная. Путем Ломоносова

Нина Набиева
               

     До 15 лет мальчик -  мой будущий дед,  прожил жизнь обычного деревенского пасынка, у которого не было защитницы матери. Поэтому он  до конца своей жизни тепло вспоминал свою бабушку – мать  его мамы, которая отличала его среди внуков – он больше всего был похож на умершую дочь. .Семья не голодала, но жили скудно, у  детей не было достаточно  зимней одежды и обуви. Чтобы посидеть в старенькой избушке бабушки и почувствовать её любовь и ласку мальчик сбегал зимой из дома  босиком и  в одной рубашке. А у бабушки его ждали не только скромное угощение, но и учёба – бабушка учила его молитвам. Она мечтала, чтобы её любимый  внук стал муллой, или муэдзином, и, видя сметливость и памятливость мальчика, всеми силами старалась дать ему то, чем обладала сама – веру в Аллаха, потому что в её понимании не было ничего выше этого. Но времена менялись, перед молодежью открывались новые перспективы.  Жизнь крестьянина проста - летом  работа в поле, зимой - уход  за скотиной, всё это ложилось на плечи подростка, родители особенно не требовал от него  рвения  к учёбе, но его тянуло к образованию.

       В  начальной школе он был первым по успеваемости. Осенью1926 год приехали представители Стерлитамакского педагогического техникума и объявили, что  они   проведут испытания и того, кто лучше всех  напишет экзаменационную работу, примут  на подготовительный курс, на полный кошт с одеждой и питанием. Это был шанс получить образование, стать учителем,  и 14-летний мальчик старался изо всех сил. Он был уверен в своей победе, однако комиссия выбрала не его. Вероятно, причиной была старания  председателя сельсовета, у которого остановились они переночевать. Хороший ужин,  несколько слов о том, что мальчишка  хулиганист, семья бедна, дети зимой и летом бегают в одной рубашке и что навряд ли из него что-то путное получится. Что же, люди  всегда люди,  они прислушались к словам уважаемого человека и назавтра с крыльца школы объявили, что в педтехникум принят сын председателя сельсовета.
        Для подростка, который был уверен в своей победе и пришёл к школе  с маленькой котомкой, обув новые лапти и самую крепкую одежду, это было как гром с ясного неба.
    В телегу рядом с комиссией посадили не его, а он всё никак не мог уяснить себе, что  его мечтам пришёл конец. Он продолжал идти рядом с телегой и никакие увещевания не помогали. Сначала его пытались уговорить по хорошему, потом на него кричали, возница даже ожёг неслуха кнутом, но он продолжал идти. В конце концов,  его молчание прервалось рыданиями и криками о том, что это несправедливо! Что он самый лучший ученик в деревне, что он  должен стать учителем. Лошадь медленно тащилась по грязной размытой дороге , а  мальчик был сильным и упрямым, поэтому он прошёл все 40 с лишним километров рядом с ними и  в ворота  техникума они вошли вместе.
       Никто не прислушался к крикам малорослого  башкирского мальчика, который и
 по- русски то  путём ничего не мог объяснить, сторожа вытолкали его за ворота. Однако он возвращался снова и снова и трое суток двор педтехникума оглашали его крики и рыдания. Осенние ночи были стылыми, по утрам ложился иней, днём временами моросил мелкий дождь, а он не уходил и надеялся добиться справедливости и именно его уверенность в своей правоте  растопила лёд. Его приняли вольнослушателем. Место за партой  в аудитории, тарелка  супа и кусок хлеба за обедом ему нашлись, но лишней койки в общежитии не было. Ему предложили спать в подсобке, на куче ветоши. Кроме того, его обязали помогать дворнику,  он был согласен на всё!
        А дома его потеряли! Никто не знал куда он делся, сначала думали, что прячется у бабушки, потом решили, что он подался в беспризорники и лишь спустя месяц дошли слухи о том, что он стал студентом. Прадед собрал вещи – новую рубашку и штаны, немного еды и поехал проведать сына. Приехав в училище он не стал дожидаться перемены и вызвал его прямо с урока. Сын был настоящим оборванцем. Рубашка, которую он не снимал ни днём, ни ночью уже висела клочьями, мальчик выглядел оборванным и грязным, но счастливым.  Отец протянул ему вещи и первое что выглянуло из узелка была кумачёво-красная рубаха. Схватить её, скинуть ненавистные лохмотья, и натянуть новую было делом нескольких секунд. Попросив отца дождаться конца урока он влетел в класс и его встретили громким смехом. Слишком разительна была перемена между вышедшим минуту назад мальчиком и тем, кто вошёл. Кличка “Красная рубаха” осталась за ним до окончания техникума.
          Первая сессия была сдана на одни пятёрки, а кто-то не справился, был отчислен и вольнослушатель стал полноправным студентом. Его приняли в комсомол, сообразительный, талантливый юноша стал активистом, чемпионом  техникума по бегу и по  шахматам,  секретарём комсомольской организации, редактором техникумской стенгазеты. В техникуме готовили всесторонне развитых  интиллигентов, было много кружков, Обладая  абсолютным слухом выбрал музыкальный кружок и научился играть на многих музыкальных инструментах, но больше всего его  привлекала скрипка. На деньги заработанные во время  студенческих каникул он приобрёл скрипку. Тогда же он начал писать  стихи,  дружба членов   литературного кружка продлилась на многие годы.  Пять лет пролетели очень быстро. Окончив учёбу с отличием, он получил диплом  учителя начальных классов.