Отзывы на творения Олеси Николаевой lll

Федоров Мистик
 «ТЕАТР»

День проводили честь честью и встретили
ночь, и вступили в шеол…
Только актеры пока не заметили:
зритель последний ушёл.

Тщатся, стараются – жестами, мимикой
обворожить, обаять…
Пафосом, эпосом, икосом, лирикой
сердце могли б надорвать.

Только ответом им злая, гремучая
в зале пустом – тишина.
Речка подземная, струйка горючая
да перетянутая струна.

Выйдешь на воздух – сплошная обочина,
глушь, да задворки, да тьма.
Ветер свистит:
– Ваша пьеса окончена,
так не сходите с ума!

Ваша Гертруда, как девка, торгуется…
В Гамлеты метит крепыш,
да под Офелию всё гримируется
сорокалетняя мышь.

Кончен спектакль и иссякли желания:
зрители спят до трубы.
Что ж не уймется вся ваша компания,
всё – «бу-бу-бу», «бы-бы-бы»?

Тут монолог вековечный заученный
все начинают твердить:
– С этой вот сцены бесценной, замученной
некуда нам уходить! 

Будем до смерти играть – то раскручивать
жизни пружину, то рвать:
правых оспаривать, мёртвых озвучивать,
вместо упавших – вставать.
                ***


А не о писательской ли братии Переделкино и всея Руси сии  стихи?
''Перетянутая струна''  -  очень звучит. Как звучат штрихи, емко пронзительно в пьесах Чехова. ( Хотя это сравнение совсем не обрадует поэтессу, как не обрадовало бы и Анну Ахматову)

 ''Ваша Гертруда, как девка, торгуется…
В Гамлеты метит крепыш,
да под Офелию всё гримируется
сорокалетняя мышь. ,,

Ощущение, что это аллегория процессов происходящих в Союзе писателей РФ. И некуда писателям деться из Союза. Опять Чеховский мотив безысходности. Непривычные ноты у Олеси.
Анна Ахматова и Олеся начинают сближаться?


                ***

Ничего от Вас, Сергей, не утаишь! Все Вы расшифруете, все разложите по полочкам. Я давно догадывалась, что Вы - прозорливец.


Я просто очень люблю Ваши стихи, и немножко знаю Ваши интонации.


 Сергей Федоров-Мистик И строфу самую крутую вытащили. Мне эта "сорокалетняя мышь", которая "под Офелию гримируется" и самой нравится.


Ваши поклонники, а их множество, с Вами войдут в Историю, как свита Королевы.


Сергей Федоров-Мистик Сергей, это чересчур, это Вы меня так курам на смех поднимете.


 А Вы меня в прозорливцы записали. Батюшкам на смех.
                ***

БЕРЁЗЫ И СОСНЫ

Сосны шумят торжественно, витийствуют,
пророчествуют, обличают,
а берёзы шепчутся всё о мелком, что да как, то да сё,
судачат, скучают.
Сосны их называют сорняком залётным с чуждого брега...
Каждая сосна чувствует себя Божьим твореньем,
ловя небесные взоры,
а берёза – частью здешней бесхозной Флоры,
заявляя: я – национальный символ, альфа, омега!

Сосны готовят мир к жертвам и воскрешенью –
блистают кроной зеленой.
А берёзы – провожают на ярмарку,
торопят в баньку с веничком распаленным:
просто и не накладно.
Сосны горят на солнце, под луной светятся охрой,
на заре вытягиваются багрово.
А берёзы бледнеют днем, сереют в ночи и на каждое слово
говорят: “День прошел – и ладно”.

Сосны благословляют на подвиги, на любовь – до гроба!
А берёзы твердят о том, что нужно мужество, чтобы
жить обычно, быть такой вот – обыкновенной...
Сосны перечат им: “Разве это – заслуга?”
А берёзы: “Надо, как все, как все”...
Они не любят друг друга.
...Потому тревожно у нас даже июньской ночью благословенной!


                ***

 О волах ли печется Бог? 1 Кор. 9:8
О соснах ли печется Олеся?

''Сосны готовят мир к жертвам и воскрешенью ''
''Сосны благословляют на подвиги, на любовь – до гроба!''

В наше время почти всегда похороны сопровождает запах соснового гроба.
Индивидуализм аристократов -'' индивидуализм '' сосен.  Береза в роще, как капля в море, как человек слившийся с толпой, часть этой толпы. В сосновом лесу каждое дерево само по себе, индивидуальность.


''Сосны шумят торжественно, витийствуют,
пророчествуют, обличают,
а берёзы шепчутся всё о мелком, что да как, то да сё,
судачат, скучают. ''

Литературные салоны и стадионы. Театры и рынки.

