Неизвестные истории. Речной народ

Игнат Костян
Один из героев моих романов «По ту сторону фронтира» и «Вторжение»  индеец по имени Шукас принадлежал к племени катавба, которое ранее проживало  вдоль границы современных штатов Северная и Южная Каролина и некогда соседствовало с воинственными чероки. В этой связи я обещал выполнить просьбу некоторых из читателей и рассказать об этом племени.
Самоназвание племени катавба - ийай, что означает «люди» или ниай (настоящие люди). В испанских документах они значатся как  «исва» (iswa) или исса, (эсса), что переводиться как «люди реки», поскольку они расселялись по обоим берегам реки Катавба (западная часть Северной Каролины), и далее на юг по реке Вотери (центральная часть Южной Каролины) и в междуречье рек Вотари и Броад.
Ирокезские племена называли всех индейцев исва общим термином «тотири»  (Totiri), или  тодирихруни (Toderichroone), а позднее «тутело» (tutelo), так как исва говорили на сиуанских языках и наречиях. Эти термины ирокезы применяли ко всем сиуано-язычным племенам вышеуказанного региона. Чероки называли их анитагуа, белые колонисты – ушераи и лишь только после 1715 года за этим племенем закрепилось название «речной народ» или катавба.
До первых контактов с европейцами катавба подразделялись на два крупных самостоятельных племени собственно катавба и исва, которые вели постоянные войны с таким северными племенами как сенека и ленапе (делавэры).
По мере вытеснения европейцами ирокезов и делавэров с исконно занимаемых территорий, последние вынуждены были отступать на запад и отвоевывать жизненное пространство у тамошних племен. Агрессии со стороны ирокезов подверглись как катавба, так и исва, которые уже к началу ХVIII века слились в одно племя численностью около 10 тысяч человек. Рост численности племени в указный период как объясняют исследователи, обуславливался миграционными и военными факторами. Потерпевшие поражение в колониальных войнах сиуанские племена Юго-востока находили прибежище среди катавба, проживавших в 6 селениях на реке Катавба. Сегодня известны три таких поселения племени: Новаса  – самый северный город племени, Ньютон и Голова Индейки (Теки-Хед).
Но в результате войн, которые постоянно вели катавба, а также болезней, численность племени к 1728 году сократилась до 1400 человек, 400 из которых были воинами. В 1738 году племя перенесло тяжелую эпидемию оспы, в результате чего его численность упала до 700 человек. К 1826 году, по данным переписи, катавба насчитывали всего 110 человек.
До сих пор ведутся диспуты о происхождении племени катавба. Археологические раскопки, проведенные на территории обоих Каролин, ясно указывают на факт того, что известные нам равнинные племена сиу еще до прихода европейцев проживали именно здесь, и катавба, скорее всего, входили в их число.
Однако есть версия, что катавба мигрировали в Каролину в  середине ХVII века из верхнего течения реки Огайо, откуда были изгнаны ирокезами (племя сенека) в ходе Бобровых войн. В пользу этой версии указывают некоторые обычаи катавба, в которых отчетливо прослеживается раннее ирокезское влияние. Например, поселения катавба включали круглые крытые корой вигвамы. В центре селения имелись культовые сооружения, где проводились религиозные церемонии и различные общественные собрания.
Катавба верили в троичность создателя бога Манату создавшего Вселенную, покоящуюся на гигантской черепахе. Некоторые исследователи, утверждают, что подобное верование укрепилось в системе религиозных представлений племени под влиянием христианства.
Традиционным занятием катавба считались оседлое земледелие, охота и рыболовство, в которых были задействованы, как женщины, так и мужчины племени без разделения.
Кроме традиционных занятий, женщины племени изготавливали превосходные керамические изделия, а также плели водонепроницаемые корзины. Это искусство, племя сохранило вплоть до сегодняшних дней. Технология изготовления гончарных изделий индейцами катавба является уникальной, аналогов которой не встречается ни у одного другого племени североамериканского континента.
Как и многие племена Юго-восточного ареала катавба имели обычай плющить досками черепа новорожденных младенцев мужского пола, отчего ирокезы называли их еще и «плоскоголовыми».
Катавба славились как гордые и весьма искусные воины, имевшие грозный вид и репутацию беспощадных убийц. Волосы, собранные в хвост на макушках, лица, раскрашенные черно-белыми тонами, повергали в шок любого противника. Внезапность их нападения, и жестокость, с которой они расправлялись с врагами, оставляли неприятные впечатления.
