Лицейские страсти, картины 2, 3, 4

Павлова Наталья Ивановна
                Картина вторая.

    (Сквер. На скамейке и подле нее сидят девятиклассники. Все, кроме Дениса)

КОСТЯ, Давайте ей "темную" устроим! Надоела эта Грымза.

ЕСЕНЕЕВА. Её уберут, а другого, еще похлеще кого-нибудь поставят. (В это время коротышка Таир, расталкивая ребят, старается стать поближе к Марине. Рослая Марина улябается).

МАРИНА. (снисходительно). Ну иди сюда, Таирчик, садись рядом. (ребята по-доброму смеются, Таир отскакивает в сторону, вставляет в уши наушники,кривляется под музыку).

ЛЕНА. Хватит о Грымзе. Помните, как у Асадова: "Дрянь не стОит долгого вниманья". Давайте лучше подумаем, как Денису помочь. Ему ведь сейчас так одиноко!

МАЛИКА, Давайте пойдем к нему и скажем...

КОСТЯ. Ничего ему сейчас говорить не нужно. Он, по-моему, сейчас хочет побыть один. А нам всё-таки, надо подумать, как Грымзу проучить. Вот послушайте!

(Все собираются в тесный кружок, шепчутся, раздаются взрывы смеха, отдельные реплики:

МАРИНА. Ну мы ей покажем!

КОСТЯ. Она нас на всю оставшуюся жизнь запомнит.

ДИМА. Больше она не посмеет нас унижать!

МАРИНА. ТАИРКА, включай музыку погромче. Давайте потанцуем. А то совсем раскисли.

ДИМА. Девчонки, может, вы сами нам что-нибудь станцуете?

(Танцуют две девочки. постепенно к ним присоединяются остальные. Таир всё время старается быть поближе. Марина с улыбкой показывает подружкам жест, демонстрирующий разницу в росте.)

                ЗАНАВЕС

                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

         (Квартира. На диване с записной книжкой сидит Денис, читает вслух.)

ДЕНИС.  Для сироты и тень узка,
        И одинока тень.
        Вокруг тоска, всегда тоска,
        Как в самый хмурый день.
     Когда ни мамы, ни отца
     На этом свете нет,
     Жизнь познаёшь с ее конца,
     А в детстве цвет не в цвет.
        Когда еще для жизни мал,
        И надо бы расти,
        Что, кроме горя ты видал,
        Куда? К кому идти?
    Сиротство -  худшее из бед,
    И пусть всегда ты сыт,
    И пусть обут ты и одет,
    В тебе сиротство спит*

(Что-то пишет, зачеркивает, снова пишет. Наконец, опускает блокнот)

Да! Детство кончилось. Каким же, оказывается, я был счастливым, и - дурак - не понимал этого! Даже не подозревал об этом. И зачем им надо было лететь на этом самолете? Что, поездов нет, что ли? Молча переписывает стихи, ложится. Свет на сцене выключен. Кружась, по сцене "проплывает" девочка в белом платье, с бенгальскими свечами. Денис засыпает. В белом, легком платье тихо входит МАМА, проходит по комнате круг, садится на краешек дивана.)

МАМА. Сыночек, я знаю, что тебе сейчас нелегко. Но у тебя есть еще не старые бабушка и дедушка, У тебя есть талант. У тебя есть замечательные друзья. Жизнь продолжается.Сумей стать выше склок и низости. Перебори себя, но стихи не бросай. А учительницу свою прости. Крепись, Денис. Помнишь, папа всегда говорил тебе словами Симонова: "Держись, мой мальчик, на свете Два раза не умирать!" Мы с папой всегда с тобой. Ты можешь, хотя бы мысленно, советоваться с нами... (Денис тянется к маме рукой: "МАМА!". Но она встает, тихо отходит назад, в сторону, противоположную двери. В дверь входит Лена)

ДЕНИС.  НЕТ! НЕТ! НЕТ! Лена, уходи! Я не должен видеть вас вместе! Уйди! Этого не может быть! (Снова падает на подушку.)

ЛЕНА. (Трясет его за плечо). Денис, проснись, это я, Лена. (Денис садится). Денис, мы вчера с ребятами договорились...