''А берёзы бледнеют днем, сереют в ночи и на каждое слово говорят: “День прошел – и ладно''

''Каждая сосна чувствует себя Божьим твореньем,
ловя небесные взоры,
а берёза – частью здешней бесхозной Флоры,
заявляя: я – национальный символ, альфа, омега!,,

Этак Олесю Александровну могут обвинить в не любви к простому народу, к ''гаечкам'' и ''винтикам'' по Сталину.
Сосна ,конечно, какое-то удивительно торжественно духовное дерево. Его очень любил Андрей Тарковский постоянно помещая сосны в своих фильмах. Олеся - ''сестра'' Тарковского, занимая в литературе такое же положение, как он в кино. Но только у Андрея Тарковского догадки и философские предположения, а Олеси Николаевой знание истины.
Кстати Андрей Тарковский артистов за людей не считал. А '' простой народ'' отвечал ему лютым не пониманием.
''А берёзы – провожают на ярмарку,
торопят в баньку с веничком распаленным:
просто и не накладно.''

''А берёзы твердят о том, что нужно мужество, чтобы
жить обычно, быть такой вот – обыкновенной...
Сосны перечат им: “Разве это – заслуга?”
А берёзы: “Надо, как все, как все”...
Они не любят друг друга.
...Потому тревожно у нас даже июньской ночью благословенной!''

Стихи-то тревожные, напряженные! Не кончится ли это очередной смутой.

И опять Пушкин ( как дщерь Пушкина может обойтись без него?) Он видит поросль молодых сосенок, и ему это неприятно, так он пишет в письме, и создаёт стихи ''Здравствуй племя незнакомое,, Так и Олеся видит в соснах людей.
'' О волах ли печется Бог?'' Так и хочется добавить - ''бог поэзии Олеся Николаева''



                ***
ПОХВАЛА ОЛЬГЕ

Из глубины души воззову, возжалуюсь, возрыдаю,
ибо душа моя содрогается: вон и прядь у меня седая!
Взбунтовались чувства мои, данью обложенные,
выполнять повинности перестали,
как древляне, подвластные граду Киеву,
против князя его восстали.

Плачь, богомудрая Ольга, по убиенном муже –
Игоре вселюбимом!
Трепещите, денницей наученные,
древляне моего сердца, – огнем и дымом
будете истреблены за пагубу, за служение супостату,
за погубление своего высокого повелителя понесете расплату!

Ты, горделивое мое око,
любящее себя во всех отраженьях, во всех одеяньях,
ты, тщеславное мое дыханье,
кричащее о добрых своих помышленьях, благородных деяньях,
ты, немилосердное мое сердце,
не прощающее обиды, не спешащее на подмогу,
ты, походка моя неверная,
сворачивающая на унылую, толпящуюся дорогу,

ты, существо мое суеверное,
от ближних шарахающееся, как от порчи и сглаза,
ты, сладострастное мое мечтание,
любящее убранство, любовную подоплеку рассказа,
ты, разуменье мое житейское,
разменивающее все, что не влезает в твои карманы,
ты, сознанье мое помраченное,
вместо истины светлой избравшее свои личные схемы и планы,

вы, лукавые мои губы, обличающие земную несправедливость,
вы, властолюбивые мои помыслы,
присваивающие чужие владения, забывающие про стыдливость,
вы, ревнивые мои побуждения,
требующие себе первенства, любви, признанья,
вы, стяжательные мои руки,
чужое с трудом выпускающие, не знающие подаянья,

вы, лживые мои речи,
кичащиеся высотою смысла, любящие суетные разговоры,
вы, чувства мои испорченные,
любви убоявшиеся, душегубы, воры!..
Вы, древляне, будете перебиты,
похоронены заживо, выжжены, подобно заразе.
Богомудрая Ольга берется за дело, хороня любимого князя.
Но уже не вернуть ей живого тепла
и таинственной речи с любовью:
будет Ольга до смерти расхлебывать
со слезами судьбину вдовью.
Но – Бог в помощь на поприще том, а на поле сражения старом
богомудрая Ольга на бунт окаянных древлян
отвечает мечом и пожаром!

Так и я – в развращенное сердце свое,
в город чувств обезумевших, в крепость греха и соблазна
чистых жертвенных птиц выпускаю
в огне моего покаянья, – светло и ужасно
полыхают посады, и гибнут древляне,
и солнце восходит с востока...
Богомудрая Ольга в Царьград собирается,
но – до Царьграда далёко!

                ***

 Гомер и автор ''Слова о полку Игореве'' об'единились в сем стихотворении. Плач Ярославны изучали в школе, теперь к нему добавилась ''Похвала Ольге'' И , конечно, Гомеру и автору ''Слова'' составляет компанию третий величайший поэт - Царь Давид псалмопевец. Собственно все стихотворение это псалом ''царицы'' Олеси, царицы поэтов.
Поздравления Олесе Александровне с днём Ангела! И нам, что мы живём в эпоху такого поэта.





АСКЕТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Не хочу играть в ваши игры, угадывать ваши буквы.
Лишь свои со своими могут соперничать так, стараться...
Лучше буду сажать на полях монастырских брюкву –
исключительно корнем кверху, по слову старца.

И за то, что бьёт меня оторопь, оробь,
и за сердце ленивое, спрятанное в чулане,
я себя достану, столкну в крещенскую прорубь,
вынырну в самом Иордане!

Я себя поведу, как коня под уздцы, вола – на аркане,
иль как водит цыган косолапого за ошейник,
иль как водит слова язык на уздечке, а не
пустомелет, словно дремучий лес, полевой репейник.