Исторический костюм типичного мужчины племени катавба состоял из длинорукавной замшевой рубахи наподобие удлиненной куртки, отороченной бахромой, высоких замшевых леггинов, мокасин и головного убора из строго  вертикально выставленных перьев.
Женщины катавба носили также длинные замшевые бахромистые платья-пальто или юбки, леггины, отороченные бахромой и мокасины. Замужние женщины заплетали волосы в две ниспадающие с плеч косы, а незамужние ходили с распущенными волосами.
На протяжении ранней истории катавба вели частые войны с ирокезами, чероки, шауни делавэрами и другими алгонкинскими племенами, проживавшими в районе Великих озер.
В колониальный период катавба в большей степени симпатизировали англичанам, нежели французам, поскольку союзниками последних были их заклятые враги ирокезы.
Контакты племени с англичанами стали систематическими в период 60-х годов ХVII века, то есть после появления в Каролинах первых английских поселений. С тех пор катавба стали преданными союзниками английских поселенцев, и помогали им во всем, даже в обуздании чернокожих рабов. Плантаторы Южной Каролины взяли в привычку отдавать своих провинившихся рабов на «воспитание» к катавба, которые с удовольствие пропускали рабов сквозь строй раскрашенных по боевому воинов. Пройдя экзекуцию у катавба, рабы в основной своей массе понимали, что бежать от хозяев в следующий раз бесполезно.
 Катавба были настолько полезны колонистам, что последние в последствие пытались убедить власти в необходимости выделения племени резервации рядом  со своими поселениями, что в конечном итоге повлияло на образ жизни племени, воспринявшем весьма многое от образа жизни белого человека, за исключением религиозных воззрений, которые катавба сохраняли незыблемыми вплоть до начла 80-х годов ХIХ века. Лишь только с прибытием в Каролину мормонов, катавба были обращены в их веру, и  являются ее адептами по сей день.
Историки полагают, что первыми из европейцев, кого повстречали катавба,  могли быть конкистадоры Эрнана де Сото, которые прошли через их земли в 1540 году.  Однако это мнение отчасти безосновательно, поскольку ни в одном испанском источнике того времени племени по описанию похожего на исва нет. «Айса» или «исва» – это всего лишь название индейцев фигурирующих в испанских документах конца 1560-х годов, в которых т к сожалению, также отсутствует описание их образа жизни и внешнего вида.
С 1653 года племя катавба под названием «ушери» появляется в записях английских колонистов, поселившихся на территории Вирджинии.
До прихода европейцев катавба враждовали с чероки, и когда ирокезы в лице племени сенека  в 60-х годах ХVII века  вытеснили из долины Огайо своих врагов шауни, то последние, спасаясь от ирокезов скрылись в Южной Каролине, и, вступив  в союз с чероки поселились на землях граничащих с землями катавба, став, таким образом, буфером между этими двумя враждующими племенами.
Вскоре между шауни и катавба началась война, которую последние вели на два фронта, сражаясь на юге с пришельцами из долины Камберленд – племенем ючи.
Положение усугубилось тем, что ирокезы достали своих врагов шауни и в Южной Каролине. Заключив союз с делавэрами, они из района современного Нью-Йорка прошли вниз по реке Сусквеханна до Пенсильвании, а оттуда вдоль предгорий Аппалачей на юг в Южную Каролину. Ирокезское нашествие ударило не только по шауни, но и сказалось на благосостоянии племени катавба, которые не покорились ирокезам, а дали им отпор, вытеснив их обратно в Пенсильванию.
В это время катавба окруженные со всех сторон врагами вынуждены были обратиться за помощью к англичанам. Первые получили от англичан ружья, а вторые – верного и преданного союзника в лице этих индейцев.
Еще в течение столетия катавба время от времени воевали с ирокезами, доставляя тем самым явные неудобства англичанам, которые не были заинтересованы в этом конфликте, по причине того, что и ирокезы и катавба являлись их союзниками. Более того война сказывалась на положении колонистов, которые желали положить ей конец.
