ЛИЗА

Мария Марианна Смирнова
С прекрасной женщиною – Лизой,
Хочу вас познакомить я.
Хотя порой её капризы,
И в тягость мне. Сестра моя

Соседом увлеклась безмерно.
Её и слёзы и слова
Мне сердце ранят! Глупо, скверно,
Живёт Андрей. О нём молва,

Совсем не лестна. Волочится,
За всякой юбкой он, и пьёт.
А Лиза, чтоб с ним объясниться,
Никак слова не подберёт.

Совсем измучилась, бедняжка.
В моленьях не найдя ответ,
Она послушала Дуняшку,
Посмевшую  ей дать совет.

Кухарка, милая девчонка,
Любила Лизу всей душой!
Шепнула Лиза,- коль в сторонке
Ты постоишь! Пойдём со мной!

               

-Позвольте мне войти. Не стоит
Нам у порога говорить.
Визит пусть вас не беспокоит,
Дождливо. Я могу простыть.

Перчатка Ваша? Ненароком,
Нашла ее я под скамьей.
Ко мне Вы повернулись боком?
И стул подвинули ногой?

Вы не здоровы? Вы молчите?
Зачем я принесла её?
Вы просто слушать не хотите?
И нарекание моё

Вам будет, вижу, не по нраву.
Не дай Господь, коль вас убьют,
Или в вино нальют отраву,
Или повозкою собьют!

О том я слышала случайно,
Мешаете вы, стало быть.
Должно, окутаны вы тайной.
Как страшно! Вас хотят убить?

Предубеждение? Простите.
Вы правы. Я боюсь за вас.
Нет, ничего не говорите,
Страшусь открыться, что ваш бас,

Тревожащий и в меру громкий,
Слыхала очень я давно,
Когда была еще ребенком.
Через открытое окно

Я вас не раз в саду видала.
Вот посему вы мне знаком,
Но лишь сегодня я узнала,
Что рядом с вами мы живем.

Я слышала, что на дуэли,
Деретесь. И из-за кого?
Не отрицайте.  В самом деле,
В постели братца моего

Предмет обид и вожделений!
Что до нее мне? Вас молю.
На что дуэль вам? Вы же гений!
Вы умница! Я вас люблю!

О встрече столько лет мечтала,
Но Бог не дал нам прежде встреч.
А надо мне ничтожно мало,
Вас от несчастья уберечь.

Вас, мой гордец, не улыбайтесь.
Мне, право, страшно! Посему
Что проку в мести? Не стреляйтесь!
Лишь только Богу одному

Известно о моих страданьях.
И мне не жить, убьют, коль вас.
Мне стыдно, что я на свиданье,
Пришла к вам в неурочный час.

Не для распахнутой постели,
Не стану с вами пить вино.
Вы пакость  мне сказать посмели.
Прощайте! Коли суждено

Вам умереть, стреляйтесь, что же!
Да только как мне дальше жить?
Прощайте. Пусть простит мне Боже,
Что не могу вас,  не любить.

Я столько лет жила в надежде,
Быть вам и другом и слугой.
Несчастным вы казались прежде,
И ваша жизнь, с моей судьбой,

Казалось мне, переплеталась.
Ах, вы смеётесь надо мной?
Я, сударь, уберечь старалась,
Сейчас вас от беды большой.

Не стоит хохотать. Тем паче,
Простите дерзость вы мою.
Не смела, поступить иначе.
И, всё равно, я вас люблю!



Она поспешно отвернулась,
И вышла, дверь, прикрыв  рукой.
А слезы градом. Вдруг нагнулась,
И вскрикнула,- о, Боже мой!

Ступеньки, залитые кровью,
И бездыханный воробей,
Лежит в углу площадки. Солью
Посыпано крыльцо. Скорей

Она сбежала на дорожку,
И побежала. Быть беде.
Ещё и мамину сережку
Нашёл у речки в лебеде,

Слуга её, Степан садовник
Поломанную ей принес.
Сережки, вспомнилось, любовник,
Князь Мышкин маме преподнес.

Давно нет мамы,  нет и  князя.
Перевернулся экипаж,
Однажды, на прогулке. В грязи,
Был плащ у мамы. Кучер   Граш,

На козлах задремал – каналья!
Погиб он с мамою тогда.
Дочурка кучера – Наталья,
Кричала, плача, что беда,

Пришла в их дом по Божьей воле,
Что баре Господа гневят.
Все Лиза вспомнила, нет доли
Страшнее, коль в грехах  винят.