...Никогда душа не отыщет родины краше
языка родного, где столько вещиц священных
и корней, уводящих в небо, и мёда в чаше
для его херувимов пленных!



                ***

 Высоко, духовно, но трудно для понимания как псалмы Давида. Слова понятны, а смысл до конца не постигаем без растолкователя. ( Опять Андрей Тарковский) Но чувство благоговения остаётся, что прикоснулся к чему-то великому. Речь по видимому идёт о подвиге ''иррационального'', о брюкве, сажаемой корнем вверх по слову старца. О решимости, и подвиге самоотречения - ''я себя достану, столкну в крещенскую прорубь'' (действительно оторопь берет).
О дисциплине, самоограничении и постоянстве усилий.
''Я себя поведу, как коня род уздцы, вола - на аркане''
Вся эта аскетика для достижения Царства Небесного, которое внутри нас. А у Олеси Александровны еще и для достижения совершенства владения языком. Чего она и достигла. Уподобилась еси Марие  Египетской через аскетику достигшей совершества, и парящей над землёй в молитве. Матушка Олеся, после трудов и подвигов, парит над ''землёй'', над косностью слова земного, в слове преображенном, в слове и славе Божией. Аминь.




Х     Х     Х

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Я была в Греции, когда пришло сообщение об убийстве наместника Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переяславля игумена Даниила. Убийца еще ночью проник в его келью и нанес священномонаху несколько ножевых ударов, после чего скрылся оттуда, заперев при этом за собой дверь. Утром братия, обеспокоенная отсутствием игумена на Божественной литургии, нашла его келью запертой и взломала, лишь получив благословение архиерея. Войдя, монахи обнаружили тело игумена на полу в луже крови… Предполагаемый убийца был послушником обители и, по всей видимости, мотивом преступления послужил конфликт, произошедший между ним и наместником накануне убийства. Корыстный умысел исключен: обитель была очень бедной, практически нищей, красть здесь было нечего… Орудие преступления не найдено.
Известие меня ужасно встревожило и не только потому, что все чаще стали убивать священнослужителей, притом те, кого они считали «своими», но еще и потому, что это показалось имеющим непосредственное отношение ко мне же самой: до странности напоминало начало моего романа «Меценат», опубликованного более двух лет назад. Там тоже ночью в собственной келье несколькими ударами кинжала был убит молодой архимандрит Авель, наместник монастыря (очень похожий лицом на новопреставленного игумена Даниила и тоже «Во плоти ангел, небесный человек), и убийцей оказался один из братии, скрывшийся с места преступления и хорошо спрятавший орудие убийства. Дверь кельи при этом была заперта изнутри, так что монахи, также пришедшие будить наместника на литургию, которую, как они предполагали, он просто проспал, не сразу получили возможность узнать о совершившемся злодействе.
Единственное отличие я увидела здесь в том, что «мой» монастырь был процветающим, и у наместника из сейфа были похищены немалые деньги. Но и это не столь значительно и совсем не принципиально: ведь эти деньги в моем романе, когда преступление оказалось раскрытым, были украдены в большей степени не для «отвода глаз», и вовсе не они послужили подлинным мотивом убийства.
Какие зловещие совпадения! Страшные предупреждения. Опасное визионерство.
Царствие Небесное рабу Божьему невинно убиенному игумену Даниилу!    
На фотографии: игумен Даниил.


 Поэты - пророки. Опасно с ними иметь дело. Пушкин в Евгении  Онегине прообразовал свою смерть на дуэли, убив поэта Ленского. Лермонтов убил Грушницкого, и от выстрела такого же Грушницкого погиб. Олеся Александровна оказалась пророчицей, ведая или не ведая  о том, что ее слово может воплотиться. ( Что-то и поэт Гофман вспомнился. Серов написал ''живой'' портрет Верочки Мамонтовой и она померла.) Может быть Олеся Александровна как пророчица поэт может раскрыть нам тайный смысл Откровения Иоанна Богослова, как пророк слышит пророка.
Дать бы почитать ''Мецената'' убийце в камере. ( Может быть для него это было бы смягчающим обстоятельством, он не убивал, а слышал женский голос свыше, и подчинялся сюжету) Уж братии точно надо почитать этот роман.
Я специально брал роман на дачу, чтобы в одиночестве дочитать его, и не дочитал - смерть дядюшки прервала чтение. Роман так и остался на даче. С трепетом теперь буду дочитывать.
Смотрите, его ещё могут начать сжигать верующие, как приносящий смерть батюшкам.
Олеся, а ведь я в мае писал относительно Вас, что произойдёт в 2076 году.
В трепете склоняюсь перед пророком, псалмопевицей, и поэтом!


 Сергий, ну Вы уже это совсем меня засмеяли!


 Не до смеха. Действие Вашего слова производит сильное впечатление.
Я как-то в запальчивости, в сильной ссоре воскликнул - Ноги моей не будет на этой даче!!!  - и слово прозвучало в вечности, я сам испугался. Время на какое-то мгновение остановилось. Через два месяца дача сгорела до тла.