Ирокезы не собирались  уступать англичанам в вопросе прекращения войны в Вирджинии и Каролине, ибо считали себя обязанными лишь тем англичанам, поселения которых находились на территории Нью-Йорка. Лишь только в 1706 году катавба при содействии англичан удалось прийти к мирным переговорам с ирокезами. В это время Лига ирокезов (Конфедерация  шести племен) находилась на пике своего могущества и рассчитывала подчинить себе ряд племен (в том числе и катавба), с которыми воевала. Но катавба были слишком гордым народом, чтобы кому-либо подчиниться, от чего переговоры провалились и катавба-ирокезский конфликт вступил в новую фазу.
Если борьба с ирокезами для катавба шла с переменным успехом, то в войнах против ючи удача была на их стороне. Катавба удалось вытеснить ючи с исконно занимаемой территории, отчего последние вынуждены были просить защиты у Конфедерации криков. В 1707 году катавба  разгромили  большинство племенных групп шауни, прогнав их в Пенсильванию к делавэрам и ирокезам. Оставшиеся в Каролине группы шауни катавба вскоре  также разбили, и принудили их отступить к крикам.
С начала 1700-х годов  британцы начинают активно вербовать воинов катавба для прохождения службы в рядах колониальной армии. Первое сражение, в котором воины катавба принимали участие в статусе военнослужащих британских  вооруженных сил, состоялось в 1703 году на побережье Мексиканского залива в Мобильской бухте (Мобил, штат Алабама – И.К.), тогда катавба атаковали французский форпост и показали себя мастерами позиционного боя.
В 1708 году, сражаясь в рядах английской армии  катавба совместно с  таким же наемниками из числа индейцев чероки и алибаму, разгромили индейцев племени мобил – главного союзника французов на Юго-востоке страны.
В 1711 году в Северной Каролине началось восстание племени тускарора, которое превратило указанную территорию в сплошное пожарище, потопив английских колонистов в собственной крови. Колония оказалась награни исчезновения, если бы не пришла помощь из Южной Каролины в лице всего лишь 30 фермеров-ополченцев, 500 воинов катавба и ямаси. В двух сражениях 1712 года эта маленькая армия  наголову разбила тускарора, в результате чего было заключено перемирие. По условия  мирного соглашения тускарора обязывались возместить ущерб колонистам, который они понесли в ходе конфликта.  Когда тускарора проигнорировали данное требование, тогда армия освободителей из Южной Каролины захватила в плен несколько сотен тускарора, и продали их в рабство на юге. Вырученные от этого средства были отданы северокаролинцам для восстановления инфраструктуры.
Ровно через год, оскорбленные тускарора, поднабрав сил, вновь преступили к грабежам и убийства колонистов в Северной Каролине и вновь на помощь к серным соседям устремились катавба и ямаси из Южной Каролины, армия которых в этот раз была вдвое больше.
Сопротивление тускарора было подавлено. Катавба и ямаси жестоко расправлялись с пленными тускарора, отрубали им руки и отрезали головы. Многих из тускарора победители обратили в рабство и продали плантаторам.
Остатки племени тускарора в 1714 году  покинули территорию Северной Каролины и переселились на восток к ирокезам, присоединившись к их Конфедерации в 1722 году.
Катавба для тускарора стали именем нарицательным и теперь ассоциировались с кровожадными карателями,  отмщением которым стало общим делом ирокезских племен.
Но как говориться, не рой другому яму,  сам в нее попадешь, вскоре  с катавба постигла та же печальная участь, что некогда привела народ тускарора к возмущению.
Английские торговцы опутали катавба долгами, непомерно развращая их выдачей в кредит своих товаров, и в первую очередь виски. За неуплату долгов англичане забирали у катавба жен и детей и продавали их в рабство на плантации. По этой причине в 1715 году катавба присоединились к восстанию против англичан, которое подняли ямаси. Это восстание вошло в историю фронтира под названием «Война ямаси 1715 года».
Общими усилиями индейцы захватили несколько английских форпостов, уничтожили ряд поселений колонистов. На протяжении двух лет индейцы демонстрировали англичанам явное свое преимущество в Южной Каролине. Ими были убиты сотни колонистов. Торговцев индейцы убивали по всей территории нынешнего юго-востока Соединенных Штатов. Оставляя свои поселения близ границы, колонисты бежали в Чарльстон, где в скором времени начался голод по причине отсутствия поставок продовольствия. Выживание колонии Южная Каролина находилось под вопросом в течение 1715 года. Ситуация изменилась лишь в начале 1716 года, когда индейцы чероки встали на сторону колонистов в борьбе против своих давних врагов криков, которые также активно сражались в рядах повстанческих племен. Катавба  были последними из повстанцев, кто сложил оружие в 1717 году, в результате чего в колонии был установлен хлипкий мир.
