Наш паровоз, вперед лети...

Георгий Иванченко
На памяти одного поколения наша великая Родина СССР  отброшена
 с передовых рубежей человечества на задворки цивилизации.
И если бы не ракетно-ядерный потенциал, полученный по наследству,
имя России вполне могло бы исчезнуть с карты мира.

Что случилось?

Эта мысль ни на минуту не дает покоя. Вижу смысл жизни  в том, чтобы
не только понять суть наших проблем, но и увидеть пути выхода.
В последние недели довелось прочитать (и сделать выборки наиболее
значимых положений) книги А. Грамши «Тюремные тетради», А.И.
Фурсова «Колокола истории», С.Г.Кара-Мурзы «Идеология и мать ее
наука». Никанорова С.П. «Уроки СССР», Гая Стэндинга «Прекариат».

Что говорят умные люди?

При всех различиях авторских позиций и методов анализа,
вырисовывается одна интересная деталь: они, такие разные, не
противоречат друг к другу, а по существу – соответствуют духу и
принципам диалектического марксистского метода. О некоторых
выводах этих авторов в оценке современной мировой ситуации и,
естественно, России в ней, а также появившихся в связи с этим мыслей
хотелось бы поделиться с думающими читателями.

А. Фурсов, отвергая нечеткий цивилизационный подход, берет за основу
марксистскую формационную модель мира, где всякий новый
общественный строй рождается в недрах предыдущего и посредством
социальных революций выходит на собственную траекторию развития.
Коммунизм есть порождение капитализма. Но советский социализм, по
его мнению, не является в полной мере самостоятельным общественным
строем. Это антикапитализм внутри мировой капиталистической
системы.  Это неправда, пишет он, что русский дух, русская культура не
согласуются с капитализмом. Вполне согласуется, но специфическим
образом – негативно. Мировой капитализм напоролся на российскую
специфику – рано или поздно это должно было случиться – будьте
любезны, вот вам результат.

Но почему это не новая формация, а вывернутый наизнанку капитализм?
 Потому что он не имел адекватных, имманентных ему
производительных сил, причем ни в своем отечестве, ни где-либо в
другой стране, откуда их можно было бы позаимствовать или
скопировать. И он создал их по образу и подобию развитых
капиталистических стран, ничего иного человечество  к тому времени
ещё не выработало. По той же причине он не ставил качественно новых
прорывных целей – III Программа партии от 1961 года это
подтверждает. Это был всего лишь догоняющий проект. 
Когда же системы стали близки к выравниванию, возник вопрос: что, и
это цель? А за что боролись?

Дискуссия не успела развернуться, подоспел 1991 год, и проект
закрылся. Точнее, закрыли сами -  руками правящей элиты, при
дисциплинированном молчании руководящей партии и пугающей
апатии населения.  Между тем, классики предупреждали о
необходимости переходного периода, который мыслился как целая
эпоха. Нет, мы слишком торопились в будущее. В том числе с
признанием победы нового строя в качестве полной, а затем и
окончательной. История рассудила иначе.

Потребности в обновленной теории и лидерах

Сегодня, по прошествии десятилетий мучительных поисков и
размышлений, вопрос кажется волне очевидным: если капитализм был
(и пока остается) господством материального мира и соответствующих
потребностей, то социализм-коммунизм должен был поднять человека 
над физиологической функцией его организма и выйти на приоритеты
высшего, духовного характера. Советский проект преуспевал именно в
этом направлении - образование, культура, здоровье, массовый спорт,
музыка, литература, балет, живопись – и это при тех скудных ресурсах и
порой нулевого исходного уровня.

Как же мы этого не увидели? Как же мы этого не оценили? Променять
это на кусок малосъедобной колбасы – стыдно, горько и обидно до слез.
Сегодня для этого направления формируется соответствующая
материально-техническая база (цифровые технологии, коммуникации,
 средства прямого воздействия на массовое сознание), а человеческий
фактор деградирует, люмпенизируется.

В.И.Ленин в свое время писал, что рабочий класс не в состоянии
самостоятельно вырабатывать теорию, это дело специально
подготовленных  кадров. Жизнь показывает, что масса не способна и к
восприятию теории во всей полноте ее аспектов и многообразии
аргументов. Масса воспринимает теорию как веру, вместо религии или
наряду с ней. Прежде всего, социальная вера формируется на почве
доверия к тем известным лицам, которые эту теорию разрабатывают,
пропагандируют, в конечном счете – олицетворяют.