Хорошо еще, что там не оказалось Вашей ноги!


 Ссора происходила именно на даче. Действительно, хорошо, что меня там  не было.


 Отношение к Вам трепетное и благоговейное. Я молюсь о всем Вашем семействе.










Что-то мертвые стали ко мне захаживать…
Придут – и сон рвется.
Только монах Михаил нальет вино,
посмотрит его на свет,
Только папа сядет в углу, закурит и улыбнется,
Только Галька произнесет:
«Поначалу так страшно было, а сейчас – нет»,
Как все исчезнет. Пепел погаснет. Вино прольется.

Ни о чем их не успеваю спросить:
где они – на небесной тверди
Или же в бездне? Как их искать, если что?
Ждать у какого моста?
Знают ли они о судьбе живых,
особенно о часе их смерти?
А главное – видели они или еще нет – Христа?
И – ничего! Лишь душное одеяло в конверте.

День говорит – «во-первых» и «во-вторых»,
а также «в-третьих», «в-четвертых»:
Мертвые никогда не приходят к своим живым,
Живые вовек при себе не удержат мертвых,
Сновидение ходит косо, смотрит глазом кривым,
Бездна заплетена в его буквах стертых.

Просто – настала осень, заморозки на почве,
сутулятся сами плечи,
Бродят Забвенье и Страх меж цветов полевых,
И посылается дар слез вместо дара речи.
Просто мертвые продолжают любить живых,
А те сгорают, как восковые свечи.
                ***




Есть удивительная достоверность явления умерших автору стихов Олесе. Нет грома и молний при их появлении, у автора не замирает сердце . Зайдут, выпьют вина, покурят, посудачат и эта ''обыденность'' более всего убедительна в повествовании. ( Почти закономерность - стихи Олеси перекликаются с фильмами Тарковского. В его фильмах тоже нет грома и молний при появлении умерших, пьют кофе - а убедительно!)

Ни о чем их не успеваю спросить:
где они – на небесной тверди
Или же в бездне? Как их искать, если что?
Ждать у какого моста?
Знают ли они о судьбе живых,
особенно о часе их смерти?
А главное – видели они или еще нет – Христа?
И – ничего! Лишь душное одеяло в конверте.
                ***
Это ''душное одеяло в конверте'' почему-то звучит сильнее потусторонних  проблем. Киношный приём. Оно превратилось в занавес, покрывало сознания в сонном состоянии проникающем в мир ушедших. Голоса прозвучали и ушли, осталось ''одеяло в конверте'', - ''А были ли голоса?!" А оно свидельствует, что были, само присутствовало при этом.

''Мертвые никогда не приходят к своим живым,
Живые вовек при себе не удержат мертвых,
Сновидение ходит косо, смотрит глазом кривым,
Бездна заплетена в его буквах стертых.''

Все же нельзя все сновидения обижать как косо ходящих, и криво смотрящих. Иногда являются и Ангелы, Иосифу Обручнику например.

''Просто – настала осень, заморозки на почве,
сутулятся сами плечи,
Бродят Забвенье и Страх меж цветов полевых,
И посылается дар слез вместо дара речи.
Просто мертвые продолжают любить живых,
А те сгорают, как восковые свечи.'' -

Шедевр, строчки, здесь и говорить нечего. Что-то от тени Шекспира, даже не Пушкина. Впечатление, что Шекспир был более верующим , более ''знающим'' человеком, чем Пушкин. Это их об'единяет с Олесей, знающей о духовном мире.
Это могло быть темой беседы, кто более верующий человек Шекспир или Пушкин?  Данте был не ''верующим'', а ''знающим'' , и Олеся могла бы составить им компанию, как ''знающая'' У Ахматовой поэтически интуитивная вера, но ''знания'' духовного мира нет, как у Олеси.
Хорошие стихи, спокойно реально ''обыденные''. Зашли умершие попили чаю, пошли по своим делам, а автор забыла спросить их о проживании. В этом их позитив.

                ***


Стихотворение из последней подборки журнала Арион

ОСЕННИЙ ПСАЛОМ

Осенью говорят деревья, от куста передают кусту:
Оставь себе лишь себя, оставь себе простоту,
Готовься к бедности, к сирости, к холодам,
к Рождественскому посту.
Осыпаются листья, отрываются пуговицы,
ветер к ночи все злее.
Все у тебя отберут – роскошь, молодость, красоту,
А кураж и сама отдай, не жалея.
 
Нитки висят, лохмотья, прорехи в кроне, дыра
Прохудилась в роще, густоволосой еще вчера,
И не надейся: готовься, уже пора –
К скудости, к безголосым птицам, на руках цыпки.
Только б концы с концами свести! Иней уже с утра.
Да, но и бедность тоже умеет играть на скрипке!

Так говорят деревья, так говорят кусты:
Есть и у нас псалмы, есть и у нас персты.
И стоят посреди зимы, как в пустынном зале.
Музыка чуть слышна, и рифмы совсем просты:
Вот, мы протягиваем вам руки – смотрите, они пусты, 
Всё мы отдали вам и ничего не взяли!



