Гармонь зовет!

Владимир Бердичевский
                А У ВОРОТ ГАРМОНЬ-ПРОКАЗНИЦА
                ЗОВЕТ НЕВЕДОМО КУДА....

Живу в США  уже 25 лет, а душа там, где прошли мое детство и юность, независимо от того, кто нами правил в то время.
Все помню, хоть и летит время все быстрее и быстрее. Меняется жизнь, но , как ни странно, правда жизни не пропадает.
Я – профессиональный музыкант. Закончил отделение народных инструментов Хабаровского музыкального училища по специальности «Баян».
До сих пор, хотя по возрасту уже перешагнул границу старости, этот инструмент – моя любовь, отрада и источник, из которого я пью.
Но когда меня спрашивают, какой профессией я владею, я с гордостью отвечаю:
                ГАРМОНИСТ!
Что это за инструмент, гармонь,  с которым по популярности в России не может  сравниться даже скрипка?
Не буду утомлять читателя историей гармони, ее разновидностями. Скажу коротко:
Считают, что русскую гармонь изобрел тульский оружейник  Сизов. А гармони бывают разные: русские, в том числе саратовские с колокольчиками, тульские  и шуйские, немецкие, венские, кавказские, татарские, мексиканские, концертино, видел даже однорядные гармоники. Русская хроматическая гармонь «Хромка» самая доступная и многогранная, способная вместить в себя исполнителя любого уровня, любой одаренности. Венская, немецкая гармони очень отличаются от традиционной «хромки». У мексиканской гармоники система звукоизвлечения еще сложней. Слушал оркестр из мексиканских гармоник В Сан-Франциско на Стерн Гроув фестивале – потрясающее впечатление. Конечно, столь сложное звукоизвлечение можно рассматривать, как недостаток, но есть и преимущества в такой системе.
Моим первым инструментом была шуйская гармонь, изготовленная в городе Шуя Владимирской области диапазоном 25х25. Это значит, что на правой и на левой клавиатурах было по 25 кнопочек. Есть еще гармони 25х12, очень популярные в народе. Есть и другие модификации.
Добавлю, что различаются хроматические и диатонические гармони. Что это значит? Я владею хроматической гармонью, называемой в народе «хромкой». В какую сторону ни потяни мех гармони – извлекаемый звук одинаков. В диатонической гармони звук на сжим и расжим меха различен. Таковы, в основном, национальные гармони: мексиканские, татарские и т.д. Я ими не владею, к сожалению. Вес этих глубоко народных инструментов очень небольшой, что способствует их мобильности и востребованности в любой природной среде  при любом климате. Держат гармонь двумя руками, где бОльшая часть нагрузки падает на правую кисть. Однажды я встретил в глухой дальневосточной российской деревне гармониста, который играл, перевернув гармонь так, что басы оказались справа.
-Привезли в клуб гармонь, а играть никто не может и показать, как держать гармонь некому было. Так и научился я играть на перевернутой гармошке.
Такое обьяснение я услышал.
Как и когда я приник к гармони?
Так в деревне, куда была выслана при Сталине наша семья!  Соседскому мальчику, моему ровеснику Стёпке, сыну сосланных из Закарпатья украинцев, отец купил гармошку. Степка быстро ее освоил, вызвав уважение у моих родителей, которые тоже купили мне гармонь. Началось негласное соревнование, кто лучше играет, больше знает песен, может дольше играть на деревенских танцах, не повторяясь.
Я постоянно проигрывал Степке в этом негласном соревновании, но, тем не менее, как и он, играл на танцах в Парке, в результате чего пользовался уважением завсегдатаев танцполощадки.
Надо сказать, что на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока , начиная с 50-х годов, танцы под гармонь в небольших городах и поселках, особенно, расположенных на Транссибирской магистрали, были необходимым элементом жизни народа, пережившего войну и победившего ценой страшных жертв.
Множество инвалидов войны, безногих и одноногих калек вышли на железнодорожные магистрали и автобусные маршруты с жалобными песнями под наскоро освоенную традиционную русскую гармонь, заменяемую, иногда, трофейным немецким аккордеоном. Конечно, приобрести и быстро освоить гармонь значительно легче, чем аккордеон. Производство гармоник резко возросло в послевоенные годы, да и цена была невысокой. Десятки фабрик производили эту нехитрую продукцию, имеющую спрос . 
Однажды, я ехал  в пригородном поезде Волочаевка-Хабаровск. В вагоне, куда я зашел, играл пожилой гармонист на обычной гармошке, красиво инструктированной. Мне показалось, что я сплю и вижу сон. Его техника игры, выразительность исполнения была настолько необычной для меня, что я твердо решил учиться играть у мастеров , чтобы научиться играть так, как этот неизвестный мне самородок.
Начал изучать ноты и смог поступить в муз. училище по классу баяна.
Гармонь не забывал.
Убрали инвалидов с улиц и транспорта. Радиофицировали танцплощадки даже в глухих деревнях. Начала исчезать традиционная гармонь, заменяемая более совершенными инструментами.
Забыта песня Мокроусова « Одинокая гармонь».
 Но не всеми.
А ну, скажите, дорогие мои сверстники, кто из Вас ни разу в своей жизни не спел для себя, хотя бы, эту изумительную песню? Думаю, что нет таких среди тех, кому «медведь на ухо не наступил».
А ведь «ожила» гармонь! Не могла не ожить, ведь в ней, как в песне, живет душа народа.
Ведь есть даже поговорка :
--Все пропью,гармонь оставлю!
Смотрю международные фестивали, передачи по ТВ, посвященные этому инструменту.Все чаще на всероссийское ТВ приглашают гармонистов-самородков. И ведь много их!
Открой, дорогой читатель, Гугл. Напиши:
-Михаил  Морозов         -гармонист-виртуоз.
Или : Сергей Власов – гармонист – виртуоз.
Не пожалеешь.
. Недавно смотрел передачу «Играй баян» с гармонистом из Пензы Николаем Архиповым, чувашом, который пел песни на чувашском языке под свою гармонь. Прекрасный музыкант, не уступающий профессионалам, настоящий самородок. До этого на эту передачу пригласили гармониста из Татарии, тоже талантливого музыканта, который произнес удивительную для меня фразу:
-Какой татарин без гармони!

Хочу поделиться с читателями еще одним ярким впечатлением:
Во время круиза на теплоходе посетил концерт канадского музыканта, исполнителя на небольшой губной гармошке в  сопровождении инструментального ансамбля . Очень трогательное, проникновенное исполнение, вызывающее теплые эмоции слушателей.
Поёт баян, танцуют кнопочки,
Гудят туда, гудят сюда,
А у ворот гармонь-проказница
Зовёт неведомо куда....

ГАРМОНЬ ЗВАЛА, ЗОВЕТ И БУДЕТ ЗВАТЬ!

На верхней фотографии: деревенский гармонист. Мне- 14 лет.