История из жизни

Галина Филинова
     Нина Васильевна плавно и последовательно вела сказание о своей жизни начиная с самого детства. Говорила, она слегка смущаясь. Наверное, ей было как-то непривычно повествовать о своей жизни,  людям моложе себя. Она вспоминала все эпизоды жизни, которые случались с ней. Иногда она пела песни, которые запомнились ей с того времени. Её даже кое-кто называл Клавдией Шульженко, известной певице страны тех времён.

     Слушали её с большим вниманием, ведь она рассказывала то, о чём сейчас уже никто не знает. Это была жизнь людей нашей страны того времени. Об этой жизни сейчас можно было узнать только из книг, романов, повестей и рассказов разных авторов, да и то не факт, что там всё говорилось откровенно  и правдиво.

     - Жили мы на Каме.

          Чтобы представить в каких условиях формировался характер девочки Нины необходимо немного рассказать о самой речке Каме. Это крупнейшая река Уральского региона России. Само название реки каким-то непонятным образом связано с Индией. Слова Кама в Индии обозначает любовь, желание, вспомним кама-сутру. По другим источникам, кама – это река. Кама настолько обширная река, что учёные говорят, что не Кама впадает в Волгу, а Волга впадает в Каму под прямым углом. И только лишь исторические события, происходящие на Волге, сложились таким образом, что больше говорилось в истории России о Волге, чем о реке Кама. Так и сложилось, что Кама впадает в Волгу, хотя Кама впадает в Куйбышевское водохранилище, а не непосредственно в Волгу, но когда-то Кама впадала непосредственно в Каспийское море. С речкой Кама связано много историй, как в дореволюционной России, так и в советское время. В Каму впадает более семидесяти четырёх тысяч больших и малых рек, многие из которых судоходны. Природа бассейна реки Кама очень красивая. Кама большей частью проходит через тайгу, один её берег более пологий, а другой крутой. В речке водится много рыбы, в лесах Прикамья много зверья, от медведей до соболей. Много ягод, грибов, птиц. Этот район Урала от севера, до Волги, которую омывает Кама с её природными богатствами с её широтой охвата территорий формировала характер девочки. Девочка росла в гармонии с Природой. Она была  очень любопытной и любознательной. Нина часами могла любоваться всякими букашками, с упоением слушала пение птиц, любила собирать цветы и составлять красивые букеты. Она очень любила рисовать. Бывало любой чистый листок был зарисован всякими рисунками так что не было свободного места. Нежная трепетная душа её ликовала от упоения запахов тайги и букетов сорванных цветочков.

     - Кама речка широкая, а весной бывало разольётся так, что затапливает берега далеко от самого берега. Моим строгим учителем в семье была бабушка. Хоть она и была со мною строга, но я её любила.

     Как-то мама взяла меня в город, она там подрабатывала, убирала в женской школе. Раньше школы были раздельными для мальчиков и для девочек. Мама убиралась, а я помогала школьному бухгалтеру, рисовала ей и оформляла нужные ей бумаги.

     Когда мама, закончив работу пришла к нам, бухгалтерша её спросила обо мне, где и как я учусь. Мама сказала, что я учусь в местной четырёхклассной школе.
     - А дальше? - спросила бухгалтерша.
     - Дальше? А что дальше? Дальше классов больше нет. Есть школа на другом берегу Камы, но кто туда будет её перевозить на тот берег. Отца нет, а старший брат служит в армии. Так что закончит четыре класса и будет готовиться в доярки.
     Да, что ты? Она очень талантливая девочка. Ей надо учиться дальше, ты посмотри, как она мне оформила бумаги.

     Мама, посмотрев мою работу, осталась довольна.
     - Знаешь, что, приведи её следующий раз, я попробую поговорить с директором, чтоб её приняли в нашу школу. Пусть продолжает учиться. Ей надо учиться дальше.
     - Хорошо, приведу.

     Надо сказать, что в женскую школу трудно было попасть, в неё не каждую девочку принимали.

     Дома мама рассказала бабушке о разговоре с бухгалтером школы.
     - Нинку учиться дальше? Да, она безрассудная девчонка, к тому же большая лентяйка. Куда ей в школу? Вот вырастет и будет коровам хвосты крутить.

     - Я не обиделась на бабушку. Она хоть и грубо говорила обо мне, но меня любила и всегда старалась обучить домашней работе, всегда подчёркивая, что каждая женщина, должна уметь делать по дому всё. Иначе никто замуж не возьмёт. А если и возьмёт, то вскоре выгонит, если она ничего не будет уметь делать.

Вот так я и попала в женскую школу за десять километров от моей деревни. Приходилось каждый день топать такое большое расстояние туда и обратно. А уж если непогода, то приходилось сидеть дома. Однажды брат, водивший меня и мою подругу в школу, как-то попросил уборщиц школы, чтоб нам с подружкой разрешали ночевать в школе во время непогоды. В спортивном зале была каморка, где хранились спортивные маты и разный спортивный инвентарь, он сказал, что привезёт мешок картошки и печку, чтоб эту картошку варить и чтоб нам разрешали ночевать в этой каморке во время непогоды. Вот так я и училась в школе. Потом закончила её, поступила в техникум и училась дальше.

     Нина Васильевна замолчала, а мы её слушатели переваривали ею сказанное и представляли эту её жизнь и жажду к учёбе, которая вывела её в люди. Потом она рассказала о своём брате.
     - Мой брат старше меня, сейчас ему уже за девяносто лет, но он ещё бодрый и крепкий старик. Он служил в органах КГБ. Он и сейчас почти ничего не говорит о своей бывшей работе. Рассказал только, что когда он работал в кремле, то, когда сам Сталин заходил к ним в комнату, где они работали, он всегда отдавал им честь.

     При всей грязи, которую изливали на Сталина, услышать такую его характеристику, говорило о том, что Сталин уважал добросовестных работников. Невольно приходилось уважать его, так как это была не пропаганда, а свидетельство человека, рассказавшего то, что он видел сам.

     Нина Васильевна спела ещё несколько старых почти забытых песен. Пела она неплохо. Она говорила, что в её семье пели все, ну и она не отстала от членов семьи и немножко поёт тоже.

     Нам интересно было окунуться в атмосферу тогдашней жизни, представить, как всё было раньше, сопоставить с сегодняшними реалиями и сделать определённые выводы. Мы поблагодарили Нину Васильевну за рассказ аплодисментами.