Не дай беде случится, Боже!
Вскричала Лиза,- я люблю,
Люблю художника. И все же,
В чем я грешна? Перетерплю

Его несметные причуды,
И волокитство и пиры,
И долговых расписок груды.
Мужская блажь лишь до поры.

Пройдут года, он старше станет,
Чуть постареет и поймет,
Что он не смеет сердце ранить,
Тем, кто от бед его спасет.

Пусть, впрочем, дурно он со мною,
И обошелся. Я простить
Смогу чудачества. Женою
 Его я стану,  может быть.

Но поутру, за рощей, в поле
Дуэль. А, вдруг его убьют?
Невыносимо думать боле,
Что этот глупый самосуд,

Свершится. Что за наказанье?
Не вправе это допускать,
Ни я, ни люди. Знать страданья,
Опять мне суждено познать!

Всю ночку Лиза у окошка,
Сидела, не ложилась спать.
Поутру мужичонка  Прошку,
Послала новости узнать,-

-Да сказывай, -  она велела,
-Коль ранят, пусть сюда везут.
Что Дуня? Чай уже согрела?
Хочу я чаю,- чай несут.

Через минуту, на подносе.
Сжигая губы, Лиза пьет,
Кухарке задает вопросы,-
-Что слышно, и когда придет,

И принесет ей вести Прошка?
Убит ли, жив ее Андрей?
И вот на блюдце села мошка,-
-Её,  Дуняша, бить не смей,-

Кричит испуганная Лиза,-
-Пусть Божья тварь со мною пьет,
Где Прохор, что Андрей? Сюрпризы,
Какие он преподнесет?

Нет Прошки?  Экая  досада!
В чью пользу будет самосуд?-
Вдруг, крики, за крыльцом, из сада-
-О, горе, ранили, несут!

Не стонет, слав Богу, дышит,
Задело легкое чуть – чуть.
Где доктор? Доктор где?- Не слышит
Андрей. Его лишь только грудь,

Ещё  колышется немного.
Скупые слезы по щекам,
Сползают. Лиза у порога
Ему, вдруг шепчет,- не отдам

Вас никому. Я все забыла,
 Несите в спальню, на кровать
Художника. Дождливо, стыло!
Кричит она, волнуясь,- дать

Ему одежду  -  потеплее,
Из шкафа папы. И вино,
Согреть. И шторы -  потемнее,
Повесить в спальне, на окно-

-Что, Дуня? Что? - шептала Лиза
- Вели мне чаю принести.
Я посижу, порой капризы
Андрея нелегко снести.

Мне кажется, что бесконечно
Он будет охать и стонать.
Как ты,  Душенька, сердечна,
И как добра.  Ведь  отказать,

Ты не посмела мне ни разу.
Ты помогала день и ночь,
Без нареканий, без приказа.
Чтоб утомленье превозмочь,

Смешное, иногда, пыталась
Мне, непременно, рассказать.
С тобой нам, девочка, досталось,
Все мысли варвара узнать.

Он гений, без сомненья, гений,
И, согласись, хорош собой!
Перед талантом на колени
Я встала бы. Но вот женой,

Из – за  бедовых откровений.
Бог видит, стать я не хочу.
Он птица вольная, он гений!
Не удержу! Зажги свечу.




Он, верно, Дунюшка, проснулся?
Ты погляди, душа моя.
Перевернулся? Улыбнулся?
Проснулся! Вижу, вижу я!

Сейчас ему дадим лекарство,
И принесем ему поесть,-
-Вы что, Андрей? Какое барство?
В подушки можете вы сесть?

Я помогу.  Садитесь смело.
Вы благодарны? Ерунду,
Не говорите. Я хотела,
Ещё раз отвести беду.

Вы мне нужны! Я говорила,
Об этом. Помните, тогда,
Я приходила к вам, просила
Благоразумным быть? Беда,

Пусть миновала. Слава Богу!
Удерживать не стану вас.
Вам не нужна я. Вы в дорогу,
Коль можно б, собрались сейчас.

Не хороша я вам, не лгите.
Вы бредили, и я не раз,
Все слышала. Андрей, простите!
Хотя любить я буду вас.

Её в бреду вы часто звали,
Её вы любите, Андрей.
По снегу  б  босиком  бежали,
К любимой Олюшке своей.

Ходить вам понемногу надо,
Вы завтра можете вставать.
Ну, а по мне одна награда,
Вам другом настоящим стать.

Немилосердно счастье ваше.
Бог с вами!  Я и не сержусь!
Сядь, посиди ты с ним, Дуняша,
Обед подать распоряжусь.