                ***

''Оставь себе лишь себя, оставь себе простоту,''

''Наг я исшел из чрева матери, наг и уйду'' ( неточная цитата)
''Осыпаются листья, отрываются пуговицы,
ветер к ночи все злее. ''

 - '' теряются бантики'' хочется добавить  к листопаду.

''Все у тебя отберут – роскошь, молодость, красоту,''
Иов ! - Иов!!

''Нитки висят, лохмотья, прорехи в кроне, дыра
Прохудилась в роще, густоволосой еще вчера,''

- Какая безнадежность старости, клоки волос на голове, как ''роще, густоволосой ещё вчера''
Не хватает описания беззубого рта, но автор очевидно не захотела впадать в натурализм, что делает честь ее деликатности.

''И не надейся: готовься, уже пора –
К скудости, к безголосым птицам, на руках цыпки.
Только б концы с концами свести! Иней уже с утра.''

- Хороши ''ципки'', сразу есть образ, старческие руки, холодная вода - а как просто, до гениальности!!

''Иней уже с утра.''  Через год прожитой жизни понимаешь, что это не только описание природы, такое же емкое, как Пушкинское '' Мороз и солнце!", а это  еще и - начинает проступать седина.

''Да, но и бедность тоже умеет играть на скрипке!

Так говорят деревья, так говорят кусты:
Есть и у нас псалмы, есть и у нас персты.''

- ''Пою Богу моему дондеже есмь'' - единственная надежда и упование, иначе можно повеситься на одном из деревьев в стихах.


''Музыка чуть слышна, и рифмы совсем просты:
Вот, мы протягиваем вам руки – смотрите, они пусты, 
Всё мы отдали вам и ничего не взяли!''

"Ничего не имущие, мы всем обладаем''
и ''ничто не должно обладать мною''
Душа становится свободной для Царства Божия''

Автор, Олеся, действительно псалмопевец! Но псалмопевец своего времени, не использующая славянизмы, церковнославянский язык как старые костюмы ХVl века.
Ее поэзия это псалмы, поэзия ХХl века и она поэзия живая, как были ''живыми'' и остались таковыми навсегда псалмы Давида. Не случайно Пушкин восхищался ими, как убеждён, восхищался бы и ''псалмами'' Олеси.

(Я не Пушкин, но я восхищаюсь!)


25/6 -2016.


                ***

МАЛЬЧИК ПЕТЯ

Вот и август кончается, дождик затягивается.
В двери стучится, из ладоней выливая воду,
Петя болящий. Ему одиннадцать лет. Он взрослый уже человек:
– Мама, как я устал! Я хочу превратиться в природу:
в облако, в дерево, в снег!

Петина мама – совсем седая, отхлебнув торопливо кофе,
со словами “Петя, еще не пора” продолжает рассказ:
– Конечно, если глянуть вот так, то жизнь равна катастрофе,
но она целомудренней наших взоров и милосерднее нас!

Петя выходит в сад. Прислоняясь к оконной раме,
Петина мама невидящим взором смотрит ему вослед.
И такая горючая нежность к Пете и его маме
заливает небо и землю, и меня вместе с ними,
и мне уже тридцать лет!

О, не подсказывай мне развязку к этой давно затянувшейся драме,
и, покуда время не ткнуло в свои страницы перстом,
зачем ты, возраст-могильщик, размахиваешь пустыми руками,
ветвями осенними жестикулируешь,
витийствуешь смородиновым кустом!

Мы и так мучительнейше живём и околицами пробираемся к свету,
не говори, какие холодные нас ожидают края, только выйдет час,
и какие суровые зимы ещё нас притянут к ответу...
И, быть может, лишь мальчик Петя заступится там за нас!
1985



''Горючая нежность'' (!!!) - Это то, что сейчас испытывают  к Вам люди в связи с Вашей потерей.
А стихотворение - шедевр! Маленький фильм Тарковского!




