Эндрю Уайет Мир Кристины

Алина Алексеева-Маркезин
САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ КАРТИНА УАЙЕТА.
      Эндрю Уайет МИР КРИСТИНЫ (1948) Музей современного искусства в Нью-Йорке, США.

Картина “Мир Кристины” стала таким же американским символом, как картина  Гранта Вуда “Американская готика”.
        После смерти отца Эндрю Уайет начал на лето приезжать в Новую Англию — в окрестности города Кушинг в штате Мэн. Здесь на семейной ферме Олсонов он написал одну из самых известных картин из всей американской живописи XX века.
Впервые картина «Мир Кристины» была выставлена ;;в нью-йоркской галерее Макбет в 1948 году. Она получила много хвалебных отзывов.В итоге картина была куплена директором Музея современного искусства Альфредом Барром. Одно из самых узнаваемых шедевров в истории человечества обошлось ему в 1800 долларов.После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти,  сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.

        На картине изображена Кристина Олсон(1893 - 1968), соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. К 26 годам Кристина практически потеряла возможность ходить из-за полиомиелита, хотя при жизни диагноз ей поставлен не был. В 2016 году на основании медицинских записей Кристины, сохранившихся свидетельств очевидцев и картин Эндрю Уайета профессор Паттерсон пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью она страдала наследственной моторно-сенсорной нейропатией (болезнью Шарко-Мари-Тута).Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет написал эту картину.

        Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет, подруга Кристины, ранее познакомившая её с Эндрю.Уайет решил написать эту картину, когда увидел из окна своего дома, как эта женщина ползла по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе.
   
       Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать.
Она хотела, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.
    
       Уайат написал портрет не тела Кристины, а ее души, внутреннего мира, заложницей которого была больная женщина. Художник так говорил о своей соседке:
«Она была ограничена физически, но не духовно. Задача для меня заключалась в том, чтобы воздать дань ее победе над жизнью, которую большинство людей считают безнадежной».
    
      Мы не видим лица женщины, но через ее напряженную позу чувствуем, что взгляд, обращенный на дом, полон тревоги, ее силуэт напряжен, почти застыл, создавая впечатление, что она прижалась  к земле. Она смотрит на далекую ферму и группу хозяйственных построек, древних и серых в гармонии с сухой травой и пасмурным небом.
      
     Эндрю Уайет о "Мире Кристины" и своем творчестве:
«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие...»
Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.

       И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.
   
     " За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.
При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.
      
      В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.
Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный."
Дом, изображенный на картине, известен как "дом Олсон", расположен в штате Мэн, в г. Кушинг.
   
      Кристина и её брат Альваро Олсон жили в доме до их смерти в 1968 и 1967 году.Дом был приобретен генеральным директором компании Apple Джоном Скалли, который затем выставил его на продажу в 1989 году, но в 1991 году подарил дом Музею искусств Фарнсворта в Роклэнде.
      В настоящее время дом является домом-музеем  и открыт для публичного посещения.Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.

      Отзывы о творчестве Эндрю Эндрю Уайета : "...Они совершенно фантастичны. Ими дышишь и не можешь надышатся. В них какая-то глубокая тайна. Полуоткрытая. Как-будто чуть-чуть еще всмотришься — и все станет понятно. О жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности…" Maria Trudler   

http://maxpark.com/community/6782/content/5196212