Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть X

Людмила Гулькина
                Рождение новой жизни

                Спасибо, Господи, тебе за то, что дал детей!

  Осенью мы ждали первенца. Я накупила пелёнок, ползунков и всё необходимое. Мама научила меня шить подгузники - раньше памперсов не было. Мы набрали в аптеке марлю, сложили её в несколько слоёв и прошили. Потом я всё постирала и прогладила горячим утюгом. Утром – на шестой день октября, у меня начались схватки.  Когда привезли в больницу, обработали ногти на ногах и на руках йодом, потом завели в палату, которую  между роженицами  называли «кричалкой», это я уже потом поняла - почему. После того, когда мне стало невмоготу, меня положили на  кресло. Водрузившись на него, я легла. А санитарка говорит: «Гляньте на неё,  лежит.  Ты на пляж пришла что ли?! Расставляем ноги, держимся за ручки и начинаем тужиться. Ребёнку надо помочь родиться». Я вспомнила, как подруга  рассказывала, что тужиться  надо в попу, а не в глаза. Её тогда не предупредили, поэтому после родов она ещё долго ходила с красными от кровоизлияния глазами. Я старалась выполнять всё, что от меня требовали,  и, наконец, после режущей боли сначала из меня что-то вытекло, а потом  послышался детский  плач.
 У меня  родилась дочь!
 Когда мне её показали, я забыла про боль, про недавние схватки - меня переполняли чувства, которых я никогда ещё не испытывала. Весь мир будто преобразился: и врач, и даже та самая ворчливая медсестра  почему-то показались самыми родными и близкими мне людьми.
Пока малышку обтирали и взвешивали, она начала чихать. Я подумала вслух: «Наверное, она уже простыла». Надо мной долго ещё смеялись. Мне положили лёд на низ живота, сделали внутривенно укол и, так как были разрывы,  начали зашивать. Но я в эти минуты уже думала только о моей крошке - доченьке. Какое это счастье -  я стала мамой! Благодарю Тебя, Господи, за это Счастье!
В палате нас было четверо. Сидеть не разрешали, чтобы не разошлись швы. Но через некоторое время  вдруг у меня, как мне показалось, начались вторые роды. Потом врач объяснила, что начала сокращаться матка, только надо потерпеть. Я опять начала, как и перед родами, ходить по коридору, надеясь, что так боль быстрее утихнет. Со мной рядом так же ходила роженица. Мы с ней перекинулись несколькими словами. Она думала, что у меня тоже предродовые схватки. Потом мне сделали укол с анальгином, и боль утихла. Свекровь мне рассказывала, чтобы не остался большой живот, надо после родов утянуть его. Для этого она передала мне половину старой простыни, с помощью которой я позже  туго  обмоталась.
 