НОЧНОЙ РАЗГОВОР С ТУШКАНЧИКОМ
Ну все, полный аут! За последний месяц я не только объездила с выступлениями четыре города, три страны, не только написала пятнадцать (15) рецензий на пятнадцать (15) дипломных работ и двадцать пять (25) творческих характеристик на студентов первых, вторых и третьих курсов,  но и прочитала шестьсят пять (65!) романов, отправленных на Русский Букер. Завтра мне привезут последнюю порцию - еще 25! И вот - глубокой ночью я сижу и изучаю жизнь тушканчика, который поселился у меня после отъезда на Родос моей дочери Анастасии. Честно говоря, я за все время его гостевания не обращала на него никакого внимания, ровным счетом: подойду этак равнодушно, подсыплю ему зернышек, наполню поилочку водой и пошла себе восвояси, плотно закрыв за собой дверь, ибо в доме еще и кошка - охотница. Так что сидит он себе в своем безопасном одиночестве, и одно у него развлечение: пожрать да жирок в колесе растрясти. А тут - после чтения последних пяти мертворожденных романов, которые я проглотила за последние дни, среди ночи, под неверной луной, подошла к нему пополнить его кормилочку, и вдруг открылся он мне во всей красе - тварь живая, дрожащая, Божия, глазки смышленые, блестящие... Смотрит на меня так умилительно, с таким пониманием, лапки к груди прижал, словно в мольбе и сочувствии! Мол, что, говорит, печалишься,  не спишь, думу тягучую думаешь? Тщетой, говорит, от тебя пахнет суетной, морокой бескайфовой, утомлением без драйва, июньской ночью беззвездной... Я-то хоть, говорит, в своем колесе кручусь по природному вдохновению, по велению крови, желающей биться в жилах, по томлению мышц, желающих погудеть от радости опьяняющей, по мановению ока, чающего пестроты веселой, мелькания многоцветного! Да, отвечаю ему, тушканчик, хорошо тебе! Сидишь себе в своем домике, прыгаешь по жердочке, в радостном колесике по свободе своей крутишься, поедаешь разноцветные зернышки, заботливою моею рукою тебе насыпанные, пьешь водицу из моей поилочки, ни хлопот не знаешь, ни  заботы, ни времени. Хорошо тебе! А мне - каково? А тушканчик, все это выслушав, так красноречиво носом своим подергивает, ушками подрагивает, глазками подмигивает, попискивает, попрыгивает, словно силится сказать нечто вроде: "Сестра, учти! Даже Фауста - и того ослепила забота..." К чему бы это, а?
               
                ***
Надо ввести премию  '' Хризолитовый тушканчик'' и вручать ее критикам и рецензентам, членам жюри.
Первой в получении этой премии, конечно, должна быть Олеся Александровна.
Но восемьдесят пять 85 романов!!!
Друзья, помолимся чтобы ''Хризолитовый тушканчик'' не стал надгробным памятником Олеси.
Дело серьезное! Как женщина может такое вынести непостижимо!
Это Божие чудо! Но нужна и наша молитва, наше движение сердца!

                ***


Путешественник опять собирается в путь. На этот раз в Саратов.

ПУТЕШЕСТВЕННИК

V.

Путешественник стоит обедни, трапезы Господа Своего.
даже если никто за него не даст ни пфеннига, ни гроша...
И доколе на литургии поминают его,
ликует его душа.

И когда путешественник входит в заколдованный лес,
переплывает озеро, полное чарований, море, где обитает змей,
за него вся Христова Церковь – от земли до небес –
возносит свои молитвы. “Кири, елей-

сон!” – подхватывает скудная земля Севера, велеречивый Юг.
Восток зажигает свечу, золотит свой иконостас.
Запад возносит кадило, а птицы делают крюк,
чтоб василиску, подкравшемуся к нему, выклевать чёрный глаз.
                ***

Вы как Франциск Ассизский, который проповедовал птицам, а по  Вашему слову  '' птицы делают крюк,
чтоб василиску, подкравшемуся к нему, выклевать чёрный глаз.''





ИЗ ЦИКЛА «ПУТЕШЕСТВЕННИК»

VII.

Путешественник чает новой жизни и более ничего!
Нового неба, новой земли, и более ничего.
Вот он вернётся, новый, и полюбят его,
даже тот, кто его не любил, полюбит его.

Скажет ему вот так: “Дорогой,
я тебя полюбил!” и более ничего.
И дотронется до руки, как никто другой.
И более ничего.

И путешественник в тонком сне, рискуя его спугнуть,
улыбается так блаженно, словно ради сего-
то лёгкого сновиденья он и пускался в путь...
И более ничего.
1999





                ***

Путешествуй, не путешествуй - от себя не уйдешь. И в небе на воздушном шаре или на ракете человек не увидит ''Нового неба'' и на вершине ''Пика Коммунизма'' не увидит ''Новой земли''
''Космонавты летали в космос, а не в Царство Божие'' - сказал один священник, отвечая на вопрос о космонавтах и Боге.
Душа помнит ''райские цветы'', человек может не помнить, а душа помнит, потому человек может во сне увидеть Рай и Новое небо, и блаженно улыбаться, желая навсегда остаться в этих сновидениях.
А Христос сказал, что Царствие Божие внутрь нас есть, и Он дверь в это Царство, и за Ним надо идти, ''путешествовать'', только с крестом.
Потом узнаем, что каждая душа дорога Богу.
''Скажет ему вот так: “Дорогой,
я тебя полюбил!” и более ничего.
И дотронется до руки, как никто другой.
И более ничего.''
Автор-то прекрасно это знает, пребывает в любви Божией и любви к человекам. Потому стихи автора и находят отклик в сердце человеческом. Уподобилась Богу, и есть все основания полагать, что лет через семьдесят автор будет причислена к лику святых жена. Аминь




 ПУТЕШЕСТВЕННИК. СТАНСЫ

1
Путешественник ходит всегда вдвоём: он и его кураж
присвоить пространство: “И я здесь был!”, оставить след.
Он помечает дома крестом, подправляет рельеф, именует пейзаж,
швыряет в воду горсти монет.

2
Путешественник всегда немного чернокнижник и оккультист:
он оставляет тень свою, как наместника. Он глядит, как князь,
собирающий дань.
Он увозит ракушку, меню в кафе, где обедал, засохший лист,
со своими владеньями в роковую вступая связь.

