Насколько близки русским венгры?

Лилия Соловьева
Предуведомление:
Текст сложился из мыслей  после прочтения в разное время трех различных по своему содержанию вещей:
•книги Кшиштофа Варги из серии Современное европейское письмо из-во НЛО 2012 год"Гуляш из Турула";
•статьи А. Качкаевой  <<Лидеры России на телевизионном экране: феномен Путина и "код" Медведева>> 2011 год Интернет:   https://publications.hse.ru/articles/74773911
•книги И.Кабакова и Б.Гройса "Диалоги" из-во Вологда 2010 год Библиотека московского концептуализма Германа Титова (высказывание художника Кабакова взято со стр.235)
...

Зря обыватель представляет будто секретные обращения высокопоставленных деятелей к своим коллегам по партиям звучат на сухом официальном языке.
В 2006-м венграм приоткрылась дверца и сквозь образовавшуюся щелку произошла утечка в СМИ секретной речи премьер-министра (хорошо когда имеются профессиональные и неподконтрольные правительству СМИ).

/ Фе;ренц Дью;рчань (Дю;рчань) (венг.Gyurcs;ny Ferenc; род. 4 июня 1961, город Папа, западная Венгрия) — крупный венгерский бизнесмен, политический и государственный деятель. С 29 сентября 2004 по 14 апреля 2009 — премьер-министр Венгрии. Лидер Венгерской социалистической партии. 21 марта2009 года заявил о своём уходе с поста премьер-министра[1]./

Так что же такое сказал Ференц Дьюрчань?
Этого нет в  Википедии, зато это мы можем прочитать в книге у Кшиштофа Варги:

/[...] Во время закрытого выездного заседания на Балатоне премьер-министр признался, что последние два года врал, чтобы удержаться у власти. Говорил, что его правительство не сделало ничего, чтобы пополнить находящийся в плачевном состоянии бюджет государства. Что предвыборные обещания, благодаря которым он получил поддержку, исполнить невозможно и что нужно провести колоссальные, болезненные для общества реформы. [...] что следует ожидать больших манифестаций перед парламентом.[...] А для убедительности обогатил свою речь многочисленными "****ями" и "херами"[...] Сказал: "Мы все просрали, не много, а все".  Так премьер подытожил деятельность своего правительства. [...] Сказал: "Мы врали днем, вечером и ночью". И в тот момент говорил правду. [...] Назвал Венгрию "****ской страной". [...]  и сказал, что он часто думает о своей матери, бедной пенсионерке из провинциального городка Папа, которая вынуждена экономить газ.[...]
В той знаменитой речи, когда премьер Дьюрчань рассказывал о своей матери, он упомянул при случае и систему здравоохранения. Мать призналась ему, что в последнее время к ней стали лучше относится в поликлинике, и спросила у сына, правда ли, что медобслуживание немного улучшилось.
-- Говна пирога, мама, -- ответил премьер, -- они просто знают, кто ты.
Дьюрчань обожает рассказывать о своей матери./

По всей Венгрии прошли бурные манифестации с требованиями об отставке правительства. Венгры взяли в руки белые ленточки, которые стали символом протеста против лжи премьер-министра. Премьер, в свою очередь, сказал что не уйдет. Сказал, что его речь имела одну цель, -- убедить однопартийцев в необходимости экстренных преобразваний в стране.
Волнения на площади Кошута постепенно затихли, крики о правительстве воров, которые присвоили Венгрию себе, унеслись в небо. Последние остатки инсталляции -- пирамиды из старых телевизоров, на каждом экране которого виднелась надпись "Не врите!", были вывезены на помойку. Равнодушные  к социалистическому правительству и правой оппозиции бездомные доели свой последний бесплатный суп-гуляш. Всё улеглось.
На площади Кошута воцарилась тишина.

"Революция лунатиков" -- сделали своё заключение журналисты. 

Несколькими годами позже, когда наш,-- российский, президент увидел белые ленточки на Болотной, то он, с присущими ему интонациями, заявил: "глядя на них издали, я подумал что это презервативы";
прикинулся что видит такое впервые, а еще чуть позже назвал белые ленточки "дурацким символом, заимствованным на Западе".

Любопытно, что за несколько часов до утечки речи в СМИ, Дьюрчань встретился с В.В.Путиным, о чем Википедия пишет:
/ 18 сентября 2006 года Ференц Дьюрчань по приглашению российского президента Владимира Путина встретился с ним в сочинской резиденции «Бочаров Ручей», где российский президент заявил: <<В России ценят взвешенный и прагматичный подход нынешнего венгерского руководства.>>/

Время работает нещадно и под его жерновами любые слова могут за несколько часов превращаться в банальность.

