Следы деменции

Владимир Богомолов
                ГИППОКАМП.
                Повесть.

                Глава 2.
                СЛЕДЫ  ДЕМЕНЦИИ.

                Улыбка, радость, позитив, как мне сказали —
                От всех невзгод контрацептив.  А вы не знали?
                Не подхватить  чтоб вирус зла — предохраняйтесь.
                Пускай все крутят у виска — вы улыбайтесь!
                Зульнора

Мне показалось, что она улыбается. Лучше рассмотреть сверху ее лицо я не мог, и потому был в этом не уверен. И мне хотелось, чтобы это было так. Ее улыбка была единственной среди всех остальных пассажиров. Я стоял, держась за поручень, и передо мной было три ряда сидений. Лица людей, сидящих передо мной, были видны, но не полностью. Зато полностью были видны их руки, и я знал, чем был занят каждый из них.

Время в пути тянется мучительно долго, и раз мне не довелось в этот раз сидеть, то нужно было срочно чем-то занять себя, чтобы сократить ожидание конца пути. Два парня возле окна различались своим видом и занятием в дороге, но были одного возраста и достатка.

Студент повторял половину дороги лекцию, держа в руках ее конспект, а затем решил вернуть бодрость перед зачетом. Он закрыл глаза и вторую половину пути пытался нагнать утраченное время для сна. И был прав. Несколько минут расслабления легко компенсирует несколько недостающих часов сна. Я и сам не раз так поступал перед экзаменами.

Сотрудник офиса, сидящий у окна за ним, играл в новую игру на планшете. Он одновременно слушал музыку из плейера, который был у него в кармане. Новая игра его не увлекла и он, утратив к ней интерес, остальную часть пути изучал новости в социальных сетях, как и две молодые женщины, что были рядом с ним и со мной.

Женщина, сидевшая прямо передо мной, читала карманный молитвенник на закладке «задержка», что соответствовало ее возрасту и статусу. Страх в наше беспокойное время увеличить количество детей в семье, заставлял ее беспокоиться и за помощью обращаться к Всевышнему, вера в которого запрещала бороться со страхом более действенными способами.

Руки мужчины среднего возраста, сидевшего за молодым менеджером, мне были не видны. Но то, как он был увлечен чтением, давало повод думать, что он, если и читает электронную книгу, то лишь из удобства в дороге.

Нет, мне не показалось. Внезапно раздался вызов в телефоне, и женщина подняла голову. Уголки ее губ двинулись, чтобы завершить уже начатое движение в улыбку. Есть лица, на которых уголки рта слегка приподняты вверх или опущены вниз. На них живет иллюзия печали или радости, которых нет на деле. Но это была та, настоящая улыбка, которая рождается внутри человека и  с которой, иногда, рождаются некоторые люди, чтобы не расставаться с ней всю жизнь.

Начав говорить по телефону, она то и дело смеялась, похохатывая, говоря тихо и смущаясь тем, что ей приходиться это делать среди посторонних людей. Разговор был самый заурядный с подругой, но такой позитивный и душевный, что заразил и меня, заставив улыбнуться украдкой.

Эта улыбка и образ женщины вошел в меня и растворился там, наполнив сознание радостью и теплом. Редко, но я встречал в жизни людей, которых невозможно огорчить так, чтобы они перестали улыбаться в общении. Возможно, одни из нас рождаются «в рубашке», другие «в капусте» или более злых овощах.

Но точно есть те, которых приносят огромные белые птицы. Многие среди таких младенцев, я думаю, уже заражены улыбкой. Болезнь эта уже на всю их жизнь. И эта «патология» не передается при контакте окружающим, но сама их улыбка заразительна для окружающих. Есть вакцина от вируса улыбки. Это мобильное устройство в наших руках для связи с миром, но не с тем, в котором физически находишься. Вот мое доказательство - ведь только я один заразился улыбкой среди всех людей в салоне автобуса.

Улыбкой детства на изредка тешит память уже после того, как наши дети вырастают. Чаще она это делает тогда, когда не способна хранить вчерашние события. Чтобы оправдаться перед нами за свою забывчивость, она возвращает нам обрывочные картинки из детства. И чем хуже нам служит память, тем более ранние картины возвращаются к нам.

