Се - человек. Неодицея запоздалая

Томас Твин
                Не хотелось бы уподобляться Великому Инквизитору Ф. М. Достоевского, сурово корившему идеалиста
                Христа с высоты житейской мудрости: «Но ты не знал, ты не понял…».
                Да, порою чудеса твои смахивают на инсценировки, порывы носят болезненный характер, риторика
                противоречива и демагогична, а честолюбие не знает границ… И все же, и все же…
                Честолюбивого комбинатора давно «умалил» бы поток времени, а безумца и демагога развенчали потомки.
                Меж тем, и ныне несть числа поклонникам пророка из далекой Галилеи.


                «се, Человек!» (Ин 19 5)

Странные люди населяют страницы истории. Лики их переменчивы, мысли неуловимы... Мифы и легенды погребли их под толщей вымыслов, искажая черты и глуша голоса. Кости заботливо упрятали в склепы, гробницы выбелили, указатели установили… И все же они норовят бунтовать.

                «Рабы застывших формул осмыслить жизнь хотят.
                Их споры мертвечиной и плесенью разят.
                Ты пей вино, оставь им незрелый виноград,
                Оскомину суждений, сухой изюм цитат», - призывает один.

                «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», - вторит ему другой.

Он знает, что говорит. Всю свою общественную жизнь он противостоял Смерти – исцелял недужных, воскрешал умерших, гасил вражду и «милость к падшим призывал». Он одолел собственную смерть и вдохнул новую жизнь в омертвевшее Писание.

Не его вина в том, что зерна мудрости упали на каменистую почву и взошли чахлыми ростками. «Сколько ни прививай добродетель к нашему грешному стволу, старины не выкурить», - однажды посетовал датский принц и резюмировал: «Скорей красота стащит порядочность в омут, нежели порядочность исправит красоту». Стоит ли удивляться, что косные умы и окамененные сердца превратили живую мысль и живое слово в набор железобетонных догм.

Он, разумеется, не был ягненком и идеальным человеком. Любил дружескую компанию, застолье. Любил пустить пыль в глаза, ошарашить обывателей-тугодумов каким-нибудь трюком, а лицемеров и чинуш – дерзкой выходкой. В нем было что-то озорное, ребячливое. «Ах, как хочется удивляться, ах, как хочется удивлять!», - в этом он был бы вполне солидарен с Е. Евтушенко. Да и как прикажете поступать, если этих несмысленных способны вразумить только чудеса и знамения?

В общем, не без слабостей и недостатков, составляющих оборотную сторону достоинств. А у кого их не было? Эварист Галуа, Лев Толстой, Парацельс и другие титаны вовсе не были душками. «Параджанов прелестен, но невыносим», - признавалась жена гениального режиссера. Микеланджело даже подозревали в душегубстве. Моисей называл себя кротчайшим из людей, но в гневе не жалел ни скрижалей Господа, ни тысяч соплеменников. За критику сестру родную не пощадил смиренный раб Божий...

На этом звездном фоне «Житие» экстраординарного Сына Божьего/Сына Человеческого/Сына Давидова/сына Иосифова,
называемого еще Иисусом Христом, Еммануилом, Назарянином, Галилеянином, Бен Стадой, а также - Господом,
Богочеловеком, Спасителем, Избавителем и Агнцем, выглядит вполне благопристойно.

Еще больше впечатляет его «Поучение», которое распространяется по всему миру, свидетельствуя о востребованности евангельской проповеди и/или эффективности церковной организации.

Однако, доныне остаются спорными глубина, масштаб и направление воздействия этой личности на христианский мир и регионы, населенные «неверными»*.  Кто возьмет на себя смелость утверждать, что нравственность и миролюбие христианского мира превосходят буддистский, индуистский, конфуцианский и другие миры?

                Люди не ведают, как и в каком мире они живут. Их мысли и желания контролирует враждебная сила,
                соблазняя иллюзорным благополучием. В действительности сытая, но бездуховная жизнь «царей природы»
                подобна жизни домашних животных. Немногочисленные «Сыны света» отказываются жить с «широко
                закрытыми глазами». Они отыскивают Избранного и тот становится их вождем («мы нашли Мессию»).
                Игнорируя реальные силы зла, Мессия настойчиво атакует их креатуры - химеры массового сознания.
                Предательство ставит миссию Избранного и его друзей на грань катастрофы, но на границе жизни и смерти
                Спаситель обретает поистине нечеловеческие силы. Преобразившись, он возвращается в виртуальный мир
                людей и химер то ли полностью свободным от него («я победил мир»), то ли совершенно непостижимым для
                человеков («они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют»).

Так представляли себе путь Спасителя-Нео Энди и Ларри Вачовски – создатели культового фильма «Матрица».
Спаситель-Еммануил тоже прошел длинный путь, превратился в оксюморона и ныне обитает в виртуальных сферах. Удастся ли ему распутать погребальные пелены легенд, выбраться из-под завалов догм и вновь вернуться в мир мудрым бродячим пророком из Назарета?

--------------------------------------------------------
         *Наряду с матерью Терезой, сестрами милосердия, старчеством и проповедью братской любви христианство
          породило беспощадную инквизицию, крестовые походы, истребление женщин, межконфессиональные распри,
          индульгенции, войны за чистоту веры между «братьями-христианами», безудержное обогащение иерархов церкви...
          Образ Христа «в белом венчике из роз» и крест – символ его страданий – оттеняют мрачные фигуры:
                Великий Инквизитор Томас Торквемада – символ жестокости,
                Римский Папа Александр VI Борджиа – олицетворение вероломства и разврата,
                Обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев – воплощенное мракобесие,
                иезуит Игнатий Лойола – лицемерие.
          И сегодня растление детей в римской католической церкви, коррупция в Иерусалимской Православной Церкви,
          противостояния РПЦ и Киевской патриархии, РПЦ и католиков подрывают авторитет Церкви Христовой.
          Кажется неоспоримым влияние веры на культуру, но выдающийся культуролог О. Шпенглер утверждает, что
          искусство, наука, верования представляют собой лишь различные формы проявления одних и тех же глубинных
          интенций.
--------------------------------------------------------



 


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).