Загаживание пространства, -- сказал бы художник. А может в качестве примера вспомнил бы о знаменитой инсталляции Бойса "Ящик, наполненный мусором после демонстрации"...

В российскую прессу никогда не просачивались речи нынешнего президента или премьер-министра произнесенные за закрытыми дверями. А жаль, мы могли бы услышать массу еще более "интересных" речей, помимо того, что произносится открыто.
Спрос рождает предложение, и если обратиться к статье Качкаевой "Лидеры России на телевизионном экране: феномен Путина и "код" Медведева ", то Путин, по её мнению  /[...]работает на возрастную, массовую, менее образованную и относительно консервативную часть общества (аудитория национальных госканалов). Медведев -- на более молодую, образованную и взыскательную./ Качкаева в своей работе, подает читателю целую подборку высказываний Путина. По её мнению, именно при Путине сниженная лексика двора и даже зоны, была введена в легитимный публичный оборот телевизионной нормы:

 / "сопли жевать", "мухи отдельно, котлеты отдельно"/.

/"Пусть жену свою учат щи варить!" --  советовал Западу не учить Россию демократии./(2008 год, пресс-конференция)

/"Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум-бум, ежедневно."/(осенью 2008г. будучи премьер-министром)

/"У меня не реплики, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается"/ (осадил руководителя госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова)

/"Сюда нужно смотреть и слушать, что я говорю"/(призывал к порядку новоиспеченного министра образования и науки Андрея Фурсенко)

/"Политическая система не должна дрожать как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении"/ (на заседании Госсовета, -- попытка защитить выстроеную им политическую систему)

Анализируя высказывания Путина, Качкаева приходит к выводу, что
/Интонационно тексты Путина выразительны из-за ироничной, даже чуть глумливой манеры/, а
 /Самым дерзким высказыванием Путина считается его ответ на вопрос журналиста на пресс-конференции в Брюсселе в 2002-ом году о войне в Чечне: "Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому "вопросу", и я рекомендую сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло"/.

Философ, вероятнее всего, скривился бы и пустился в филологические рассуждения о происхождении слова "вульгарный". С увлечением говорил бы, что слово «вульгарный» латинского происхождения, что в Древнем Риме «вульгарис» обозначало «обыкновенный», «простой», а «вульгус» - «грубые, невежественные люди», «чернь». Обратил бы моё внимание на заимствование из английского языка.
Ещё он добавил бы к рассказу что представители лондонской знати говорили «vulgar», подразумевая «простонародный», «пошлый», «плебейский». В подобном значении прилагательное «вульгарный» используется и в современном русском языке – как «грубый», «упрощенный до крайности»....

Художник же, не сдерживая смеха, начал бы уверять меня, что для России такие выразительные иронично-глумливые тексты (или же слова) вполне естественно. Сказал бы что здесь продолжают верить в магическую силу слова и если человек говорит, значит есть данные ему свыше на то полномочия, ведь всегда было так:
/Сказанное (а еще хуже -- напечатанное) слово производит опустошение в рядах врагов и помогает друзьям встать в полный рост и крушить направо и налево. Вообще, текст в России имеет военную, высоко энергетически заряженную мощь. Это напоминает каких-то "Черноморов", которые рядами поднимаются из воды, рядами глушат врагов, -- и опять погружаются в воду"/....

Я конечно ответила бы художнику, что на сегодняшний день ситуация значительно поменялась потому как миф о  стране с самым многочитающим населением в мире давно улетел вертикально ввысь, а все дядьки  "Черноморы" сходят рядами сегодня с экранной глади телевизора.

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор
....
Хочу сказать, что есть в книге у Кшиштофа Варги еще один кусок, прочитав который я понимаю насколько близки русским венгры, или венграм русские,-- кому как угодно:

/[...]На Стене Тех, Кто В Ответе -- огромном белом листе картона, прикрепленном к ограждающему здание парламента барьеру, -- каждый может написать имя того, по чьей вине Венгрия оказалась в столь бедственном положении. Поэтому на картоне можно увидеть названия радиостанций, телеканалов, газет, фамилии известных писателей: Петер Эстерхази, Петер Надаш и Дьёрдь Конрад. Если угодно, каждый может вписать сюда фамилию соседа или тещи, своего кредитора или учителя, может публично переложить на кого-то ответственность за свои неудачи. И это тот редкий случай, когда писатели могут быть, наконец, за что-то в ответе./