Мне хотелось  поскорее увидеть свою малышку.   На первое кормление  её не принесли, потому что у дочки  была небольшая  температура. Я начала переживать, но через три часа её принесли. Перед кормлением нас учили немного сцеживать молоко и обрабатывать сосок, чтобы не занести инфекцию. За ночь грудь налилась, надо было срочно массажировать и цедить молоко. Но как? До груди больно было дотронуться. А за дверьми палаты уже слышны детские голоса - малышей везут мамочкам на кормление. Надо набраться мужества, и я  начала разминать каждую грудь.  Вошла  медсестра из детского отделения  и сказала: «Если будете жалеть себя, заработаете мастит». Она показала, как правильно, круговыми движениями массажировать, подгоняя молоко к соску. Потом аккуратно взять пальцами за круг  у соска и сцеживать. Теперь уже было легче.
Первое кормление для меня тоже было открытием. Маленький ротик дочки никак не мог поймать и обхватить сосок, я помогла ей,  и вот она уже начала работать, сопя носиком и чмокая. Когда она захватывала больше молока,  кашляла, я  боялась, чтобы ребёнок не захлебнулся. А бывалые мамы всё посмеивались надо мной: «Не волнуйся, у тебя же не ручьём бежит молоко». Они подсказывали нам, молодым мамам, что после кормления желательно ребёнка взять в вертикальном положении, чтобы вышла  отрыжка. Трясти нельзя. А потом положить на бочок, пока усвоится пища. Перед вторым кормлением мы с моей крошечкой познакомились поближе. Я распеленала дочку, посмотрела ручки, ножки, сухая ли. Через семь дней мы теперь уже втроём возвращались  домой: муж, я и наша новорождённая дочь. Поверьте, быть матерью – это такое счастье! Каждая женщина должна обязательно это испытать.
После роддома первый месяц мы жили у сестры мужа, так как там были хорошие условия: горячая вода, ванна, туалет. Но месяц пролетел быстро, и мы опять переехали к свекрови. Полоскать пелёнки пришлось во дворе под струёй холодной воды из водопровода, предварительно надев на ноги галоши. Все остальные удобства тоже были во дворе.
Через 70 рабочих дней  отпуск по уходу за ребёнком закончился, и нужно было выходить на работу. Мне дали ставку – 18 часов русского языка.
Теперь  по приказу меня оформили учителем, а на должность старшей вожатой была уже принята другая девушка.
 Начались сложные дни. С дочкой сидела свекровь, а когда дежурила, брала внучку с собой в коляске. В Красной комнате общежития укладывала спасть, пока я была в школе. Между уроками мне приходилось бегать домой, чтобы покормить дочку грудью. Когда молоко прибывало, приходилось подкладывать в бюстгальтер марлевые салфетки в несколько слоёв. От школы до дома было далеко, но об этом я уже не думала...
Дочке грудного вскармливания стало не хватать, и мы начали подкармливать её смесью сначала из молочной кухни, а потом  «Малюткой». Так и пришлось перевести на искусственное питание.
Вставать приходилось рано, надо было подготовить  детское питание. Сейчас смесь достаточно развести водичкой, а в те времена её надо было варить и в простерилизованных бутылочках ставить в холодильник. Срок хранения был небольшой.
После работы меня ждала гора пелёнок и детских вещей, которые надо успеть постирать и погладить.
С готовкой обеда мама помогала, если чувствовала себя хорошо. Она была гипертоником, поэтому  взваливать на неё наши проблемы не хотелось.
Осень уже вступила в свои права, начались дожди. Из-за того, что мои сапоги стали протекать, бегала с мокрыми ногами. Без последствий не обошлось – недосып и простуда дали о себе знать…
Время не стояло на месте. Дочка росла, комнатка становилась для нас всё меньше и меньше.
Я, как сирота, стояла на очереди в Месткоме  на получение квартиры четыре года. Но почему-то квартиры получали все, кто пришёл в школу работать позже. Меня гоняли по разным инстанциям сначала беременной, и после родов. Я понимала, что в первую очередь выдают квартиры специалистам  местной  национальности. Но жить в маленькой комнатушке без условий уже было невозможно.
Как я уже писала раньше, моя свекровь работала в заводском общежитии вахтёром. Однажды у них остановился командировочный специалист из Москвы. Мама поделилась с ним наболевшим, и он настоял на том, чтобы мы написали письмо в «Комсомольскую Правду» и в  ЦККПСС и передали ему. Он, по прибытии в Москву, переслал их по почте. Если бы мы  отправили их из Курган-Тюбе, они не дошли бы до места назначения, так как их перехватили бы в республиканской почте.
С тех пор прошло около месяца. Как-то возвращаюсь со школы домой. Свекровь с порога мне рассказывает, что приходила Жилищная комиссия,  во главе которой была представитель из горкома Партии. Из их разговора мама поняла, что наше письмо дошло до места назначения. Потом меня вызвали в Горком партии, где уже сидели председатель профсоюза учителей, директор и ещё кто-то. Было составлено ответное письмо в высшие инстанции и озвучено. По закону, в первую очередь должны были обеспечить жильём сирот, а за нарушение должностные лица получили взыскание. Нам дали угловую квартиру в новом доме на последнем этаже. В Таджикистане летом, в сорокаградусную жару, крыша так раскалялась, что в комнатах было как в бане. Но я и этому была рада - у меня теперь был свой дом. Когда дочке исполнилось два года,  мы ожидали второго ребёнка. Я, как бюджетный работник, получила место в садике для своей дочки.
 Зимой того же года защитила диплом, а  9 января родила вторую дочь. Врачи предупреждали, что у меня крупный плод.  И подруга говорила: «Не переедай, раскормишь ребёнка, трудно будет рожать». Не послушалась, но, как ни странно, я родила её быстро и легко. Акушерка  показала мне мою малышку и сказала: «Она у тебя, как богатырь,  весом в четыре килограмма семьсот пятьдесят граммов». Правда,  в первый же месяц  дочка потеряла в весе. Теперь я стала тоже бывалой мамой и давала советы молодым. Наша семья пополнилась - теперь нас стало четверо.
 
