Баллада о красном галстуке

Голиб Саидов
         


        Каюсь: в школе я учился из рук вон плохо, являясь твёрдым "троечником". Более всего, я ужасно боялся таких предметов, как "химия", "физика" и "математика". В связи с этим, невольно всплывает известный анекдот.


- Ты помнишь. чему равен синус 45?
- Помню: корень из двух на два.
- А тебе это пригодилось в жизни хоть раз?
- Конечно!
- Как?
- Вот ты сейчас спросил, я ответил!


            Лишь по "рисованию", "истории", "литературе" и "русскому языку" я имел заслуженные "четвёрки". А по "географии" даже - "пятёрка"! Но, про "географию" - это отдельная тема: успешному освоению этого предмета я всецело обязан брату.
            Так уж сложилось, что самым интересным для меня собеседником (на протяжении вот уже более полувека), является мой старший брат Ганижан. С ним можно общаться на любые темы: о политике и экономике, о медицине и психологии, об искусстве и классических поэтах Востока, о философии и о юморе.  Для меня он является тем редким авторитетом, перед которым я испытываю благоговейный трепет. Две основные черты характера - свобода и независимость - будут сопровождать его по жизни, постепенно выковывая в мудрую и независимую личность. Несмотря на небольшую казалось бы разницу во времени (всего лишь 6 лет), мы живём с ним "в разных мирах". Сейчас попробую объяснить...
          О нашем "любимом и славном вожде" мною уже написано немало. Но сегодня, в контексте такой славной даты... грех не вспомнить его ещё раз.

           В каком-то смысле, мне здОрово повезло: меня угораздило родиться в самый пик расцвета Страны Советов: Великая Отечественная отгремела, страна потихоньку стала оправляться и приходить в себя, Гагарин полетел в космос, мы помогаем африканцам сбросить колониальное иго, заставляем страны Варшавского договора полюбить социализм, а цены практически застыли со сталинских времён (если не считать хрущёвскую деноминацию 1961 года).
          В смысле социальной защищённости - и вовсе не стоит говорить: всюду тебя заботливо оберегают партком, профком, местком, участковый милиционер и ДНД (добровольная народная дружина). Всё бесплатное: медицина, образование, путёвки в санаторий, пионерские лагеря, дворцы творчества, кружки, клубы. В школе: красный уголок, клятва пионера... Лёня Голиков, Валя Котик, ну и конечно-же, Кочан Джакыпов (куда ж, тут деться без интернационализма!)
          Брат же мой, являлся отчасти продуктом той ещё, старой "буржуазной" системы, который не успел толком, по-настоящему заразиться коммунистическими идеями и лозунгами, и у которого, по всей вероятности, был приобретён стойкий иммунитет против любой пропаганды и идеологии. Очень возможно, что всё это ему передалось с генами от предков, и в первую очередь, от моей тихой и неприметной бабушки (по материнской линии), прекрасно помнившей приход большевиков и захват войсками М.Фрунзе старой Бухары осенью 1920 года.
         - Мучико омдан! ("Мужики пришли!") - это словосочетание накрепко останется у неё в памяти до конца своих дней, поскольку, именно в этот период,  бухарцы любыми способами постараются вывести своих жён, сестёр и дочерей за пределы города (в окрестности и кишлаки), избавив тем самым свои семьи от насилия  и позора со стороны пришедших "освободителей".
         И, если моё поколение, будучи первоклассниками, на полном серьёзе гордилось октябрятской звёздочкой, а потом - в четвертом классе - искренне рыдало, если не находило своей фамилии в списке претендующих, носить гордое звание "пионер", то поколение моего брата лишь снисходительно посмеивалось над колдовскими обрядами и шаманскими ритуалами советских неофитов.
         Нет: там, конечно-же тоже, хватало своих "павликов морозовых" и просто, верящих в светлое будущее. И - тем не менее - среди отдельных учеников были и такие смышлёные ребята, которые прекрасно понимали, что переть против огромной идеологической махины им явно не по плечу. А потому, приняв правила игры и стиснув зубы, они также как и остальные, были вынуждены носить на груди эти непонятные атрибуты и символы.
         Впрочем, очень скоро Ганижан догадается извлечь от этого немалую пользу для себя. Дело в том, что в те далёкие 60-е годы, среди местной молодёжи, было модным носить брюки в "дудочку" и узконосые лакированные туфли. Единственная проблема заключалась в жарком климате Средней Азии, с её извечной спутницей - пылью. И тут, вдруг, брата осенило - помните, знаменитое посвящение Д.Хармсу: "Он догадался наконец, зачем он взял мешок!" - пионерский шелковый галстук идеальнейшим образом подходил для... чистки обуви!
          Именно за этим занятием, его однажды застанет спускавшаяся по лестнице  одноклассница - отличница-активистка и старшая по пионерскому звену.
           - Саидов... - только и вымолвит от переполняющего душу гнева и возмущения будущая комсомолка.
          И в следующую секунду, покрывшись пунцовыми пятнами, лицо звеньевой, в солидарности сольётся с красным галстуком, гордо возлежащим на её юной груди. Естественно, как и положено образцовой пионерке-стукачке, подробный и обстоятельный отчёт о кощунственном святотатстве был вскоре доложен на самый верх. За что моего брата чуть не исключат из школы.
           Правда, учился он без особого азарта, перейдя вскоре, после окончания 8-го класса, в ФЗУ (Фабрично-Заводское Училище). Но это обстоятельство нисколько не мешало ему - на правах старшего брата - следить за моими школьными успехами и проверять время от времени мой дневник. И, если бывало, я получал неудовлетворительную оценку по какому-либо предмету, то тут он отыгрывался на мне, что называется, по-полной. Полагаю, излишне говорить, с каким пиететом, уважением и даже (чего уж там греха таить) известной долей страха мы относились к нашим старшим братьям.
           Однажды я схватил  "двойку" по географии. Домой меня волокли не ноги, а сто-пудовые гири. И как назло, брат был дома.
            - А ну, покажи дневник! - по закону подлости, заинтересуется брат моими школьными успехами.
           Обнаружив "двойку", он шлёпнет меня по затылку:
           - Что это такое, а?!
           И в следующую секунду, достав из книжного шкафа увесистый "атлас" и раскрыв наугад страницу с Дальним Востоком, гневно осведомится:
           - А ну-ка: что это?
           - "Курильские острова"... - тихо промямлю я, прочитав заголовок.
           - Так, хорошо... - согласится Ганижан и пролистав пару страниц назад, где масштаб будет в разы меньше, вновь вопросит:
           - А теперь, покажи мне здесь эти самые острова!
           От страха я ткну "пальцем в небо" и... получу от брата ещё одну затрещину.
           - Чтоб через неделю ты знал все столицы мира, понял?! - грозно склонится он надо мной.
           - По-о-нял... - проблеял я как приговорённая к закланию овечка...