3
Путешественник всегда немного астролог и звездочёт.
Голова его запрокинута ввысь, тело его – во мгле.
Это он наблюдает, куда по небесной реке течёт
судьба его, спотыкающаяся на земле.

4
Путешественник всегда немного артист, немного игрок и бард:
он вдруг останавливается – и поёт себе в шарф, в воротник, в мех.
А то вдруг сердце своё раскидывает, как колоду карт.
Здесь – дама. А здесь – валет. И крап – на всех.

5
Путешественник всегда немного зануда. Актёр, позабывший роль.
Пригласи его в дом, напои вином – вот-вот
про себя он такое расскажет – всю жизнь, всю соль
высыплет, перемелет, переберёт.

6
Путешественник всегда немного ряженый: некто, он же никто.
И покуда в зрачках его серебрится быстрая ртуть,
то сомбреро наденет, то майку со сфинксом, а то
башню Эйфеля прикалывает на грудь.

7
Путешественник всегда немного Гамлет. Сомнительный принц. Гость
роковой, находящий, как сон, как тать.
И он порой выбирает “не быть”: свой курящийся лён, трость
надломленную – загасить, сломать…

8
Путешественник всегда немного изгой. За ним
клубятся костры кочевников, пепел несётся – сер.
И как только изнемогает в нём пилигрим,
очухивается Агасфер.

9
Путешественник умирает только в известном смысле. Хмель
возвращая пространству и праху – прах. Прочее же – река
уносит отныне в направленье таких земель,
где уже ничего отчасти, в какой-то мере, чуть-
чуть, слегка...
1999



                ***

''И покуда в зрачках его серебрится быстрая ртуть'' - это из гениального.

Поначалу ''путешественник'' предстоит как важная персона. Он и чернокнижник, и оккультист. Астролог и зведочет. Потом - зануда, ряженный, изгой. В общем свой человек, не Байрон. У автора несколько ироничное отношение к путешественникам. И это на протяжении всего стихотворения. Наверное от того, что у путешественников нет серьёзной цели как таковой. В итоге от него ничего и не остаётся только хмель хмелю, и прах праху. От Марии Египетской тоже остался только прах, но ее подвиг остался на века.
А поскольку путешественники ( и мы, читатели) не Марии Египетские,  иногда и ''сомнительные Гамлеты'', то итношение автора не совсем серьёзное, почти Чеховское, хотя автор совсем не разделяет взгляды Антона Павловича. Но здесь внешне они совпадают. Народ путешествует по реке жизни, и кто во что горазд, занимают себя от скуки."Все равно только прах останется, надо успеть повидать мир, пока и от него прах не остался''

13/5 2016г.



ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Тетя Алла была из деревни родом.
Дядя Саша работал в радиокомитете.
Он водил знакомство
с популярными артистами и певцами.
У тети Аллы и дяди Саши были взрослые дети.
Дядя Саша их звал орлами,
тетя Алла называла птенцами.

Тетя Алла по праву считала,
что в жизни ей повезло: семья, столица,
культурные горизонты, открытые двери,
да и сама тетя Алла –
особенно в этом костюмчике –
ну просто важная птица…
Бедная тетя Алла, где твои пух и перья?

– Где твой муж дядя Саша?
– У него жена молодая.
– Ну а дети?
– Они давно разлетелись, летят высоко.
– А сама-то куда теперь,
ведь и старая, и хмельная?
– А тебе какая печаль? А тебе какая морока?

Ухмыляется, смотрит прочь, вся седая:
“Пошла… устала”.
И уходит, и злая ночь,
точно ворон, черней, черней…
Говорят, на деревне
была первой ласточкой тетя Алла,
да не ведала, как и мы,
что там дальше случится с ней.

…Вот теперь-то припомнишь все
на грошовой Аллиной тризне:
как любила она гостей,
все звала их “наши друзья”,
всем желала цветов, удач
и “попутного ветра в жизни”,
выпивая за звездный час
и эстрадного соловья.

Вот и кончился твой полет,
от которого ты устала,
и готова уже земля успокоить тревожный сон.
Но и мы не выше летим…
“Ты прости, если можешь, Алла!” –
так сказал дядя Саша вдруг,
и заплакал,
и вышел вон.
1987

              ***


''как любила она гостей,
все звала их “наши друзья”,
всем желала цветов, удач
и “попутного ветра в жизни”,
выпивая за звездный час
и эстрадного соловья.''

Сии строки зеркальце автора
Написаны глядя на саму себя.

''Тетя Алла была из деревни родом.
Дядя Саша работал в радиокомитете.''

Удовольствие словесного гурмана читать эти обороты ''родом. .. в радиокомитете''
Устойчивость, музыкальнось, спокойное течение жизни аж семидесятых годов.

'' ...важная птица…
Бедная тетя Алла, где твои пух и перья?''

Замечательно, и никаких слов не надо.
Замечательно само по себе.

''Ухмыляется, смотрит прочь, вся седая:
“Пошла… устала”.