Война ямаси была одним из самых разрушительных и важных с точки изменения расстановки сил конфликтов в колониальной Америке. Это был один из самых серьезных вызовов европейскому господству на континенте со стороны американских индейцев. В течение более чем года колония подвергалась риску уничтожения. Погибло около 7 % белого населения Южной Каролины. Этот конфликт по оценке специалистов являлся более кровавым, чем война Короля Филиппа (восстание индейцев вампоноаг 1675 –1676 гг. – И.К.),  считавшаяся самой кровавой войной в Северной Америке с участием коренных американцев. Геополитическая ситуация для британских, испанских и французских колоний, а также для индейских групп на юго-востоке радикально изменилась. Война ямаси знаменовала собой окончание ранней колониальной эпохи американского Юга. Последствия этой войны способствовали появлению новых конфедераций индейских народов, таких как крики и катавба. Целый ряд мелких сиуанских племен в ходе подавления восстания исчез с карты Южной и Северной Каролин. Но катавба судьба пощадила. Более того численность племени увеличилась за счет беженцев из других племен. Вскоре власти Южной Каролины «оправдали» катавба, за их былые заслуги перед Британской короной. Требования катавба англичане признали справедливыми и таким образом, дружба между ними и катавба была восстановлена.
Но как указывалось выше, несмотря на процессы ассимиляции, численность этнических катавба все же существенно сократилась. За 70 лет эпидемий и злоупотреблением алкоголем их количество в 1728 году достигло  1400 человек.
На протяжении 1730-х  начала 1750-х годов катавба продолжали принимать участие в локальных конфликтах с Конфедерацией ирокезов.
В этот период они заключили мирное соглашения с еще одним давним своим противником ваандотами (гуронами), которые состояли в союзе с французами, и таким образом, на этой «линии фронта» наступило хотя бы какое-то затишье.
В период франко-индейской войны  1754 – 1763 годы катавба служили разведчиками в армии англичан. Война существенно повлияла на сокращение численности племени, и оказала деморализующее воздействие на тех катавба, кому удосужилось выжить.
Если бы не посреднические инициативы англичан, выступавших на стороне катавба в их конфликте с ирокезами, то катавба неминуемо бы потеряли свою независимость. К 1752 году катавба против ирокезов могли выставить всего лишь 120 своих воинов из общей племенной численности в 700 человек.
Но, в итоге, за свою независимость катавба заплатили дорогую цену – они в 1758 году покинули свои последние города в Северной Каролине и окончательно переселились на территорию Южной Каролины.
На конференции в Олбани в 1759 году катавба заключили долгожданный мир с ирокезами. Теперь у них оставался один заклятый враг – шауни.
В 1760 году остатки воинов катавба (60 человек) в последний раз выступили на стороне англичан в их конфликте с чероки.
По договору 1760 года в Пайн-Хилл катавба получили от колониального правительства подарок – резервацию в 15 квадратных миль у реки Катавба, на границе между Северной и Южной Каролинами. В 1763 году  договором в Огасте  правительство Южной Каролины подтвердило свое согласие с границами резервации катавба определенными договором 1760 года.
В 1763 году в бою с шауни погиб последний великий вождь катавба Хейглар, и его смерть ознаменовала конец былого могущества этого племени.
Катавба физически не могли обработать 144 000 гектар резервационных и для того, чтобы их как-то сохранить за племенем  вынуждены были сдавать ее в аренду поселенцам. Однако последние просто игнорировали законные требования племени и самовольно селились на территории резервации. В этой связи начались столкновение индейцев с колонистами, которые давили на власти Южной Каролины и требовали начать переговоры с катавба относительно беспрепятственной эксплуатации резервационных земель.
 Катавба в свою очередь также обратились к властям Южной Каролины с протестом оградить их от незаконных посягательств поселенцев. Но власти ничего не могли обещать индейцам, кроме пустых заверений «разобраться в этом вопросе».
Не смотря на конфликтную ситуацию с колонистами, катавба во время начавшейся  войны американских колоний за независимость, все же остались верными поселенцам и выступили на их стороне против англичан.
В добровольческой армии катавба, как и всегда выполняли функции разведчиков.
После того как англичанам удалось занять Южную Каролину племя вынуждено было мигрировать в Вирджинию, но в 1781 году, когда колонисты разгромили англичан при Гилфорд-Кортхауз катавба вернулись обратно на территорию резервации.