            С тех пор минуло много лет.
            Как это ни странно, но столицы многих стран мира я и по сей день знаю не хуже, чем та 3-летняя украинская девочка, что недавно мне довелось узреть на одном из распространённых теле-шоу.
            Ну, а пионерский галстук... Галстук тоже, хранится у меня в шкафу и должен заметить, недавно сослужил мне неплохую службу.
            На днях, у меня сильно разболелась рука. Да так, что не утерпев, я побежал к доктору. Мне прописали лекарство, зарядку и компресс с повязкой в локте. Как вы уже вероятно догадались, в качестве повязки я использовал свой школьный галстук. Вы не поверите, но - через две недели - всё как рукой сняло.
            Вот, что галстук животворящий делает!
            И в заключение, для разрядки: пару анекдотиков про нашего бывшего вождя, которые мне очень нравятся.


***


Ленин, взойдя на трибуну:
- Товагищи! Геволюция, котогую мы все так ждали, наконец свегшилась и тепегь у нас установлен 8-часовой габочий день.
Толпа:
- Ура!
Ленин:
- Когда мы построим социализм, человек будет габотать всего 7 часов в сутки.
Толпа (воодушевленно):
- Ура-а!!
Ленин:
- Давайте, товагищи, помечтаем: когда мы пгидем к коммунизму, то человек будет габотать всего 2 часа в сутки!
Толпа (захлёбываясь от радости), продолжительно:
- У-ур-ра-а!!! Ур-ра-а-а!!!
Ленин, облокотившись  рукой на трибуну и подперев свою бородку, медленно протягивает сквозь зубы:
- Да-а... смотгю я на вас бгатцы и думаю: ни х@я-то вы габотать не хотите...


***


Старушка при смерти. Приехал молодой врач, осмотрел бабусю:
- Есть старый народный метод. Тебе, дед,  надо свою бабку так отодрать... одним словом, как в первую брачную ночь.
- Ты что, внучек, я же старый... столько пережил. У меня даже Ленин на руках помирал... Нет, не смогу уже.
Однако, вечером поднатужился и сделал всё, как доктор прописал, "по рецепту".
Наутро смотрит - бабка на кухне, аж на двух сковородах блинчики стряпает! Да так шустро!
Дед, в изумлении. А потом, задумавшись:
- Вот ведь как... А мог и Ленина спасти...