Прежде чем обратиться к А.С. Пушкину и его первой Болдинской осени, надобно нам ещё поговорить о персонажах сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
Что они из себя представляют, эти достаточно странные персонажи, куколки эти - марионетки?
Алексей Николаевич Толстой говорил, что он - "человек общества символистов". Какими же символами наполнил он свою знаменитую сказку?
Начнём с "дамы":
Мальвина, девочка с голубыми волосами...
- Девочек с голубыми волосами не бывает! - совершенно справедливо заметил реалист-Арлекин, давая пощёчину романтику-Пьеро, влюблённому именно в такую, "небывающую", девочку.
Потом мы с вами видим, что , - прав - всё-таки, - романтик, - и такая девочка - одна - но есть!
Впрочем, и не одна, поскольку у нас (у Толстого) она - Мальвина, а у итальянцев - у К.Коллоди, - Фея.
Фея Коллоди на протяжении сказки то девочка, то девушка, то женщина, то старуха; то живая, то мёртвая.В конце пьесы она даже предстаёт козочкой с удивительной - лазурной - шерстью, - и ещё - даже - голубой улиткой!
Есть такая сцена в сказке, - где Фея появляется впервые, из берлинского перевода Толстого 1924 года, - выполненная в глубоко "готическом" стиле.
Это - первое появление Феи, - в окошке домика, когда в его двери бьётся преследуемый разбойниками Пиноккио.
"... в окне появилась красивая девочка. У неё были волосы небесной лазури, бледное, словно восковое, лицо, глаза закрыты, а руки скрещены на груди. Даже не шевеля губами, она сказала голосом, который шёл, казалось, с того света:
- В этом доме никого нет. Все умерли.
-Открой мне хотя бы ты! - взмолился Пиноккио, рыдая.
-Я тоже умерла.
-Умерла? Но что тогда ты делаешь тут, у окна?
-Жду, когда прибудет гроб, чтоб забрать меня отсюда, - и с этими словами девочка исчезла, а окно бесшумно закрылось..."
В 1935 году, пересочиняя сказку заново, Толстой представил эту сцену так.
"Буратино колотил в дверь руками и ногами:
-Помогите, помогите, добрые люди!
Тогда в окошко высунулась кудрявая хорошенькая девочка со вздёрнутым носиком. Глаза у неё были закрыты.
-Девочка, откройте дверь, за мной гонятся разбойники!
-Ах, какая чушь! - сказала девочка, зевая хорошеньким ртом. - Я хочу спать, я не могу открыть глаза... Она подняла руки, сонно потянулась и скрылась в окошке."
У Коллоди девочка была мёртвая, у Толстого - спящая. Конечно, такая девочка напоминает "мёртвую царевну", или "спящую красавицу", - А.С. Пушкина или Шарля Перро и В.А. Жуковского соответственно. Но ни у царевны Пушкина, ни у красавицы Перро или Жуковского волосы не были голубыми...
Кстати, вы заметили, что в этом - первом - появлении перед нами Мальвины, - Толстой ничего не сказал о "редком" цвете её волос? Или в темноте их цвета не было видно?
А вот в следующей сцене - когда уже рассвело, - Толстой пишет то же самое, но уже "вворачивает" определение "голубые" в отношении мальвининых волос:
"Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко..."
Откуда же взялись эти голубые волосы? Ведь их действительно не бывает в природе!
* * *
Вернёмся снова к той же сцене, когда Буратино бежит от разбойников и видит перед собой домик Мальвины:
"... он увидел красивую лужайку и посреди её - маленький, освещённый луной домик в четыре окошка. На ставнях нарисованы солнце, луна и звёзды.
Вокруг росли большие лазоревые цветы."
Вот эти "большие лазоревые цветы" и указывают нам направление, в котором следует искать источник образа девочки с голубыми волосами.
* * *
И указывают они нам в сторону Германии конца XVIII века, на автора-романтика, впервые воспевшего в своём романе такой вот "большой лазоревый цветок", - Фридриха фон Гарденберга, взявшего себе псевдонимом латинизированную фамилию предков - "Новалис".
В романе Новалиса "Гених фон Офтердинген" одноимённому герою снится такой сон.
"Он очутился на мягком лугу у края ручья, точно вливающегося в воздух и в нём исчезающего. Тёмно-синие скалы с пёстрыми жилками возвышались на некотором расстоянии ; окружавший его дневной свет был яснее и мягче обыкновенного; небо было чёрно-синее и совершенно чистое. Но с наибольшей силой привлекал его голубой цветок, который рос у ручья, касаясь его своими широкими, блестящими, листьями. Цветок окружали бесчисленные другие цветы всевозможной окраски,.. Но он ничего не видео, кроме голубого цветка, и долго разглядывал его с невыразимой нежностью. Наконец, он приблизился к цветку; но цветок вдруг зашевелился и вид его изменился; листья сделались более блестящими и прижались к растущему стеблю, цветок склонился к нему и лепестки образовали широкий голубой воротник, из которого выступало нежное личико..."
Вот это "нежное личико" в обрамлении голубого воротника и дало толчок к образу девушки с голубыми волосами.
Кстати, этот образ девушки-цветка потом, - казалось бы, - неожиданно, - аукнется в фильме "Золушка" 1945 года (сценарий Е. Шварца).
-Я знаю эту девушку! - восклицает Мачеха.
-Эта девушка..., эта девушка - прекрасный цветок.
Это - отголосок всё того же Голубого цветка с девичьим личиком, - у Новалиса.
Надо сказать, что недобрая и неумная Мачеха в этом случае совершенно права: Золушка - действительно - тот самый - Прекрасный цветок. И Золушка, и Мальвина - это одна и та же героиня, - или, - может быть, одна и та же субстанция, которую они собою символизируют...
Но изначально - если у этой истории вообще есть начало, - с голубыми волосами изображалась великая богиня Египта, а так же и Древней Греции и Древнего Рима - величайшая богиня-мать - покровительница и родительница фараонов - Исида. В храмах Дендеры были обнаружены её изображения, вокруг которых - поблёкшая и осыпавшаяся - но всё равно - небесная лазурь.
Продолжение следует.
Иллюстрация: колонны Гипостильного зала в Дендерах. Верхняя часть колонн имеет вид ликов Исиды, смотрящих на север, восток, юг и запад. Лики нарочно повреждены. Волосы у Исиды синие, их цвет показывает связь Исиды с небесами.
Фото взято из Интернета.