Емко и концентрированно. Одно движение кисти - и образ  ''той самой'' ухмыляющейся, седой женщины.
Гениальная простота и краткость. С Чеховым запросто автор спорит.

''Но и мы не выше летим…
“Ты прости, если можешь, Алла!” –
так сказал дядя Саша вдруг,
и заплакал,
и вышел вон''
Тупость жизни семидесятых годов. Живём, а для чего живём не понятно. Только чтобы выполнять планы партии и правительства.
В сем стихотворении автор ещё не пророк Божий, но подошёл к критической черте, тупого спокойного бытия.
И трагедия тети Аллы тоже какая-то тупая и спокойная. Автор ещё не преодолела Чехова, но уже не приемлет его мазахисткого упоения тупостью и скукой жизни.



МОНСЕРРАТ
(Из новой книги «Средиземноморские песни, среднерусские плачи»)

Герой и аскет, как он борется с телом,
а паче же с плотью и прелью:
семь суток не пил он, семь суток не ел он,
семь лет не выходит из кельи.

Он знает, как страсти на душу войною
идут и горланят стоусто,
и надо платить за победу ценою
и жизни, и крови, и чувства.

А я-то сдаюсь и ни с чем не воюю,
и дело моё легковесно,
и душу подвижную, душу живую
я не ощущаю телесно.

Я с девами девой была чуть жеманной,
я братом был братии в храме,
а зеркальцу – облачком, знаком туманным
на чуткой его амальгаме.

И можно развеяться в шири безмерной,
распасться от этой свободы,
раз нет ни хребта у души легковерной.
Ни гендера нет, ни природы.

                ***

''Душечка'', которая не смогла быть ''душечкой'' только с Героем и аскетом.
А с девами, с братией, с зеркальцем, всем была ''душечкой''
Как красиво, неожиданно, нежно и ''не придуманно'', что зеркальцу ''душечка'' была ''облачком , знаком туманным, на чуткой его амальгаме'' Аристократизм и лёгкость. Это зеркальце противостоит веригам подвижника, и перетягивает читателя на свою сторону. Да ещё такие откровенные признания автора находят отклик у всего народа. ''Истинно так!" - может воскликнуть почти каждый из народа, -'' Обо мне сказано!" И подвижник с веригами, остаётся один в своей келье. Легкими, изящными штрихами обозначены те душевные проблеммы, анализу которых Достоевский посвящал целые книги. Олеся выразитель души народа. Очень тонкое и нежное стихотворение, подкупающее своей искренностью и доверительностью.
Но ''немощный сосуд''  - женщины изрядствует, когда ученики Христа разбежались. Любовь превосходит страх, именно - ''немощные жёны''  ''душечки''снимают тело Христа с креста, и погребают Его.


Отто Новиков

"Немощные жены" - это Никодим, Иосиф Аримафейский и Иоанн Богослов?

Сергей Федоров

Но на иконах Снятие с креста и женщины.









УДИВЛЕНИЕ

Я всё не разберусь, никак не нарисую
жизнь эту – вроде бы она и с облаками,
и с птицами, чтоб петь ей аллилуйю:
с нежнейшим профилем, ан – с грубыми руками...

Она и с соснами, она и с колонкАми,
чтоб петь осанну ей, гулять с её метелью,
следить за белками, судачить с рыбаками:
дыханьем свежая, ан голова – с похмелья.

И гость таинственный поклялся мне, что ночью
в краях диковинных и на путях пустынных
она являлась странникам воочью –
лицом прекрасная да на ногах козлиных.

Высокопарная, ан блудная в ухмылке,
высоколобая она, да с низким задом,
с копной роскошною, но с плешью на затылке,
с засахаренным яблочком и ядом...

Не потому ли посредине пира
вдруг сердце падает, а в нищете суровой
так петь запроситься – из города и мира
задирижировать, как в яме оркестровой?!   

                ***



 ''Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое''
Так пишет апостол Павел о себе и вообще о человеке. Приблизительно то же самое пишет Олеся в своих стихах о жизни.
В этой же компании   с апостолом Павлом и Олесей, и Федор Михайлович Достоевский.
Когда Пушкин описывает нечисть в ''Евгении  Онегине'', сон Татьяны, у него это красиво получается.
У Олеси описание нечисти тоже красиво, высокого класса, эстетически безупречно.
Так же как и в древних иконах фигуры падших ангелов очень красивы.

''она являлась странникам воочью –
лицом прекрасная да на ногах козлиных.

Высокопарная, ан блудная в ухмылке,
высоколобая она, да с низким задом,
с копной роскошною, но с плешью на затылке,
с засахаренным яблочком и ядом...''

И Гете может откликнуться со своим "Фаустом''
Одно слово - Классика!

22/4 -2016г.

Книгу "Слово об Олесе"  можно приобрести в храме Косьмы и Домиана у Долгорукого, в Столешниковом переулке. Объём 400 страниц, с мистическими иллюстрациями собственного опыта автора Федорова Мистика.


Сергей Федоров Мистик  Проза.ру  lll глава Отзывы на творения Олеси Николаевой
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760