Как только американцам удалось отстоять свою независимость, процессы вокруг резервационных земель катавба возобновились, земельные владения катавба продолжали сокращаться и к концу 1820-х годов практически все резервационные земли племени официально и неофициально находились в пользовании белых фермеров. Теперь 110 человек катавба, представлявших единое племя, просто ютились на одной квадратной миле, прозябая в полной нищете.
Как это прослеживается на протяжении всей истории взаимоотношений правительства США с индейцами, катавба в очередной раз обманули.
В 1840 году остатки резервационной земли в Южной Каролине катавба продали по договору властям штата. Эта сделка считалась незаконной и не имела юридической силы, поскольку споры с индейцами о территориальных претензиях могло разрешать только федеральное правительство. Но, случилось так, как случилось, и катавба после подписания договора переселились в Северную Каролину. Однако и там горстка некогда могущественного племени не нашла пристанища. Власти Северной Каролины отказали индейцам в выделении им земли под резервацию, отчего многие из скитальцев вернулись обратно в южную Каролину. Те, из катавба, кто остался в Северной Каролине по приглашению сжалившихся над ними бывших врагов северокаролинских чероки, разместились на территории их резервации.  Но, в 1847 году, большинство из проживавших у чероки катавба,  снова вернулись на родину, на свои 600 акров земли от старой резервации. Попытки властей поселить катавба на Индейской территории (Оклахома)  в резервации чокто оказались безуспешными, катавба ни за что не соглашались туда переселяться.
С началом Гражданской войны катавба сражались в отрядах Конфедерации. После окончания войны некоторые семейные группы катавба покинули Южную Каролину и все же переселились в Оклахому, где растворились среди племени чокто, потеряв свою этническую идентичность.
В ходе проведенных исследований в 2013 году, установлено, что несколько небольших группы катавба, после Гражданской войны переехали на жительство в северную Флориду. 26 человек оставшегося племени, уехали на запад в Колорадо, Нью-Мексико и Юту.
По переписи 1910 года этнических катавба осталось всего 124 человека.
В 1941 году племя получило признание в штате Южная Каролина, однако в 1959 году Конгресс США ликвидировал данный статус племени по просьбе самих его членов, полагавших, что коллективно владеть племенной территорией для них неудобно, и поэтому выживать гораздо сподручнее, когда все члены племени будут иметь собственные участки земли.
В 1970-х годах племенной статус катавба вновь был восстановлен, и племя  получило признание в штате Южная Каролина, а в 1994 году, после долгих мытарств в судах и экспертных комиссиях,  оно было признано и на федеральном уровне.
В настоящее время потомки катавба (1200 человек) проживают в резервации Рок-Хилл в Южной Каролине. Остальные 1400 человек из 2600 катавба разбросаны по Оклахоме и Колорадо.
Сегодня катавба  принимают активное участие в реализации правительственных  программ по культурному возрождению коренных наров Северной Америки. В 2007 году впервые в истории пострезервационного периода катавба провели племенные выбора и приняли племенную Конституцию, избрав племенное правительство.
Традиционно, катавба заняты в сфере сельского хозяйства и народного ремесла. В особенности популярностью пользуются керамические изделия этих индейцев, отражающие связь племени с его историческим прошлым.

Литература

Brown, Douglas S. The Catawba Indians: People of the River – Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1996.
Blumer, T. J. The Catawba Indian Nation of the Carolinas. – South Carolina, 2004. – 128 p.
Christie, John C., Jr. The Catawba Indian Land Claim: A Giant among Indian Land Claims/ – American Indian Culture and Research Journal, 24(1) 2000, –р.173–182.
Hudson, Charles M. The Catawba Nation. – University of Georgia, Monograph No. 18, 1970.
Merrell, J. H. The Indians' New World: Catawbas and Their Neighbors from European Contact Through the Era of Removal. – Chapel Hill: University North Carolina Press, 1989. – 400 р.
Moore, D.G. Catawba Valley Mississippian: Ceramics, Chronology, and Catawba Indians. – University of Alabama Press, 2002 – 352 p.
Pettus, L. Leasing Away a Nation: The Legacy of Catawba Indian Land Leases. – Palmetto Conservation Foundation, 2005. – 99 p.
Sultzman, Lee Catawba history [Electronic  resource].  URL: http://www.dickshovel.com/Catawba.html