ДЕНИС. А я тут причем? Я теперь с вами не учусь.

Лена (Мягко). Ты можешь с нами не учиться, но друзьями-то мы остались. А мы с тобой еще и соседи. Послушай, что мы придумали...

                ЗАНАВЕС

                КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

(В классе все ребята, собравшись в тесный кружок, что-то оживленно обсуждают. Слышны возгласы:
            - Пусть попробует
            - А то думает, мы паиньки!
            - Ну и что же, что лицей!)

ДИМА. Только чур! Никто не смеется. Всё на полном серьёзе.

(Звонок. Все садятся по местам,входит Светлана Корнеевна, но ее как бы никто не замечает, каждый занят своим - посторонним - делом)

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Здравствуйте! ( в ответ - молчание). Здравствуйте! (Тишина). Так-так, ясно. Здороваться мы не желаем. Что ж, тогда начнем прямо с объяснения нового материала. Сегодня, как я и обещала, мы начнем изучать драму Лермонтова "Маскарад". Место, которое занимает "Маскарад" в истории русской драматургии, тот факт, что Лермонтов собирался дебютировать именно с этой пьесой, дают все основания считать, по мнению критиков, эту драму любимым произведением самого автора.

ДАША. (продолжая краситься) Какие глубокие мысли! И, главное, Собственные!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Раевский, принимавший участие в проведении драмы через цензуру, говорил, что "Маскарад был написан в 1834 году. Однако, Хохряков отмечает, что Лермонтов окончил юнкерское училище и вышел в полк в декабре 1834 года

ДИМА. Какая глубокая мысль!

ЕСЕНЕЕВА. Да, да, Собственная мысль!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Я вам задавала предварительно ознакомиться с текстом драмы. Как ты думаешь, Березкина, к каким героям мы отнесем Арбенина к положительным или отрицательным? (Молчание. Лена продолжает что-то чертить на листочке бумаги) Лена Березкина, я к тебе обращаюсь! (Молчание). Тогда ты ответь на мой вопрос, Шарипова! (Молчание). Соколов! Дорогова! Есенеева! ( нарастающей злостью идет по классу, подходит к Марине) Вымахала, как коромысло, а ума не нажила! (Таиру): А ты, карлик, недоумок! Тебе бы только с лилипутами в цирке выступать! (Таир, не вынимая наушниов, продолжает кривляться под музыку). (Даше) А ты, намазалась, как кикимора, и думаешь, умнее стала? (Косте с Есенеевой). А вы, парочка напыщенных индюков! (Отбирает у Таира телефон с наушниками, возвращается, кладет их к себе на стол.) Встать! Всем встать! Все сидят.

КОСТЯ. Вот мы и увидели Ваше истинное лицо!

ТАИР. Нет, это не притворный крик продажной добродетели!

МАЛИКА. Молчите! ни слова! Или сей же миг...

ДИМА. Не весело, согласен, в час такой!

ЛЕНА. И просьба, как приказ! Вы дерзки в этот раз!

( Таир идет к столу, становится на одно колено, прижав руки к груди, затем протягивая их к учителю)

ТАИР. Теперь я всё узнал! Теперь я перед вами, готовый казнь принять...

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Прекратите этот маскарад!

ЕСЕНЕЕВА. Но час судьбы настал! И всё прошло, как бред больного!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Что вы себе позволяете?

ДАША (глядя в зеркальце, прихорашиваясь) Мы себе позволяем цитаты из лермонтовского "Маскарада" А ВЫ?

МАРИНА. А что может себе позволить Коромысло? Да хоть что!

КОСТЯ. А индюк тем более!

ТАИР. А цирковым лилипутам вообще по должности кривляться положено. И Вы, Светлана, Корнеевна, тоже особым ростом не отличаетесь. (Жестом примеряет свой рост к росту учителя). Точно, не отличаетесь. Может, и вы со мной в цирк, А? Клоунами!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Выйди вон из класса! 

(Таир выходит. За ним все остальные Светлана Корнеевна остается одна)

               
                ЗАНАВЕС