Был ли заговор генералов против Николая II?

Александр Самоваров
Так почему генералы в феврале-марте 1917 года пошли на отречение Николая II? Тут очень популярна тема заговора. Но заговор, как предварительные разговоры на тему отречения Николая, это одно, а вот реальный заговор это совсем другое. Реальный заговор предполагает четкий круг участников, постановку цели, назначение времени, в реальном заговоре есть лидеры, есть исполнители. Скажем, заговоры против Петра III или против Павла I все это имеем в наличии. Как и заговоре против Хрущева. А вот против Николая такого заговора не было, разговоры были. Генералы же с началом февральских событий думали не о свержении царя, а о том, как сохранить армию, напомню, что события развивались вообще-то во время Великой войны. У генералов уже имелся опыт войны с Японией, которую они проиграли именно из-за революции.
Итак, начальник Генерального штаба генерал Алексеев с началом событий полон решимости подавить их военным путем, и предлагает план подавления, и начинает действовать в этом направлении, но Верховный главнокомандующий Николай II в этот момент уезжает из Ставки, вопреки слезным просьбам генерала Алексеева остаться. Т.е. никакого заговора нет, и для генералов эти события были полной неожиданностью. Если бы царь-Верховный главнокомандующий оставался в Ставке, то никакого отречения не произошло бы, потому что все генералы просто бы выполняли его приказы, как делали до этих пор.
Царя нет, вся информация идет к генералу Алексееву, основные его источники – председатель Госдумы Родзянко, «правый» политик, монархист, плюс к нему информацию дают военный министр и командующий Балтфлотом. А у генерала Алексеева, между прочим, когда уезжал царь, была температура под 40, он был тяжело больным человеком. Это просто для информации. Из всего, что сообщают Алексееву, постепенно складывается картина не просто бунта, а военного восстания, т.е. тут двумя полками не обойдешься. А между тем, в один из критических моментов с царем не было связи 10 часов!
Тут еще появляется некто депутат Госдумы Бубликов, прямо булгаковский персонаж, который объявляет себя министром путей сообщения и требует от служащих железных дорог подчиняться ему. А служащие революционно настроенные товарищи. Это означает в ближайшей перспективе остановку снабжения всей русской армии. Вы себе представьте, огромная многомиллионная русская армия оказывает без боеприпасов и еды, и что будет? Плюс к этому впереди маячат очередные «баррикады на Пресне», да и по всей стране, ибо Алексееву сообщают, что и Москва восстала. Т.е. полноценная гражданская война во время Великой войны, это стопроцентно означает проигрыш в Великой войне.
Генерал Алексеев аналитик, он прошел отличную школу русского Генштаба. В одной из телеграмм царю он пишет, что в силу размаха событий трудно ожидать, что в стороне останется русский офицерский корпус, т.к. в его рядах уже множество бывших студентов, и добавим мы вчерашних крестьян, детей мелких служащих и пр. Самые близкие к солдатам – это прапорщики, но за годы войны социальный состав прапорщиков такой, что только 5% из дворян, все прочие из крестьян и иных сословий. Да и в более высоких званиях большинство составляют выходцы из крестьян, сам Алексеев, между прочим, сын крестьянина, который сделал в армии карьеру.
Что делать, чтобы избежать самого худшего сценария?
В самом начале событий, это назначить правительство национального доверия из думцев. Те об этом давно уже говорят, и говорят не только из корыстных соображений. Т.е. назначение такого правительства в 1916 году делало события февраля 1917 года маловероятными. Но даже назначение такого правительства с началом событий в феврале, это тоже возможный выход. Гадам и предателям из Петроградского гарнизона нужны гарантии прощения и еще они очень не хотят на фронт, потом они это решение проведут через свои Советы и через Временное правительство. Нужно было как-то потушить этот пожар, но для этого нужно было действовать мгновенно. Генерал Алексеев не царь, он не может дать добро на создание этого правительства. Царь таки дает потом добро на создание этого правительства, но момент упущен, и тут есть второй момент, который реален, об этом пишет Алексееву Родзянко, это отречение царя в пользу сына. Но опять же Алексеев не может отречься за царя. Собственно, смертельно уставший царь после своего отречения будет просить об одном – дать ему возможность с семьей уехать из России, а после войны вернуться в нее.
Это хороший вариант для Николая и для страны. К тому выводу приходит генерал Алексеев, к этому же выводу приходит верхушка русской армии. Если кто-то думает, что для генералов это был праздник, то очень ошибается. Ярче всех отреагировал на это генерал Сахаров, по получении от Алексеева вопроса о том, поддерживает ли он отречение, Сахаров дико материт Думу, революцию, Петроградский гарнизон, и мне почему-то кажется, что и государя с государыней. Потом отвечает, что он согласен. А куда деваться?
Пока Николай Александрович катался на поезде, он, кстати, так и не доехал туда, куда ехал, до царицы, России был поставлен шах и мат в три ходы.
Но его отречение в пользу сына еще могло спасти дело, но он не может расстаться с сыном и отрекается в пользу Михаила. Это к слову о том, были ли угрозы в адрес царя, психологическое насилие и пр. Не было. Он сам делает этот роковой выбор. Фокус здесь в том, что Алексей маленький, и все политические силы это устраивает. Пока он дорастет до совершеннолетия, все думают достичь своих целей, армия выиграть войну, часть думцев получить конституционную монархию и т.д. Отречение в пользу Михаила не решает ни одну из проблем, это понимают все, генералы, тот же монархист Шульгин, который приехал за этим отречением, но царь очень упрям, и он упрямится до конца.
Ну и о царе и генералах после отречения Николая. Куда он поехал после отречения? К царице и детям? Но им больше ничего не угрожало. Он поехал в ставку, к генералам. На перроне его встречал генерал Алексеев и прочие генералы ставки. И царь провел последнее совещание, здесь же он сказал Алексееву о том, что готов отречься в пользу сына. Телеграмма его с этим текстом лежит в архиве, но она не была отправлена, ибо смысла не было. Поздно уже. Здесь же в ставке Николай встречается со своей матерью, которая приехала из Киева, она жила в Киеве, потому что была в дикой соре и ненависти с царицей, как и прочие Романовы. Это свидание с матерью показывает то, что Николай признает ее правоту.
Кстати, генерал Алексеев сразу же после отъезда Николая и приезда нового верховного вел. князя Николая Николаевича, предлагает создать военную хунту. Все-таки, Алексеев был самым умным человеком того времени. Но Николай Николаевич и прочие генералы отвергают это предложение, а уже через день Временное правительство под давлением Советов (читай уголовников и предателей в военной форме) объявляет об аресте Николая Николаевича.