Ох, уж эта статистика...

Фурта Станислав
Писал намедни в числе большого количества экспертов комментарий для портала banki.ru в связи с опубликованием статистических данных на тему того, что россияне всё более поджимаются в своих расходах. В результате получился не комментарий, а нечто типа фельетона, не имеющего с идеей конечного продукта (см. в конце) ничего общего...

ОХ, УЖ ЭТА СТАТИСТИКА....

В советские времена бытовал такой анекдот «Есть правда, есть ложь, а есть статистика». Именно эта аналогия пришла мне на ум, когда я познакомился со статистическими отчётами исследовательского холдинга ROMIR «На чём начали экономить Россияне?» (http://romir.ru/studies/778_1461013200/#form) и «Ежемесячного мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, 2015-март 2016г.» Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (http://www.ranepa.ru/…/ek-monitor…/monitoring-march-2016.pdf ).


Только когда анекдот этот рассказывали в советские времена, имелось в виду искажение данных, приписки и прочие прелести, здесь же мы имеем дело с абсолютно достоверными с точки зрения всех правил и практик статистическими отчётами. Но в том-то и состоит бич современной статистики под названием Big Data, т.е. взрывного роста количества и многообразия обрабатываемых данных, что изъяв оттуда определённый кусок информации, можно доказать всё, что угодно.


В целом оба отчёта носят сдержанно оптимистический характер. Ну, вот мы, например, читаем в отчёте ROMIR, что в режим экономии с разной интенсивностью и набором статей экономии перешли за последний год девять из десяти россиян (89%), т.е. «УЖАС-УЖАС». Однако, отчёт ROMIR’а сообщает нам тут же, что год назад относительно расходов на развлечения (37%), путешествия (32%), деликатесы (30%) и… святая-святых… рестораны (21%) россияне были более тревожно настроены. Ну и о чём нам говорят все эти проценты? О том, что «УЖАС-УЖАС», но не «УЖАС-УЖАС-УЖАС»…


А вот данные статистического отчёта Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Несколько выдержек:


…Объем ВВП с исключением сезонности не изменился по сравнению с предыдущим месяцем (после снижения на 0,1% в январе). Ну ведь неплохо же!


…Динамика потребительской инфляции января-февраля 2016 г. носит СПОКОЙНЫЙ характер и похожа на аналогичный период 2013 г. Ах, благословенный 2013 г., когда девушки были краше и бочка нефти марки BRENT стоила около $110!


…Рост потребительских цен к декабрю предыдущего года составил +1,6%, в том числе цены на продукты питания за два месяца выросли на 1,9%, да это же сущие пустяки!


… А ведь как здорово, что… Продолжается замедление инфляции. В феврале индекс потребительских цен составил 0,6%, в марте 0,5%.


…Численность рабочей силы (экономически активного населения) в феврале выросла на 186,8 тыс. человек по сравнению с январем и на 127,4 тыс. человек по сравнению с февралем прошлого года. Безработица в течение последних четырех месяцев остается на уровне 5,8 % от экономически активного населения. А кстати, как там с безработицей в какой-нибудь Греции? Так вот на начало года она составлял 24,4% (по данным сайта http://ru.tradingeconomics.com/ )


…Объем производства по виду деятельности «Строительство» по оценке Минэкономразвития с исключением сезонного фактора в феврале увеличился на 1,0% после спада в январе на 1,5%. Объем строительных работ в феврале вырос на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года – впервые выйдя «в плюс» за период с начала 2014 г. Да-да, мы видим эти пустые жилые районы с черными глазницами окон по ночам…


Но ведь эти цифры – это не просто цифры, это представления каждого конкретного человека о его экономическом благосостоянии на среднесрочную, а то и долгосрочную перспективы. Каковы же эти представления? И на это у статистиков есть свой ответ.

…Около 60% населения, как и год назад, отмечают ухудшение экономической ситуации в стране. От месяца к месяцу меняется лишь акцент на «незначительных» или «заметных» изменениях, и в марте 2016 оказалось больше тех, кто фиксирует незначительные изменения к худшему. Несколько выросла и достигла 10% доля тех, кто рассматривает ситуацию как полномасштабный экономический кризис.

К чему я привожу все эти бесконечные надёрганные из разных статистических отчётов цифры? Помните старую садистскую сказку про лягушку, которую сварили в медленно нагревающемся молоке? Наш российский потребитель ведёт себя именно подобно этой лягушке. Ну да, цены на продукты питания выросли, в силу чего пришлось экономить, но не смертельно же? А главное, что мы боялись, что будет намного хуже… Вот и в рестораны кое-кто ещё может ходить. А статистика услужливо напоминает о наших прежних несбывшихся страхах. Они же не оправдались, и всё вроде бы и ничего…

Кошмар этого экономического кризиса заключается как раз в том, что он медленный, ползучий, ему присущи куда меньшие встряски, чем в период кризиса 2008-2009 гг. И я, увы, не могу предсказать, сколько у российского потребителя сохранится это самоуспокоенность варящейся лягушки: «Плохо, но могло бы быть и хуже!»

Ведь человек в ходе кризиса может стать деятельным экономическим субъектом, способным кардинально изменить к лучшему ситуацию в стране, когда почувствует, как земля у него горит под ногами. Но этого не происходит. Не происходит оттока работников в предпринимательскую среду! И смотреть надо на совсем другие данные и на других временных промежутках. Так, например, по данным Росстата, (обновлено 03.07.2015 г.) численность населения, занятого в индивидуальной-предпринимательской деятельности сократилось с 8314 тыс. чел. в 2008 г. до 5645 тыс. в 2014г, т.е. снизилась на 32%.А вот данные с сайта http://legitimist.ru/…/malyij-biznes-v-rossii-czifryi-i-fak…: поданным ФНС на апрель 2015 г. в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн. ИП, а прекратили свою деятельность 7,7 млн. чел.

Лягушка из кипящего молока пока выпрыгивать не собирается. Она пока высчитывает, что сможет купить на официальную зарплату.

А это результат журналистского обзора на портале banki.ru :
http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8863412