Труба

Ирина Санникова
-Я рассказывала Вам о трубе?

-Вы ещё и сантехником работали?
-Нет, с сантехникой история не связана. Не рассказывала?

-Нет...
-Так вот, веду я урок и говорю: "Тема урока- Жанр инструментальный концерт.Слово  "концерт" в переводе означает "состязание", "соревнование", "согласие". Но есть ещё жанр музыкального произведения, в котором музыканты как бы соревнуются. Например, на афише увидите "Концерт для скрипки с оркестром", соревноваться будут скрипка и оркестр.
Вот ,посмотрите...

На экране маленький скрипач виртуозно орудовал смычком. Ему вторил оркестр. Дети внимательно смотрели за "лодочкой смычка", Иванов начал пародировать, даже закрыл глаза, иногда приоткрывая их и подглядывая за действиями на экране.
Фрагмент закончился.

-Как на афише было написано?
-Концерт для скрипки с оркестром.
-Какие инструменты соревновались?

-Скрипка и оркестр,- выкрикнула Диана.
-Я знаю, знаю!- кричит Рам, немногословный новенький мальчик с последней парты.

-Какие инструменты?- спрашиваю Рама.
-Труба!

-Ты уверен?
-Да. Там ведь была труба, я видел!

-Нет, Рам, соревновались скрипка и оркестр... А труба была вместе с оркестром...А если мы увидим на афише "Концерт для виолончели с оркестром". Какие инструменты будут соревноваться?

-Вило...лончель...и оркестр!- кричит Диана.
-Виолончель,- поправляет Диану Саша.
-Я знаю, знаю! Спросите меня!- кричит Рам.
-Какие инструменты?
-Труба!

-Нет, Рам, виолончель и...оркестр. А если на афише будет "концерт для фортепиано с оркестром"?

-Фортепиано и оркестр,- аккуратно по слогам проговаривает Фомин.
-Фортепиано,-снова кричит Диана.

-Я знаю, знаю,- кричит с последней парты Рам.
-Ну, Рам, скажи, какие инструменты?
-Труба!

-Послушайте, какие инструменты будут соревноваться в произведении Сергея
Рахманинова,- я включаю второй фортепианный концерт. Вступление. С первых звуков фортепиано Диана поднимает руку, Саша чуть позже, Фомин задумывается, а Рам вскидывает руку и вытягивает выше всех.

Жестом спрашиваю Диану, она отвечает:"пианино", Саша аккуратно выговаривает :"рояль", Рам тянет руку и отвечает :"ТРУБА".

Иванов, Фомин, Мерзляков и остальная молчаливая компания молчат, отводя глаза в сторону.

Я присаживаюсь за учительский стол и машинально хватаюсь за голову.
Труба!