Мулява

Виктор Свист
   
   
                Мулява.
Витька, устав перебирать старую рухлядь на чердаке, присел на старое, плетёное кресло. Сейчас он сам не знал, за чем он залез на этот чердак. Наверное, простое любопытство, а может какая ни будь тайна, прячется там, где он не разу не был.

 Размазывая грязный пот по лицу, он перекидывал старые вещи, не понимая их назначение. Вот к примеру, обыкновенная пустая пол-литровая бутылка.

 Покрутив её в руках, он собрался было её забросить в дальний угол, но вдруг его заинтересовал обыкновенный шнурок привязанный к бутылке.

 – Интересно, - подумал он, - для чего бутылке шнурок? Не найдя ни чего интересного, он взял бутылку и спустился с чердака, - У папки спрошу, - решил он.

       Отец во дворе колол дрова. Витька то же любил колоть дрова, но отец не разрешал, так как боялся, что он может отрубить себе что ни будь.

-- Па а п, это что такое, что за бутылка с в верёвкой? Отец остановился, вспоминая что-то.
-- Ты, где её взял?
-- На чердаке нашёл.

-- Это Витька рыболовная снасть, а не просто бутылка. Ты осмотри её внимательно, на донышко посмотри. Витька повернул бутылку и заметил в донышке дырку, такую аккуратную, кругленькую.

-- А за чем тут дырка, вода же выбежит? – Витька посмотрел на отца, не шутит ли он.

-- Всё дело брат в том, что донышко не обычной формы. Оно вогнутое и напоминает мордушку, которой ловят рыбу. Но мордушкой ловят крупную рыбу, а бутылкой муляву.

 А этой бутылкой, твои старшие братья: Сашка и Серёжка в детстве ещё, ловили муляву в Косьве. Надо же сохранилась.

 Он сел на чурку, на которой колол дрова, закурил, незаметно смахнул набежавшею слезу, по сыновьям не пришедших с войны, и прижал к себе Витьку.

-- Па а п, а ты мне покажешь как ей ловить?
-- В выходной пойдём, сам будешь ловить.

      Три дня Витька ждал выходного, всё поглядывая на свою рыболовную снасть. И вот они на берегу Косьвы. Вода в ней всё лето холодная, но за то чистая, и прозрачная. Песчаная отмель просматривается до самого дна.

 Молодь хариуса, тёмной полосой, движется против течения, выходит на быстрину, бурлящей струёй её подхватывает и относит на зад, а она вновь стремится вверх.

 Отец берёт бутылку, набивает её кусочками хлеба, и за шнурок опускает её на песчаное дно. Шнурок с палочкой на конце плавает по поверхности.

 Витька затаив дыхание, наблюдает за движением рыбы. Вот косячок малька подошёл к бутылке, постоял, почуял вкус хлеба, и пошёл в неё.

-- Попался, - закричал Витька и бросился к отцу. Тот сидел на берегу и курил. Прижав палец к губам, он подал знак тишины, но Витьке не терпелось быстрей вытянуть бутылку.

 Отец зашёл в воду и за шнурок вытащил бутылку. Она была битком набита мальком. Рыбка была не большая размером со спичку, но это была рыба, из этой мулявы мать пекла вкусные пирожки.
               
         В палисаднике, под старой черёмухой, сидел Витькин отец, и его сосед Константин, пили водку.

 Что-то медленно они её пили. Витька уже целый час, сидя на крыльце, наблюдает за бутылкой, из которой они наливают в стопки.

 А бутылка-то не простая, та самая у которой донышко, вогнутое. И Витьке ещё предстоит много работы с ней. В донышке нужно пропилить, осколком напильника, ту заветную дырочку, через которую в неё будет заходить мулява.

 Эх, если бы в тот день, не встретился он на Косьве со шпаной, то ловил бы той, найденной на чердаке бутылкой по сей день. Не повезло им с Мишкой тогда.

 Только два раза подняли бутылку, вытряхнули муляву в старый чайник, и вот тебе пожалуйста, нарисовались -- трое беспризорников.

 Витька их и раньше видел на реке, ходили еду отбирали у пацанов, говорили, что спят они в городской котельной. Подошли главное, и спрашивают:

- Чо делаете, - Как будто сами не видят, - подумал Витька.
 - Рыбу ловим, - с предчувствием чего-то нехорошего, произнёс Мишка.

- Ну ка, ну ка, - говорит конопатый и берёт чайник с рыбой. – Да тута пацаны целая уха. Другой зашёл в воду и вытащил бутылку.

- А вот ещё рыба, пошли варить уху, классный у нас сегодня обед будет, и они двинулись вниз по реке, унося всю рыбацкую снасть. Витька и Мишка стояли сжав кулаки, губы их дрожали от обиды.

 Мишка схватил камень и бросил им в след. До них донёсся звон стекла.
- Попал, - крикнул Мишка, - не нам и не им, жалко чайник унесли.

- Чайников старых у нас много найдём ещё, а вот бутылку трудней найти, эта бутылка была старая ещё братья ею муляву ловили.

 И вот отец пьёт водку из такой же бутылки, наверное, специально для него купил. Но что-то медленно пьёт.