Я помню себя пока только с четырех лет. Это значит, что есть еще время до границы маразма старости. Потому я не помню, как учился ходить в детстве. Но хорошо помню, как начинали ходить мои дети и внуки. И помню, как учился ходить сам в возрасте Иисуса Христа. Шаг за шагом крепли мои мышцы после атрофии, наливаясь силой держать меня вертикально, снимая плавно нагрузку с рук на ноги. Это радостное чувство, ощущать, как возвращается с силой в мускулах способность самостоятельно ходить на ногах.

Еще радостнее чувствовать, как растет способность разума понимать происходящее, понимать себя и других. Требуется много лет тренировки для мозга, чтобы научить его думать и понимать, чтобы разум разворачивал сознание твое до размеров понимания собственного мира и мира других людей, до границ человечества. Это долгий и сложный путь, где не может быть совершенства. Не разумно блокировать свой мозг алкоголем и наркотиками, закрывая ему путь к развитию.

Не менее глупо тормозить это развития, лишая мозг и все его функции отказом от тренировок для него.  Память, развитие речи в физическом общении с людьми, формулировка мысли и изложение ее в письме, голос и слух, навыки в профессии – все это можно передать целиком или лишь частью крошечным электронным устройствам, чтобы облегчить себе жизнь, но уж точно не улучшить ее качество.

Можно имитировать близость даже на расстоянии, но сложно найти ей замену. Чем глубже погружаешься в тайны физиологии, тем больше удивляешься тому, как дивно и разумно она устроена. Способность удивляться не усиливается наличием удачных селфи с безумным количеством лайков. Удивление рождает стремление к познанию мира и стремление к новым знаниям. 

Ребенок теряет способность удивляться лишь тогда, когда получает и принимает ответы на свои первые и главные вопросы.   А вот новые вопросы у него возникают уже тогда, когда он получает новые знания, которые требуют новых ответов.   Чем больше глубина таких знаний, тем более филигранна  суть вопроса, а значит неожиданней ответ на него.

Желание узнать тонкости физиологии рождения человека привели к изучению его хромосом, генов и расшифровке кода ДНК. Новая глубина знаний постоянно дарит новые взгляды на привычные вещи, как улыбка случайной попутчицы может поднять настроение в пятницу, а значит, и последующие за ней выходные дни имеют шанс стать светлыми и радостными, если к ним идешь в хорошем настроении.

Память прячет в потаенных своих уголках подробности нашей личной жизни. Сердце хранит нашу любовь всю жизнь. И это не метафора, а научный факт. Вся кровь, которую сердце перекачивает в теле женщины на протяжении жизни, кровотоком несет бесконечно историю ее любви. Только недавно ученые узнали, что за счет  близости с мужчиной женщина может  удержать в себе гены мужского ДНК в пределах кровотока на протяжении всей своей жизни. Кровь женщины бережно хранит родословную мужчин в виде Y-хромосом даже тех, встреча с которыми не подарила ей малыша. Альбом с лицами любимых прямо в сердце. Точность их биографий когда-нибудь позволит узнать  нам причины врожденной «патологии улыбкой»  у счастливых и радостных людей.

                «Неспособность к самоконтролю, одиночество и депрессии —
                основные факторы стресса в нашем современном обществе.
                Они вызывают отмирание нервных клеток и в перспективе способствуют
                развитию деменции — приобретенного слабоумия.
                Подмена настоящего межчеловеческого общения контактами в виртуальных цифровых сетях
                впоследствии может вызвать у наших детей уменьшение отделов головного мозга,
                ответственных за социальное мышление.
                В перспективе существует опасность того, что Интернет и социальные сети приведут
                к уменьшению этих зон мозга у человечества в целом.
                С этой точки зрения вызывает большое беспокойство факт,
                что уже почти миллиард людей во всем мире использует Facebook.»
                («Антимозг: цифровые технологии и мозг»,   Манфред Шпитцер.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...