Для этого нужны авторитеты и вожди, какими были Маркс и Энгельс в
XIX веке, Ленин и Сталин в ХХ-м.  Ленин был не во всем согласен с
Марксом, поступал порой в соответствии с новыми условиями
общественной жизни вопреки прежним канонам теории, но он никогда
не подвергал сомнениям авторитет основоположников. Сталин всегда
позиционировал себя исключительно как ученика и продолжателя дела
 Ленина. Хрущев таким пониманием не обладал и совершил известное
кощунство.  Сегодняшняя ситуация  – это и отголоски ХХ съезда. 

Если оглянуться на сегодняшний день, мы видим стремительный рост
популярности Президента. Причем, тот не скрывал и не скрывает своих
антикоммунистических предпочтений. Наши национальные лидеры и
многочисленные прикормленные властью эксперты не выражают чаяний
большинства народа, разыгрывают бесконечные телевизионные
спектакли, беззастенчиво внедряют в сознание масс идеи и мнения,
отражающие интересы олигархической власти.

Нужна общедоступная  народная трибуна, свои авторитеты, вожди и
эксперты для проработки, продвижения и закрепления   идей
национально-патриотического возрождения страны, уважения к труду и
человеку труда, первенства общенародных интересов перед частными. 
Является ли крушение коммунизма
победой капиталистического строя в России?

Никоим образом, уверен А. Фурсов. И поясняет совершенно
недвусмысленно: это роковой стук судьбы в его двери, за которым
последует погребальный Реквием. Аргументация такова. Появление
антикапиталистической зоны в лице советского коммунизма было
высшей точкой развития его противоречий. Противоположности
материализовались и стимулировали поиск решений, компромиссов,
мобилизацию интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

 Достижения социализма в соревнования двух систем впечатляют.
Причем, после завершения II мировой войны был довольно
продолжительный период жизни для всего человечества: крушение
мировой колониальной системы, сравнительно низкий уровень
региональных вооруженных конфликтов. Крушение СССР лишило
капитализм главного противоречия, т.е. стимула его развития и
совершенствания. Этот вывод был  сделан более 10 лет тому назад,
сегодня можно говорить о том, что прогноз оправдывается. Колокол
истории звонит… по капитализму. Теперь его полное разрушение
– вопрос времени, судя по всему, весьма непродолжительного в
исторических масштабах.

Немаловажный вопрос: есть ли сегодня социальная сила, способная
успешно противостоять стареющему и умирающему, но всё ещё
могучему капиталистическому зверю, а главное, победить его?
 Выводы классиков о роли рабочего класса закреплены историей и
подтверждаются текущей статистикой классовых конфликтов.

Новые реальности 

Особенность современного этапа в том, что капитализм обращает в
своих непримиримых противников всю массу людей, попадающих в его
орбиту. Включая тружеников бюджетной сферы, мелких частников,
офисный персонал, вольных стрелков фрилансеров, иммигрантов,
таксистов-частников, уличных торговцев, домохозяек, студенчество и
т.д. Фурсов применяет обобщающее понятие – асоциалы.

На западе, где капиталистические отношения проявляются в более
зрелой форме, появился сравнительно новый термин прекариат – от
 английского precarious, что означает ненадежный, опасный.
В отличие от пролетариата, где предусматривается стабильное рабочее
место, полувоенная дисциплина, коллектив, закрепленный законом
набор прав и ответственности, словом, определенный социальный
статус, здесь всё не так. Территория «свободы»: сегодня работа одна,
завтра другая, послезавтра вообще никакой, кто работодатель –
неизвестно, никаких профсоюзов и договоров, все расплывчато и
неопределенно.

Перемещения возможны, но исключительно вниз или по горизонтали.
Диапазон участников этой гонки без правил широчайший: от грузчика
 торгового центра до профессора-почасовика. Они ещё не осознали
общность своих интересов, не чувствуют солидарной привязанности к
 своей среде. Но жизнь не стоит на месте. Мы видим массовые
выступления трудящихся Европы в связи с проблемами мигрантов,
манифестации антиглобалистской направленности, мощные
Первомайские колонны – это они. Их объединяет общая для всех
неопределенность и опасность: ухудшение положения почти неизбежно,
на улучшение жизни надежды нет. Чем не основа для формирования
классовой  солидарности? 

Стремительно зреет мощная антикапиталистическая сила, но
неорганизованная, разрозненная, отчасти стихийная. Новые реалии
общественной жизни требуют не только обновления теории, но и
соответствующих организационных форм и методов работы. И новых вождей.

На фото: 1945 год. Москва встречает победителей.