Лицейские страсти Картина 1

Павлова Наталья Ивановна
Одноактная пьеса для старшей группы школьного театра.

Действие происходит в начале двухтысячных годов в литературном лицее.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1. Светлана Корнеевна - учитель литературы, 58 лет.
2. Алия Самаловна - завуч, 26 лет.
3. Мама (видЕние)
4.Девочка - видЕние, символ сна.

Ученики 9 класса:
5. Денис
6. Малика
7. Лена
8. Таир
9. Есенеева
10. Костя.
11. Дима.
12. Даша

Сестры двойняшки, но очень разные, на 2 года младше всех ребят.
13. Света
14 Маша.

                КАРТИНА 1

(В классе Светлана Корнеевна раздаёт сочинения и комментирует их)

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. У Кости, как всегда, ни одной своей мысли. Две страницы из учебника, Две страницы из Белинского, а остальное цитаты.

КОСТЯ. Светлана Корнеевна, а ведь Вы нам тоже здесь каждый урок не свои мысли говорите. Если бы я СВОИ написал, то уж точно Вы мне "пару" влепили бы за незнание критической литературы.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. (довольно добродушно). Тебе бы, Соколов, всё спорить. А Есенеева вообще номер отчибучила. Написала (читает): "Печорин не лишний человек. Просто он не вписался в понятия Белинского о человеке. Но ведь Белинский тоже ЧЕЛОВЕК, значит и ему свойственно ошибаться. Мы не должны воспринимать его слова, как абсолютную истину." Критиканка нашлась! Подумать только, на самогО Белинского замахнулась! Да ты-то кто такая, чтобы ниспровергать такие литературные авторитеты?!

ДИНАРА. Вот-вот! Ты, Коська, молодец, а нам сейчас всем, как Есенеевой, достанется "на орехи" за свои собственные мысли!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Что ты себе позволяешь, Нургожина! Это уже слишком!

(Все молча опускают головы, напряжение нарастает)

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. А Денис вообще неизвестно чем думает! В тетради для сочинений  какие-то стишата накрапал. (листает тетрадь) Вот: "Маленькая, кроткая моя"...
 Ты что это специально для меня сюда такие стишата понавыписывал? Так у вас поэзию и поэтику другой преподаватель читает.

ДЕНИС. Это, Светлана Корнеевна, мои собственные стихи. Просто они пришли в голову, когда я писал сочинение. Чтобы не забыть, я их в конце тетради записал. Вы меня простите. Я потом забыл, что они там. Я их долго искал. Дайте мне их. Пожалуйста.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. (Не обращая внимания на просьбу). Нет, вы послушайте! " "Маленькая, кроткая моя..." Это что же, тебе затурканные карлицы по душе?
(Класс возмущенно шепчется, шепот переходит в ропот).

МАЛИКА. Как Вам не стыдно? это же его стихи! Мы же в литературном лицее! Да вы за стихи его боготворить должны. Как там говорится? Да, вот: Лелеять ростки таланта. А Вы?!,,,

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Ох, ох! Еще и стыдить меня осмеливаются!

ДЕНИС (твердо). Отдайте стихи!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Нет уж, раз на то пошло, мы их сейчас прочтем и проанализируем с точки зрения поэтики.

ДЕНИС (подходя к столу учителя, с отчаянием). Отдайте же сихи! Они мои. и без моего согласия никто не имеет прАва их читать!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Но ты сам их написал в этой тетради. Может, специально для меня? Но мне неинтересно это читать!
(Класс возмущенно шумит. Денис выбегает из класса. Светлана Корнеевна читает стихотворние, и по мере чтения  раздражение сменяется удивлением, голос теплеет. Но класс уже этого не замечает)
             Маленькая, кроткая моя,
             Просто мать, каких не счесть на свете.
             Не сравню родную с солнцем я.
             Тихим огоньком она мне светит.
             Но когда внезапно на лету
             Ветер тучей солнце заслоняет,
             Наступающую темноту
             Огонек чуть видный разгонят.
             Маленькая, кроткая моя,
             Просто мать, каких не счесть на свете.
             Не сравню родную с солнцем я.
             А душе и днем и ночью светит.*

(медленно) Вот видите, он...

ЕСЕНЕЕВА. (перебивая). Замолчите!Вы не смеете! Не прикасайтесь своими нечистыми грубыми словами к этим стихам. У Дениса ведь всего два месяца назад мама умерла! Для него это самое светлое и святое. А ВЫ?!

ЛЕНА (Тихо). Его мама такой и была: маленькая, кроткая и очень добрая. Какая-то чистая, светлая. Знаете, ее все соседи любили. Старушки в доме все ее звали Люсенькой, а мы, ребятня со всего двора, к ней бегали вкусные пирожки поесть, песни послушать. Она ведь так красиво пела!

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Ну вот, вы сейчас еще тут поминки устройте. Так вот, о литературных достоинствах этих стихов...

ДАША (перебивая, горячо). Они безупречны! Их надо послать в какой-нибудь литературный журнал! (Входит Денис.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Тоже мне нашли Пушкина!

ДЕНИС. (несколько чопорно). Я весьма сожалею, что поступил в этот, с позволения сказать, лицей. А фамилия моя не Пушкин, а Пушкарёв. Спасибо, Светлана Корнеевна, больше я, кажется, никогда стихи писать не буду. (Рвет тетрадь и убегает)

(Звонок. Никто не встает. Светлана Корнеевна садится за стол. В тишине всхлипывает Лена. С улыбкой на лице входит Алия Самаловна.)

Алия САМАЛОВНА. Что ж вы сидите? Звонок уже был.

СВЕТЛАНА КОРНЕЕВНА. Да вот, меня в ретрограды уже записали.
КОСТЯ. Алия Самаловна, я говорю от себя, но думаю, что все меня поддержат. Если Светлана Корнеевна и дальше будет у нас по литературе,я уйду из лицея.
(Выходит из класса. За ним остальные ребята выходят с репликами: "Да ну его такой лицей!" "И что я тут не видел?" "На фиг такая литература!" " И я уйду". 

                ЗАНАВЕС