Свекровь иногда приезжала к нам - так, навестить… Мне казалось, что она скучала по своему сыну и даже в какой-то степени стала ревновать меня к нему.
 Зима была холодная.  ТЭЦ ещё  не построили, поэтому воду приходилось греть. Муж соорудил с помощью радиатора  от холодильника нагревающее устройство, которое ставилось на газовую плиту. По тоненьким шлангам циркулировала вода, нагревалась и, благодаря этому, мы стирали и купались. Правда, от этого радиатора комнаты наполнялись едким запахом.
Вот и в этот раз  я настирала бельё, сложила в большой таз, отнесла вниз, и развесила его на улице.  Мы жили на четвёртом этаже. Я надеялась, что муж после работы соберёт бельё.
 Но свекровь попросила его зайти к ней после работы, чтобы пойти и купить ему ботинки.  Зарплаты токаря нам уже не хватало, приходилось на всём экономить. Отношение свекрови ко мне заметно изменилось. Видимо, она винила в нестабильности меня, как плохую хозяйку.
Я, не дождавшись мужа, взяла таз и отправилась собирать бельё. Было уже темно, бельё замёрзло. Мне пришлось буквально сдирать его с проволоки. Руки сильно ломило от холода. Ночью у меня поднялась высокая температура, левая грудь покраснела. На моё счастье, у соседки гостила мама из Самарканда. Поскольку у неё был большой жизненный опыт, она знала, что в таких случаях предпринять. Согрев руки, начала массировать мне грудь камфорным маслом. К сожалению, это результатов не дало.  Утром  мне пришлось пойти к хирургу, который сказал, что это мастит и нужно оперировать. Я со слезами вышла из кабинета, но тут  вспомнила бабу Таню, которая  когда-то вылечила мне первую малышку Женечку. Я помчалась к своей спасительнице. Она сделала мне мазь, почитала молитву и сказала: «Как прорвётся, можешь пойти к врачу». И, действительно, в  скором времени на воспалённом месте появилась дырочка, из которой начала сочиться жидкость. Когда я пришла к врачу, он очень удивился и назначил мне физиотерапию.
 Я ещё  раз убедилась в том, что мир не без добрых людей.

 После декрета меня перевели в новую школу учителем. Но  опыт работы старшей вожатой мне помогал на всём пути моей педагогической деятельности.
Совмещать работу теперь уже с двоими малышами было сложнее, особенно, если учесть, что школа находилась далеко. Эта зима оказалась особенно снежной. Утром, как обычно, я собралась на работу.  Детей по пути надо было завести в садик.  Маленькую дочь посадила  в  коляску, а колёса не крутятся, забились снегом. Хоть бери ребёнка в руки, бросай коляску и беги. Хорошо, что помогли парни, которые буквально донесли ребёнка с коляской на руках до самого Детского садика.
 Были и смешные эпизоды. Время поджимало! - Быстро накормила семейство, растащила всех по местам, и - в школу.  Залетаю в учительскую, подаю на подпись конспект завучу на стол, снимаю пальто -  и тут  раздаётся дружный хохот.  Я с ужасом  подумала, что коллеги смеются надо мной.   «Неужели не успела натянуть  юбку?» - промелькнуло у меня в голове. Когда посмотрела вниз, то увидела на себе домашний фартук, который второпях забыла скинуть.
 Много было ещё смешных ситуаций, не говоря о разрисованных цветами конспектах -  творческих работах моих дочерей -  юных художниц...

(Продолжение следует)Перейти на http://www.proza.ru/2016/04/25/1082