Памятник Реке

Виктор Афсари
      
       Память делает человека человеком. А человек издавна стремится создавать памятники по разным поводам. В угоду тщеславию власть имущих или испытывая истинную благодарность к своим выдающимся представителям. Памятники ставили в честь каких-либо общественных событий: победа в войне, создание нового государства, открытие новых земель… Много разных поводов для установки памятников. Памятники делали для себя, делали и в дар. Так статуя «Свободы», подаренная Францией США и покрытая листами уральской меди, стала символом государства. Со временем отношение к памятникам может меняться. Памятники античности и эпохи Возрождения нами оцениваются не в социальном контексте, а исходя из их художественных достоинств.

       В современной Восточной Европе вошло в моду осквернять или разрушать памятники советского периода. Бог им судья. Но «ничто не ново под луной». Так же поступали египетские фараоны, которые вступив на трон, зачастую приказывали разрушать все памятники, славящие предшественника. Был и другой вариант: оторвать голову скульптурному портрету «оппонента» и на её место приладить голову «истинного героя». Просто и дешевле. Всё это было.

       В наше время в городской скульптуре появилось целое направление памятников, посвящённым простым абстрактным людям. Это может быть электрик, водопроводчик, почтальон, извозчик и далее по демократическому списку. Есть памятники Чебурашке, крокодилу Гене, букве «Ё», «чижику-пыжику»… Многие из них действительно хорошо выполнены, интересны или, хотя бы, смешны.

       На этом фоне мне очень понравился и был по-настоящему интересен памятник реке Каме, установленный в центре Перми 12 июня 2010 года. В Петербурге на стрелке Васильевского острова на Ростральных колоннах установлены аллегорические изображения Волги, Волхова, Невы и Днепра. Но это совсем другое. Это стремление провести сопоставление эпохи Петра I и легендарных античных времён. Скульптуры в античных одеждах подобны Зевсу и Гере. Есть красивые памятники рекам: Волга, Истра, Томь, Енисей, Ангара, Нева... Есть красивые фонтаны в Астрахани, посвящённые Волге, Неве. Есть памятники слиянию рек. А в пермском памятнике во главу угла поставлена благодарность Реке, связывающей нас с историческими корнями. Большинство памятников рекам представлены женскими фигурами, обнажёнными в той или иной степени. Памятник Каме выполнен в этнографическом стиле и органически вписался в архитектурный ансамбль.

       Памятник изготовлен ижевскими мастерами: Михаилом Васевым, Дмитрием Постниковым, Александром Суворовым. Общий вес 28 тонн. Для пяти столбов ижевские мастера выбрали кунгурский известняк, образовавшийся в далёкие времена Пермского моря. На каменных столбах, как на волнах, покоится чёлн из тёмного металла. Общая высота памятника около четырёх метров. Сами столбы покрыты язычковыми письменами. На металлических вставках изображены стилизованные в скифском ключе изображения. Вечерами кажется, что ладья, паря в воздухе, продолжает свой путь среди тысячелетий.

       Думается, что подобная скульптура (инсталляция?) даёт повод ещё раз подумать о Реке, о судьбах многих народов и в конечном итоге служит воспитанию патриотизма. Чего так не хватает в наше смутное время.