Странное совпадение

Красик Эльвира
   Я работала с документами, чертежами, сидела за письменным столом в комнате с такими же сотрудниками.Были выходы в цеха по производственным вопросам.Цеха и люди в них, с течением времени стали знакомы, походы привычны, вопросы решались быстро.Но однажды появилась необходимость идти  в цех, где отгружали продукцию.Территория завода была огромна, а этот цех находился в другом конце, почти у ограждения.
   Раньше я там никогда не была. Шла долго, устала, настроение портилось и нарастала раздражительность. Наконец нашла цех и кабинет начальника цеха. Это была длинная, узкая комната и в её конце, у закрытого окна стол, за которым сидел немолодой человек с папиросой в зубах. От двери силуэт его был не очень чётко различим из-за дыма, который плотным туманом окутал всю комнату. Было удивительно, как один человек мог заполнить дымом такое пространство.
     Сколько же это надо курить, чтобы превратить комнату в подобие парной? Именно такая у меня возникла ассоциация, когда я вошла. Хотя... может быть было совещание и курили все? Но...неужели всем это нравится? Мне было тяжело дышать. Раздражение готово было выплеснуться наружу.Сказывалась усталость от долгой дороги.Когда я теряю уважение к человеку, а именно это я почувствовала к сидящему за столом, появляется желание говорить с ним не в вежливой, официальной манере, а прямо и грубовато, как он, по моему мнению, того заслуживает.В голове вертелись мысли о его неуважении к посетителям, а особенно к женщинам.Это ещё более подогрело мои эмоции.
      Отдав документы или получив необходимую подпись, уже запамятовала, я, глядя ему в глаза, разразилась тирадой. Я не говорила о вреде курения или его неуважении к окружающим.Вспоминая, о том, что я сказала, на обратном пути, сама удивлялась.Было ощущение, что за меня говорил кто-то.Я сказала примерно так.
- Вы уже прокурили свою жизнь.Вы - покойник!Неужели вам не жалко своих близких, что вы так не бережёте свою жизнь и здоровье, не говоря уже о здоровьи людей, которые вынуждены с вами общаться в этом чаду? Смысл был таков.Точных формулировок в памяти не осталось. Я была на взводе. Меня одолевал какой-то нервный злой смех. Помню только, что фразу "Вы уже покойник" повторила не менее двух раз.
    На следующее утро, у проходной, мой взгляд скользнул по доске, где вывешивали некоторые новости, в том числе и некрологи. Я остолбенела. Висел некролог на этого начальника цеха, т.е.он умер, не знаю через сколько часов после нашего разговора, но не прошло и суток, как его после этого не было в живых.Я не смерти ему  желала на самом деле, и не было у меня какого-то предчувствия. Когда я мысленно прокрутила  события, у меня появилось ощущение, что кто-то выплеснул эту фразу, она была непроизвольной. Возвращалась потом мысленно к этому эпизоду ещё и потому,что ещё случалось подсознательное ощущение смерти человека.

   Наш начальник отдела в те времена, был красив, худощав, нервен, напоминал коммуниста послереволюционных времён, безопеляционно уверенных в своей правоте и непогрешимости. За опоздание в две, три минуты, не говоря уже о большем, вызывал к себе в кабинет и ... как говорят "Пропесочивал." Смешно и грустно сейчас вспоминать об этом, но... возможно там и сейчас нечто подобное. Хотя, кажется, на электронной проходной отбивают время и просто высчитывают деньги за эти минуты
опоздания. Секретарша стояла на лестнице с часами на одной руке и с блокнотом в другой. Зло глядя на спешащих, замыленных служащих, ехидно усмехалась и вносила их фамилии в свою записную книжку. Это были незабываемые времена. Трамваи по маршруту дом - завод шли переполненные. Если удавалось влезть на подножку и ухватиться за поручни, считай повезло. Бывали случаи, что зимой падали шапки, ломались каблуки и, естественно, трамваи. Не принималось никаких отговорок.Наши стражи порядков и законов, конечно, ездили на машине и их мало интересовали проблемы остальных. А ведь некоторые люди ездили на работу с пересадками и им приходилось мёрзнуть зимой на остановках.А ведь ещё и детей развести или проводить, это и тем более проблемы тех, у кого они есть. Благо бы зарплата позволяла нанимать нянек или сидеть какой-то матери дома. Но нет!В провинции, в частности в нашем городе, хотя он  совсем не мал, денег платили весьма и весьма мало. Внутри завода потом организовали какие-то фирмочки, через которые что-то отмывали, прокручивали и прочее. Но тогда, не знала об этом ничего.А вот зверствовали власти, причём с наслаждением, это да.

   В один из дней я, естественно, тоже попала на ковёр. Кажется, у меня сломался каблук, а впрочем речь совсем не о причине. Я стояла и смотрела на своего боса. Красивый мужчина, с правильными чертами лица, перекошенными от злобы и крика.О чём кричат в таких случаях? Наверное, как всегда, о чести, совести, долге. Эти слова эксплуатируются повсеместно в самых разных целях.
Не было в душе ни страха, ни волнения... Опять вынырнул изнутри кто-то второй, наверное моё второе я. Я смотрела на него и вспомнила, что у него, говорили, язва желудка, вспомнила его жену, очень милую и спокойную женщину, с которой я соприкасалась на родственном предприятии по работе. Когда он остановился передохнуть, сказала .
  -Сколько людей тут стояло, на каждого вы кричали, какой вы нанесли себе, своему здоровью вред!Каждый нервничал пять минут или больше,а сколько нервных клеток израсходовали за это время вы?! И кому вы сделали хуже? Прежде всего себе! Я всмотрелась в его лицо, от носа к подбородку кожа была серо синеватого цвета.Мелькнула мысль о том, что он скоро умрёт. Ведь в добавок к своей язве, он ещё был заядлым курильщиком. Хорошо, что не сказала в лицо, как тот раз.Через пару дней проходила мимо курильщиков и снова увидев его лицо, подумала, что не жилец.Хотя мысль эта появилась откуда-то извне, а может быть физиогномический признак, но в этом же месяце его не стало.
      Когда донимало начальство, своими глупыми, надуманными, ни на чём не основанными порядками, а их они умели изобретать несчётное количество, особенно когда падала напряжённость в работе, чтобы себя успокоить, думала:"Тот ушёл,тот ушёл... и этот уйдёт, а я останусь.Сами себе укорачивают жизнь своей злобой. " Так и случилось.